2.1. Профессия(специальность) и типы профессии:
«Профессия (лат. Professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом) - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.» [1;c.5]. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда. По мере развития производительных сил общества, применения более совершенных орудий труда и технологии производства, возникновения новых видов производства и отраслей науки углубляется разделение труда. Формирование профессий широкого профиля, а также совмещение профессий (специальностей) делает труд более творческим и содержательным, что ведёт к постепенному стиранию различий между умственным и физическим трудом. При социализме трудящимся предоставлена возможность выбора профессии в соответствии с наклонностями, культурными и духовными запросами и с учётом интересов развития народного хозяйства, социально-значимый род занятий человека, вид его деятельности. Приобретение профессии обеспечивается развитием различных форм общего и специального образования и отсутствием безработицы. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности, и именно они обусловливают эти требования.
«Специальность (лат. Specialis — особый, особенный; от species — род, вид) -это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного(затраченного) им труда необходимые средства существования и развития.» [1;с.5]. Специализация работника — один из видов профессионального разделения труда. Если функции по определённой специальности охватывают всю сферу трудовой деятельности работника, она соответствует понятию «профессия». Специальностей-тысячи, и для их удобства ориентации в них нужно их классификация. Возможны различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой классификации, по сходству психологических требований и по многим другим основаниям. «В современной системе российского высшего образования существует 648 специальностей, которые объединены в 28 групп». [3] В рамках одной специальности могут выделяться ряд специализаций, где происходит углубленное изучение некоторых дисциплин. Существуют специальности начального, среднего и высшего профессионального образования.
Типы профессий
Люди имеют определенные способности, которые позволяют им добиваться больших успехов в одной области деятельности, чем в другой. Далее при выборе профессии оптанту необходимо знать к какому типу относится выбранная им профессия. Существует пять основных типа профессий:
1. «Человек-природа»,
2. «Человек-техника»,
3. «Человек-человек»,
4. «Человек-знаковая система»,
5. «Человек-художественный образ».
1. Человек-природа: Предметом труда для представителей большинства профессий этой сфера являются живые растительные организмы и животные, условия их роста и жизни.
2. Человек-техника: Для успешной работы в области техники важна наблюдательность, умение при помощи слуха, зрения и воображения подметить еле заметные изменения в работе машин и механизмов; необходим высокий уровень развития так называемого технического мышления, развитие представления о ходе скрытых от глаз технических процессов.
3. Человек-человек: Эта сфера объединяет профессии, отличительной чертой которых является необходимость постоянного общения с другими людьми, необходимость непосредственного воздействия на них.
4. Человек-знаковая система: Большинство профессий этого типа связано с переработкой различной информации. Требования, предъявляемые профессиями этого типа к человеку, зависят, в первую очередь, от того, с какими предметами труда имеет дело специалист.
5. Человек-художественный образ: Большинство профессий этого типа связано:
*С созданием, проектированием, моделированием художественных произведений.
*С воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений в массовом производстве.
Как видите, деление довольно четкое и стройное. Чтобы выбрать для себя тот или иной тип занятости, нужно вспомнить, к чему вы испытывали особое влечение с самого детства, кто был вашим кумиром, каких знакомых ваших родителей вы заваливали вопросами об их профессии. Анализ этой информации поможет вам правильно выбрать свою специальность, свое дело.
2.2.Определение профессии:
В определение профессии у подростка есть факторы выбора профессии:
1.Позиция старших членов семьи. (Есть старшие, которые несут ответственность за то, как складывается жизнь их ребенка. Эта забота распространяется и на вопрос его будущей профессии.)
2. Позиция товарищей, друзей. (Дружеские связи очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии подростка.)
3.Позиция учителей, школьных педагогов. (Учителя наблюдают за поведением и учебной активностью подростка, он знает многое о нём.)
4.Личные профессиональные планы. (Под планом в данном случае подразумевается представления подростка об этапах освоения профессии.)
5.Способности. (Достижение в самых разнообразных видах деятельности).
6.Уровень притязаний на общественное признание. (Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.)
7.Информированность. (Приобретённые сведения о профессии оказались неполными.)
8.Склонности. (Проявляются в любом занятии, на которое тратится большая часть своего времени.)
Основные требования подростков к своей будущей профессии:
Профессия должна быть:
*престижной;
*хорошо оплачиваемой;
*интересной;
*с хорошими условиями труда;
*чтобы её легко было приобрести;
*соответствовать желанию родителей;
*востребована на рынке труда.
Большинство выпускников думают о престижности профессии. Они думают, что, получив престижную профессию, автоматически станут уважаемыми людьми. Однако следует иметь в виду, что общественное признание профессии существенно меняется со временем. Т.е. если стремиться к престижу то возможно опять же совершить грубейшую ошибку. Следовательно, большинство выпускников, выбирая профессию, свои собственные интересы и склонности ставят на третье место по степени важности, а возможность трудоустройства вообще на последнее место. И совершенно не учитывают свою профессиональную пригодность, которая является одним из важных моментов, учитывая в процессе профессионального выбора. Профессиональная пригодность, наряду с национальностью, религией и семейным положением, является наиболее высокой характеристикой любого человека. По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающиеся официальным видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрав себе профессию – значит, не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности и образ жизни.
Задачи и правила, чтобы выбрать нужную профессию:
Основными задачами профессиональной психофизиологического отбора являются:
1.Прогнозирование пригодности к трудовой деятельности для повышения её надёжности и эффективности.
2.Прогнозирование пригодности к обучению для повышения качества и скорости подготовки.
3.Снижение текучести кадров и производственного травматизма.
4.Повышение производительности труда и профессионального долголетия и здоровья.
Правильный выбор профессии подчиняется двум правилам:
1.Профессия должна быть интересна тем, кому её предлагает человек, чем ценнее будет его умение для общества, чем дороже оно будет готово оплачивать его труд.
2.Профессия в максимальной мере должна интересовать подростка и нравится ему.
И главное будьте уверенные в себе, ведь уверенность помогает контролировать жизнь и поддерживать вас во многом. И если вы уверенны в себе то вы сможете сделать правильный выбор профессии на всю вашу жизнь. И останетесь довольны своим выбором.