Глава I. Самоопределение




МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 197

Чкаловского района г. Екатеринбурга

 

Направление: обществознание

 

Реферат

 

 

ВЫБОР ПРОФЕССИИ У ПОДРОСТКА

 

 

Исполнитель: Кузнецова Алла, ученица 9 класса МАОУ СОШ № 197 Чкаловского района
Руководители: Лесняк Тимофей Григорьевич учитель истории и обществознания  
   
   

 

Екатеринбург, 2013

Содержание

Введение……………………………………………………….3

Глава I. Самоопределение

1.1.Мой выбор профессии…………………………….............4-6

1.2.Профориентация…………………………………………...6-7

1.3.Профессиограмма………………………………………….7-9

Глава II. Сведение о профессии(специальности)

2.1.Профессия(специальность) и типы профессии…………..10-12

2.2.Определние профессии…………………………………….12-13

Глава III. Методы исследования

3.1.Мой социальный мини опрос среди девятиклассников….14

3.2.Результаты опроса…………………………………………. 14-15

Заключение……………………………………………………...15

Литература……………………………………………................16

 

 

Введение:

Я выбрала эту тему потому что эта тема мне очень интересна. Интересна тем что я хочу узнать из чего складывается выбор профессии у подростков и насколько они уверенны в своим выборе.

Эта тема всегда актуальна. Ведь выбор профессии- один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. И сейчас она очень актуальна для меня и для моих ровесников, ведь нам уже сейчас предстоит сделать этот выбор профессии. «Человека, выбирающего свою будущую профессию называют оптантом (от лат. Optacio - желание, избрание). Стадия оптации должна завершаться оформлением реалистического и достаточно четкого представления о той или иной профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя. Для того чтобы четко определиться, надо знать всю нужную информацию о своей будущей профессии. Всю нужную информацию надо расписать по пунктам, т.е. составить правильную характеристику профессий - профессиограмму (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп, а также надо для себя сравнить плюсы и минусы такой профессии.

Цель работы: Познакомить оптантов с полезной и нужной информацией о правильном выборе профессии, чтобы избежать каких-либо ошибок.

Задачи:

1) Выяснить из чего складывается выбор профессии у подростков и кто ему способствует. Для этого я провела мини опрос состоящих из 5 вопросов.

2) Выяснить из чего должен состоять правильный выбор профессии.

3) Составить правильную профессиограмму.

В этом во всем что связано с будущей профессией я попытаюсь разобраться и надеюсь, что информация будет очень познавательная и нужная для будущих оптантов.

 

Глава I. Самоопределение

1.1.Твой выбор профессии:

Я и мои ровесники сейчас выбираем свою будущую профессию. И нам уже сейчас надо определиться с своим выбором, ведь от него зависит наше дальнейшие обучение, будем ли мы оставаться в школе или продолжим свое обучение в другом учебном заведении в колледже или в училище. И выбор у нас трудный, ведь сложность заключается в том, что мы должны посвятить всю свою жизнь одной выбранной нами профессия(специальности), а их количество в наше время очень велик. И нетрудно сделать неправильный выбор. Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или ной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности. Для многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой-он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. Тогда верное решение обратиться к профконсультанту. «Квалифицированная помощь заключается в том, что профконсультант помогает оптанту определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; информирует его о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути.»[1;с.4].Профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности. Оптант просит определить, к какому виду деятельности он наиболее способен, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу его профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого из нас к определенному виду деятельности (и только к нему), но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста. Важно помнить, что профконсультация или тест на профориентацию (лат. Professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных для выявления склонности человека к определённому роду деятельности, эти знания тебе могут чем-то помочь, ведь ты для себя соберешь очень нужную и полезную информацию про себя, и в дальнейшем твоем выборе эти знание о себе могут сыграть важную роль при выборе твоей профессии. И я попытаюсь разобраться из чего должен состоять мой выбор профессии.

Профессиональное самоопределение - длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Это один из главных компонентов социализации личности. Успешность профессионального самоопределения в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии, связанной:

- с формированием профессиональной направленности личности,

- адекватной самооценкой способностей,

- реалистичным уровнем притязаний,

- устойчивыми профессиональными намерениями,

- достаточной информированностью.

Твое самоопределение. Выбор профессии многие специалисты рекомендуют представить в виде равнобедренного треугольника, стороны которого такие понятия, как «Я хочу», «Я могу» и «Надо».

Хочу – это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте, например, склонность к работе с людьми, техникой, природой и т.д.

Могу – это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному.

Надо – это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей, спрос.

Человек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию. Причем, желательно, чтобы стороны были действительно равны друг другу. Так что, попробуйте немного заняться жизненной геометрией и нарисуйте подобный треугольник. Если стороны получаются слишком неравнозначными, значит, вас явно занесло не туда. Чтобы скорректировать ваш профессиональный выбор, можно использовать такие способы психодиагностики, как различные тесты, анкеты, опросники. Они позволят вам определить, к какому типу личности вы относитесь, какие качества являются решающими для той или иной области деятельности (специальной литературы об этом существует немало).

 

 

1.2. Профориентация:

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. Professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.[4].

Планомерное и долговременное изучение профессиональной направленности позволяет не только изучить, но и развить интересы и склонности каждого школьника. Одной из форм такой работы является профориентационная карта учащегося. Полученная с ее помощью информация может быть использована для проведения с учащимися работы по профессиональному просвещению и консультированию. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом. Наиболее важную характеристику профессиональной направленности - склонности человека к работе в различных видах профессиональной деятельности выявляют дифференциально-диагностический опросник (ДДО) и различные варианты опросника профессиональной готовности (ОПГ, ОПГШ). Предлагаемые карты интересов дают возможность выявить познавательные и профессиональные интересы учащихся. Тест на профориентацию очень увлекательное и полезное занятие. Сколько людей страдают из-за того, что когда-то сделали неправильный выбор! Не стоит выбирать профессию, ориентируясь на советы знакомых, на возможные высокие заработки или престиж. Прислушайтесь к голосу своего сердца, протестируйте себя самостоятельно или вместе с профессионалами, и тогда потом вам не о чем будет сожалеть. Вы сделаете безошибочный выбор. Такие тесты зачастую проводятся в старших классах системы среднего образования. Свои тесты проводят и центры трудоустройства.

Профессиональная ориентация включает в себя:

*Профессиональное просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

*Профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

*Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки.

*Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой.

 

 

1.3. Профессиограмма:

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Различают два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы. [5].

Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен быть готов к отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования. Если требования, предъявляемые профессией к работающему, совпадают с его личностными качествами и возможностями, то говорят о профессиональной пригодности. Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как успешность овладения профессией и удовлетворенность человека своим трудом. В основе первого показателя лежат прежде всего способности индивидуума. Под этим термином обычно понимают такие индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам, навыкам. Наличием способностей часто объясняют легкость и быстроту приобретения этих знаний и умений. Размышляя, какую профессию выбрать, каждый так или иначе собирает информацию о заинтересовавших видах труда. Собранные сведения анализируются, критически оцениваются, систематизируются, и на их основе складывается представление об определенной профессиональной деятельности. Фактически вы на этом простейшем уровне занимаетесь составлением профессиограмм – характеристик профессий с требованиями, которые они предъявляют к личности работающего. Чтобы профессиограмма отражала истинное положение дела, надо стараться получить как можно больше сведений о той или иной профессии. Работа по составлению профессиограммы позволяет глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней.

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

Выделяются следующие методологические принципы разработки профессиограмм:

а) системность — в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;

б) целостность — оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

в) практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;

г) научность и современность — методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;

д) эффективность — в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы.

Характеристика профессий – профессиограмма, ее желательно составлять по такому плану:

1) Характеристика процесса труда.

2) Санитарно-гигиенические условия труда.

3) Психологические требования профессии к человеку.

4) Сведения о профессиональной подготовке.

В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения. «Существуют разные виды классификаций профессий. Наиболее известная классификация была разработана Е.А.Климовым.»[2].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: