Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.




Параграф №9.

Ислам – одна из трех монотеистических мировых религий. Основа исламской догматики представляет собой веру в Аллаха как единого бога, пророка Мухаммеда, Коран и судный день. Современный ислам является самой быстро распространяющейся религией – каждый год число верующих вырастает приблизительно на 2,5%. По прогнозам, через 20 лет количество приверженцев ислама сравняется с количеством христиан.

К юго-востоку от азиатских владений Византии жили многочисленные племена арабов. Прежде мало кому известные, в 7 веке они заставили о себе заговорить и в Азии, и в Европе. Арабы относятся к числу семитских народов. С историей их родственников евреев, ассирийцев, финикийцев мы уже знакомились в 5 классе в курсе истории Древнего Мира. Арабы осознавали свое родство с евреями, считая своим предком Измаила – сына библейского Авраама. Последний таким образом являлся общим предком арабов и евреев. Арабы издревле населяли огромный Аравийский полуостров, расположенный в Юго-Западной Азии.

Подавляющую часть территории Аравийского полуострова занимают пустыни и сухие степи. Часть этих территорий пригодна для кочевого скотоводства. Кочевых арабов называли бедуины. Кочевники-бедуины, что означает степняки, передвигались в поисках пастбищ со стадами верблюдов, овец и лошадей. Без верблюда большая часть Аравии была бы вообще недоступной для человека. Бедуин питался молоком и мясом верблюда, изготавливал одежду из верблюжьей шерсти, верхом на верблюде сражался с врагами. Лошади были гораздо прихотливее и были они главным образом у богатых людей. Положение бедуина было ненадежным. Задержка зимних дождей грозила гибелью. Не хватало пастбищ. Скотоводство не всегда давало достаточно средств к существованию и бедуины при случае грабили соседние племена, а также купеческие караваны.

Для земледелия были пригодны только прибрежные районы полуострова, особенно занимавший его южную оконечность Йемен. В Йемене было достаточно воды и веками существовал развитая система орошения. К северо-западу от Йемена, вдоль побережья Красного моря, расположен более засушливая территория под названием Хиджаз. Его крупнейший торговый центр – Мекка. Через Хиджаз и Йемен проходил важный торговый путь, соединявший Византию с Восточной Африкой и Индией. В оазисах вдоль этого пути возникали города.

Благосостояние жителей Хиджаза зависело от караванной торговли. Арабы, бедуины, земледельцы и торговцы делились на племена, а те, в свою очередь, на роды. Племена постоянно враждовали друг с другом за пастбища. Все это усугублялось обычаем кровной мести. За убийство или оскорбление родича мстило все племя. Вожди руководили племенем во время войны разбирали споры между соплеменниками. Вожди и их близкие родственники относились к числу наиболее богатых членов племени. Племенная вражда особенно болезненно ощущалась в трудные времена. Именно так было в конце 6 – начале 7 века, когда борьба Византии с Ираном сильно расстроила аравийскую торговлю. Дело в том, что в конце 6 века Иран захватил южную часть Аравии, а в начале 7 века Византия укрепилась на севере Аравии. Лишь объединение арабов могло решить эту проблему и в тоже время объединить враждующие арабские племена.

В большинстве своем арабы были язычниками. Они поклонялись солнцу, луне, звездам, почитали камни причудливой формы, верили в добрых и злых духов. Разные племена почитали разных богов. Общеаравийской святыней был храм Кааба, что в переводе с арабского – «куб». В углу этого большого кубического здания, расположенного в Мекке, находился черный камень, который по приданию бог даровал Адаму. Вокруг Каабы располагались идолы других божеств. Властителем Каабы считался Аллах – один из самых могущественных языческих богов. В первые века нашей эры в Аравии распространились иудаизм и христианство – первые монотеистические религии в истории. Их проникновение сюда свидетельствовало о том, что язычество все менее удовлетворяло арабов. Но путь арабов к признанию единого и всемогущего бога лежал не через приобщение к иудаизму или христианству, а через создание новой веры.

Основателем новой религии ислама являлся Мухаммед. Мухаммед родился в 570 году в городе Мекка. По роду занятий он был торговцем. Долгое время Мухаммед вел дела состоятельной вдовы Хадиджы. Со временем он женился на ней. К сорока годам Мухаммед добился уважения сограждан и мог уже не заботиться о хлебе насущном. Теперь все больше места в его жизни занимали религиозные размышления и искания. Когда, однажды, в пещере под Меккой Мухаммед придавался благочестивым раздумьям, ему было видение архангела Гавриила. Тот произнес несколько фраз и приказал Мухаммеду повторить их. Так, Мухаммед в 610 году начал пророчествовать, передавая народу откровения, полученные свыше.

Мухаммед призывал жителей Мекки и всех остальных арабов отказаться от многобожия и уверовать в единого бога – Аллаха, а также раскаяться в грехах, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему божьему суду. Мухаммед изобличал тех, кто несправедливо нажил богатство. Призывал богачей помогать бедным и слабым. Себя Мухаммед называл посланником Аллаха, его Пророком. Причем Мухаммед подчеркивал, что Аллах уже направлял к людям посланников, но люди не слушали их и были наказаны за это. Среди своих предшественников Мухаммед называл Муссу (Моисей) и Ису (Иисус). Таким образом новая вера представала не новшеством, а восстановлением истинной веры Авраама. Мухаммед надеялся, что такая проповедь объединит и язычников, и христиан, и иудеев. Ближайшие родственники и друзья поддерживали Мухаммеда, но остальные жители Мекки враждебно отнеслись к его пророчествам, осудив отступничество от веры предков. Возможно, влиятельные мекканцы боялись, что с утверждением новой веры Кааба придет в запустение и немалые доходы, которые они получали от языческих паломников, резко сократятся.

Много лет Мухаммед безуспешно пытался обратить сограждан в новую веру. Неожиданную поддержку пророк получил в соседнем городе Ясриб. Враждовавшие там племена надеялись примириться и установить порядок с помощью пришлого вероучителя, известного праведной жизнью. В 622 году Мухаммед, над которым в родном городе нависла угроза физической расправы, с горсткой сторонников бежал из Мекки в Ясриб. Это событие, именуемое у арабов Хиджра (в переводе – переселение), сыграло решающую роль в победе новой веры. Не случайно именно с Хиджры начинается отсчет мусульманской эры. Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. Мухаммеду удалось примерить жителей Ясриба, которые в большинстве приняли новое учение. Часть несогласных была выселена из города, а другая истреблена. В честь Мухаммеда Ясриб был переименован в «город пророка», что на арабском звучит как «Медина».

Мухаммеду было важно не только подчеркнуть монотеизм своего учения в противовес язычеству, но и отмежеваться от других монотеистических религий – иудеев и христиан. В спорах с ними складывались догматы новой веры. По приказу Мухаммеда в Медине возвели первое помещение для молитв сторонников новой веры – Мечеть (от арабского «масджид» - место поклонения). Был определен порядок богослужения. Главной святыней стала Кааба и каждый правоверный должен был во время молитвы обращаться в ее сторону.

В 630 году, после нескольких лет войны, Мухаммед подчинил Мекку. Он приказал уничтожить идолов, окружавших Каабу и вскоре запретил паломничество туда язычников. Сама Кааба осталась объектом глубочайшего поклонения. Мухаммед стал основателем новой религии – ислама, и главой Арабского государства. Последние годы жизни Мухаммеда стали годами впечатляющих успехов его проповеди. Арабские племена одно за другим подчинялись пророку. К моменту смерти Мухаммеда его учение приняла уже большая часть арабов. Когда Мухаммед в 632 году умер, в его смерть отказывались верить. Хотя пророк всегда подчеркивал, что он всего лишь смертный человек, хотя и избранный богом. Распространение его веры уже нельзя было остановить. Новая религия получила название Ислам (в переводе с арабского – «предание себя богу»). Основы вероучения записаны в священной книге под названием Коран (в переводе – «чтение»). Коран состоит из 114 глав, называемых суры. В Коране был записан свод откровений, полученных Мухаммедом от бога. Впоследствии, уже после смерти пророка, они были по памяти записаны учениками Мухаммеда. Помимо Корана большинство мусульман почитают Сунну – собрание рассказов о жизни Мухаммеда и его изречения. Основное положение ислама – «Нет бога, кроме Аллаха», «Мухаммед – пророк его». Согласно положениям ислама у мусульманина пять основных обязанностей: вера в Аллаха, регулярная молитва – намаз, соблюдение поста, совершение паломничества (Хаджа) в Мекку, благотворительность. Существовали и частные ограничения (нельзя употреблять в пищу свинину, женщинам нельзя раскрывать свое лицо фигуру перед посторонними и т.д.). На основе Корана возникли и юридические нормы, получившие название Шариат (в переводе с арабского – «правильный путь»). Судили мусульман знатоки Корана, духовные судьи – кади.

Ислам сыграл важнейшую роль в политической, социальной и религиозной жизни человечества, так как стал не только мировой религией, но и подарил миру непревзойденное самобытное искусство и новую жизненную философию.

Завоевания арабов.

После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы («заместители» Пророка). Первыми халифами были родственники и ученики Мухаммеда. При первых халифах отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Арабы обрушились на Византию и Иран. Иран с Византией тем временем были истощены войной друг с другом и не оказали арабам сопротивления. В короткий срок арабы сумели захватить византийские провинции Сирию, Палестину и Египет, а также завоевать Иранское Царство, племена берберов в Северной Африке. Постепенно все африканское побережье Средиземного моря стало арабским.

В 711 году арабы переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров, где осуществили захват большей части Испании и Португалии. Далее, преодолев Пиренейские горы, арабы напали на королевство франков. Но франки смогли отбросить арабов на юг.

На востоке арабы встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии и поэтому их власть здесь не была прочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы нанесли поражение китайской армии. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию и утвердились там.

Именно так. В течение 7-8 веков, образовалось огромное государство арабов - Арабский халифат. Дата основания Арабского халифата – 630 год. Арабский халифат раскинул свои владения от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Государство состояло из многих народов. Столицей государства был город Дамаск.

В 750 году власть в халифате перешла к династии Аббасидов. Во время их правления арабы проникли на острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии. Принявшие исламскую веру народы завоеванных территорий на первых порах освобождались от подушного налога. Вскоре после прихода к власти Аббасидов на реке Тигр была основана новая столица государства – Багдад. Государство при Аббасидах стало называться Багдадский халифат.

Одним из самых известных правителей династии Аббасидов является Харун ар-Рашид (годы правления: 786-809). Этот правитель даже стал одним из героев сборника сказок «Тысяча и одна ночь». Правление Харун ар-Рашид отличалось неимоверной жестокостью - жители были обложены высокими налогами, содержать армию, угнетались жители покоренных земель и т.д. В 8-9 веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов. Чтобы подавлять восстания, один из халифов приказал набрать войско из плененных жителей Средней Азии. Из них была создана гвардия халифа. Но с течением времени начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов. Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности и управляемые ими провинции. Они отказывались подчиняться халифу, так как опирались на собственные военные силы. Одним словом, эмиры становились независимыми правителями.

В середине 8 века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Так образовалось независимое арабское государство в Испании – Кордовский эмират (с 10 века -Кордовский халифат).

К середине 10 века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была отвоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. Они захватили Багдад, а правитель турок получил от халифа титул султана.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: