Надо сохранить память обо всем и всех: это наш долг».




ЕГО ИМЕНЕМ НАЗВАНА ПЛАНЕТА

АКАДЕМИК

ДМИТРИЙ ЛИХАЧЁВ:

«НАДО СОХРАНИТЬ ПАМЯТЬ ОБО ВСЁМ И ВСЕХ: ЭТО НАШ ДОЛГ»

Cправка – Дмитрий Лихачёв (1906-1999) - культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор, академик, Герой социалистического труда, лауреат Сталинской и Государственных премий СССР и РФ. Был награжден многими орденами и медалями, являлся первым кавалером возрожденного ордена Святого апостола Андрея Первозванного (1998). председатель правления Российского фонда культуры, автор около 500 научных работ по теории и истории древнерусской литературы.

При жизни был избран почётным членом Болгарской академии наук, Венгерской академии наук, членом-корреспондентом Британской академии, членом-корреспондентом Гёттингенской академии наук (ФРГ). иностранным членом Американской академии наук и искусств, иностранным членом Национальной академии Италии.

На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.

В Российской Федерации 2006 год был объявлен годом Д.С.Лихачёва.

В 80-е годы прошлого века у советской интеллигенции было два властителя умов, два духовных лидера — академики Сахаров и Лихачев.

Правда, духовность тогда понималась исключительно как нравственное совершенство, порядочность, стремление к высшим, неутилитарным ценностям и смыслам. Когда-то духовными лидерами были писатели, но под прессом идеологической цензуры постепенно уступили место ученым. В 1960–1970-е уже от них ждали не только открытий и изобретений, но и какой-то высшей правды.

И ничего удивительного, что одним из таких лидеров стал именно Дмитрий Лихачев. Древнерусская литература, которой он всю жизнь занимался, вся пронизана религиозными смыслами, вся - о Боге, о вере, даже когда речь идет о войнах, смутах и династических распрях. В СССР ее изучение и популяризация были чуть ли не единственным легальным способом

----------------------------------------------------- ДМИТРИЙ ЛИХАЧЁВ ----------------------------------------------------- 2

Разговора о христианских ценностях.

Конечно, многим это было любопытно только как экзотика, но были и те, для кого с чтения трудов Лихачева начался путь к Богу. А уж после 1986 года, когда по центральному телевидению показали его легендарную «Встречу в концертной студии «Останкино»», где он говорил о жизни, вспоминал, отвечал на вопросы зала, его узнали и признали и те, кто древнерусской литературой вообще никогда не интересовались.

Сегодня уже трудно объяснить, что это была за революция в общественном сознании. Мало кто помнит, что для советского руководства образца 1980-х была скорее характерна тоска по «Союзу воинствующих безбожников». Времена были, конечно, не хрущевские, но тоже далеко не «вегетарианские». При Андропове за издание и распространение религиозной литературы посадили больше 400 человек.

Правозащитница Зоя Крахмальникова в 1983 году получила год лагеря и пять лет ссылки за нелегальное издание сборников «Надежда», в которых публиковались святоотеческие сочинения, послания и поучения православных подвижников, свидетельства новомучеников.

В такой вот обстановке начиналась горбачевская перестройка и на первых порах не сулила Церкви ничего хорошего: последняя антирелигиозная кампания была запущена в 1986 году.

И в том же году рвануло в Чернобыле. И все вдруг вспомнили, что по-украински чернобыль — это полынь, и что в Апокалипсисе сказано о «звезде-полынь». А тут еще киевский корреспондент суперпопулярной тогда «Литературной газеты» написал о том, что Церковь первой начала собирать средства в помощь жертвам Чернобыля, а местный священник до конца оставался со своей паствой в отличие от школьных учителей, которые сбежали первыми, кинув своих учеников на произвол судьбы.

И когда по телевизору показали передачу с Лихачевым, люди были готовы считывать даже те смыслы, о которых в телеэфире еще нельзя было говорить напрямую. Не только в его словах, но и в самой его личности, в его судьбе было что-то значимое, настоящее.

Позднее, уже в 1990-е, вышла его статья «Беседы прежних лет:

воспоминания об интеллигенции 1920–1930-х годов», из которой многое стало понятно:

«Молодость всегда вспоминаешь добром. Но есть у меня, да и у других моих товарищей по школе, университету и кружкам нечто, что вспоминать больно, что жалит мою память и что было самым тяжелым в мои молодые годы. Это разрушение России и русской Церкви, происходившее на наших глазах с убийственной жестокостью и не оставлявшее никаких надежд на

возрождение. <…> Почти одновременно с Октябрьским переворотом начались гонения на Церковь. Эти гонения были настолько невыносимы

----------------------------------------------------- ДМИТРИЙ ЛИХАЧЁВ ----------------------------------------------------- 3 гонения на Церковь. Эти гонения были настолько невыносимы для любого русского, что многие неверующие становились верующими,

психологически отделяясь от гонителей. <…>

И с этим чувством жалости и печали я стал заниматься в университете с 1923 года древнерусской литературой и древнерусским искусством. Я хотел удержать в памяти Россию, как хотят удержать в памяти образ умирающей матери сидящие у ее постели дети, собрать ее изображения, показать их друзьям, рассказать о величии мученической жизни. Мои книги — это, в сущности, поминальные записочки, которые дают «за упокой»: всех не упомнишь, когда пишешь их — записываешь наиболее дорогие имена, и такие находились для меня прежде всего в Древней Руси. <…>

Помню, что однажды на квартире у своего учителя я встретил настоятеля Преображенского собора отца Сергия Тихомирова и его дочь. Отец Сергий был чрезвычайно худ, с жидкой седой бородой. Не был он ни речист, ни голосист и, верно, служил тихо и скромно. Когда его «вызвали» и спросили об его отношении к советской власти, он ответил односложно: «от Антихриста». Ясно, что его арестовали и очень быстро расстреляли. Было это, если не ошибаюсь, осенью 1927-го, после Крестовоздвижения.

Надо сохранить память обо всем и всех: это наш долг».

Но в 1928 году, сразу после окончания университета, настал черед и Лихачева — за доклад о преимуществах дореволюционной орфографии, который он сделал в студенческом кружке, его арестовали и осудили на пять лет лагерей. И отправили на Соловки. Правда, в 1932-м «за успехи в труде» досрочно освободили.

Потом ему даже удалось вернуться в Ленинград, а в 1936-м по ходатайству президента Академии наук Александра Карпинского с него сняли судимость. С тех пор Дмитрий Лихачев всю жизнь работал в Институте русской литературы АН, Пушкинском доме. В 1941-м защитил кандидатскую, в 1947-м — докторскую. Из Ленинграда не уезжал даже в блокаду. В 1953 году его избрали членкором АН, а в 1971-м он возглавил редколлегию серии «Литературные памятники».

Он не делал резких движений, он не был против советской власти — он был вне ее. Но когда от всех советских академиков потребовали подписать письмо, осуждавшее Сахарова, не подписали двое — академики Капица и Лихачев, единственный советский академик, не вступивший в КПСС.

Потому что точно знал: «Жизнь — это драгоценный дар, он дается не зря: не для мелочей, не для собирания мебели и устройства своей квартиры, не для покупки машин. Он дается для какой-то огромной, великой цели… Нужно продолжать накапливать в жизни добро». (Дмитрий Лихачев. Из стенограммы «Встречи в концертной студии «Останкино», 1986 год).

Источники: https://foma.ru/5-stolpov-nauki-kotoryie-pomogli-tserkvi-vyizhit-v-sssr.html

https://ru.wikipedia.org

----------------------------------------------------- ДМИТРИЙ ЛИХАЧЁВ ----------------------------------------------------- 4

ФРАЗЫОБ АКАДЕМИКЕ ДМИТРИИ ЛИХАЧЁВЕ:

«Для меня это один из самых авторитетных людей во всем мире.
Я читал его рассказы о жизни на Соловках. Слов нет. Особенно поразила его мысль о том, что после очередного расстрела ему стало необходимо жить за двоих. За себя и за того парня, которого расстреляли вместо него. Это человек, который прошел в этой жизни если не все, то очень многое, и мой ему глубокий поклон и вечное уважение…»
https://bda-expert.ru/forum/67-283-1

«Гордость русского народа, гордость интеллигенции. Я не знаю, кто сможет занять его (Дмитрия Лихачёва – ред.) место и кто сможет иметь право говорить так о любых проблемах российской культуры с таким знанием и с такой болью за неё»… И. Дмитриев

«... Я привык, что есть человек (Дмитрий Лихачёв – ред.), по которому можно сверять свои поступки. Его присутствие мешало идти на сделки со своими слабостями. Он защищал нас от того злого, мстительного, циничного, что ежедневно порождало наше время». Даниил Гранин, писатель

«(Дмитрий Лихачёв – ред.) всегда с уважением относился к Русской Церкви, особенно к духовенству, пострадавшему в лагерях. С некоторыми из них он находился в близкой дружеской связи (см. об этом в книге Д. С. Лихачева «Воспоминания», М., 2007 г.). В разделе «О жизни и смерти» в своей книге «Русская культура» он писал так: «Религия либо занимает основное место в жизни человека, либо у него её нет вовсе. Нельзя верить в Бога „попутно“, „между прочим“, признавать Бога как постулат и вспоминать о Нём только, когда спрашивают»… Когда в 1996 г. Дмитрию Сергеевичу исполнилось 90 лет, его поздравил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Владыка поднес в дар юбиляру икону Божией Матери, Дмитрий Сергеевич перекрестился и поцеловал образ.

«Он был, судя по его трудам и лишениям, одной веры с Нестором Летописцем и Сергеем Радонежским, протопопом Аввакумом и боярыней Морозовой, он чудом попал в наше время из дониконовской Святой Руси. Недаром среди гранитных глыб-памятников малоизвестных академиков на его могиле красуется простой осьмиконечный деревянный крест. Таково было его завещание». Л. Пименов.

P.S. Имя Д. С. Лихачёва присвоено малой планете № 2877, открытой советскими астрономами: (2877) Likhachev-1969 TR2.

ФРАЗЫДМИТРИЯ ЛИХАЧЁВА:

«Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место» Д.Лихачев

«Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим." Д.Лихачев

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит…». Д.Лихачев

«Жизнь - прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя». Д.Лихачев



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: