Романченко В.Г.
ЗПЕ-41
Тема: «Цветы вокруг нас».
Цель – воспитание любви к родной природе, развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру.
Воспитательная задача – воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром, экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки с наглядным материалом; материал с информацией; канцелярские товары; ватман; презентация; цветы из бумаги (15 штук); книга «Стихи о цветах», М. Лукашина.
Используемая литература:
1. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. «Горенка». URL: https://gorenka.org/ (дата обращения: 19.02.2021).
2. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. «ЛИТМИР». URL: https://www.litmir.me/ (дата обращения: 19.02.2021).
3. Сборник воспитательных мероприятий. «Образовательная социальная сеть nsportal.ru». URL: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 19.02.2021).
Этапы | Деятельность |
Подготовительная работа | Постановка целей и задач воспитательной работы. Цель: - познакомиться с различными видами цветов и растений, узнав информацию о них; - изученную информацию и полученный материал оформить в виде плаката. Задачи. 1. Изучить предложенный материал, выбрав из него необходимую информацию для представления на плакате. 2. Подобрать наглядный материал для плаката. 3. Оформить плакат «Цветы вокруг нас». |
План проведения дела | 1. Вступительное слово учителя. 2. Проведение викторины. 3. Раздача информационного и наглядного материала для обучающихся с целью их самостоятельного изучения и подборки необходимого материала для плаката. 4. Разработка плаката обучающимися «Цветы вокруг нас». 5. Подведение итогов. |
Ход дела | 1. Вступительное слово учителя: - Бывая в лесу, в поле, в деревне, на даче, вы можете увидеть много удивительного и интересного в родной природе. Мы же с вами поговорим о цветах, без которых наша земля не была бы такой прекрасной. Синие, красные, желтые, розовые – они, как разноцветные фонарики, вспыхивают вдоль тропинок, на полянах, клумбах, около рек и ручейков. Многие цветы – это настоящая лесная аптека, помогающая человеку сохранить здоровье, продлить жизнь и излечиться от недугов. Великий Жан Жак Руссо говорил своим друзьям: «Когда вы заметите, что я очень болен и мало надежды на моё выздоровление, снесите меня на луг, и вы увидите, что мне опять станет хорошо!» Мы с вами еще многое узнаем о цветах на нашем занятии, но это будет дальше. А сейчас викторина. 2. Проведение викторины. - Какое растение, согласно преданию, цветет в ночь на Ивана Купало? (Папоротник) - Из какого цветка появилась на свет Дюймовочка? (Из тюльпана) - Какие цветы росли у Кая и Герды? (Розы) - Какой цветок рос на планете Маленького принца? (Роза) - Какое растение любят кошки? (Валериану) - Какой цветок в переводе на русский язык означает «Звезда»? (Астра) - Любимый цветок немецкого поэта В. Гете? (Фиалка) - Какие цветы чаще всего дарят женщинам на восьмое марта? (Тюльпаны) - Какие цветы взял с собой в кабину самолета Валерий Чкалов, отправляясь в 1937 году в полёт через Северный полюс в Америку? (Васильки). - Молодцы! 3. Раздача информационного и наглядного материала для обучающихся с целью их самостоятельного изучения и подборки необходимого материала для плаката. - Послушайте стихотворение С.А. Белова. Что может быть на свете краше Букета полевых ромашек? И благороднейшие розы Не терпят грубости и позы! Какое совершенство линий У гладиолусов и лилий! А сколько нежности и ласки Анютины нам дарят глазки! Гвоздики, иван-чай, цикорий — Великолепных красок море! Цветов прекрасен облик милый. Без них бы жизнь была б унылой! - А чтобы нам получше узнать о цветах, мы познакомится с интересными фактами о них, а также со стихотворениями о цветах из книги М. Лукашиной. Мы с вами говорили о том, что на этом занятии самостоятельно разработаем плакат «Цветы вокруг нас». В этом плакате необходимо поместить информацию, стихотворения, иллюстрации, посвящённые красивым цветам со всего мира. Сейчас я вам раздам необходимый материал, с которым нужно поработать, выписав из него необходимое (приложение № 1), а также выбрать из предложенного материала иллюстрации, которые украсят наш плакат. 4. Разработка плаката обучающимися «Цветы вокруг нас». - Помните, что иллюстрации и информация на плакате должны соответствовать друг другу. - Как нужно работать в группе? 1. Слушать каждого члена группы внимательно, не перебивая. 2. Уважать мнение товарищей. 3. Высказывая своё мнение, говорить чётко, понятно, коротко и спокойно. 4. Не обижать никого и не обижаться. 5. Работать дружно. 6. Распределять обязанности. - Приступаем к работе. 5. Подведение итогов. - Какой красивый плакат у вас получился! А какой познавательный! Вы сегодня замечательно поработали! Вам понравилась работа? - Каждому из вас за прекрасную работу я подарю цветочек. Пусть он станет для вас талисманом и приносит вам счастье и радость каждый день. Учитель раздаёт каждому обучающемуся цветы из бумаги. -Цветы, как люди, на добро щедры И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие тёплые костры. |
Приложение № 1
Василёк
Молодого статного крестьянского парня Василия полюбила красавица русалка, и он ответил ей взаимностью. Были они очень счастливы, только никак не могла договориться, где им лучше жить вместе. Русалка звала Василия в милые её сердцу прохладные воды реки, а молодой пахарь хотел поселиться у родных полей. Долго они спорили, уговаривали друг друга, но никто не желал уступать. Тогда русалка решилась на последнюю крайность: превратила его в скромный голубой цветок – василёк. Она надеялась, что голубой цветочек – Василий – василёк рано или поздно придёт в её водяной дом. Но так и не дождалась: василёк крепко держался корнями за пашню и был неразлучен с родными полями.
(Украинская легенда)
Иван-чай
Жил в одной деревне паренёк по имени Иван, который ходил в красной рубахе и любил большую часть времени проводить на опушках среди цветов и кустарников. Он ухаживал за цветами, выводил новые сорта и мечтал о чём-то в тишине. А жители деревни, завидя мелькающую среди зелени красную рубаху, говорили: «Да это Иван, чай, там ходит?» (в этой местности люди в свою речь вставляли вводное слово «чай»). И до того к этому привыкли, что не заметили отсутствия в деревне Ивана. А когда у околицы вдруг появились невиданные раннее алые цветы, стали говорить: «Да это Иван, чай!». Так стали их называть. Кроме того, если листья этого растения заварить кипятком, то получится приятный освежающий напиток.
(Русская легенда)
Маргаритки
Дева Мария, будучи ребёнком, как-то смотрела ночью на небо, усеянное сверкающими звездами, и высказала желание: как было бы хорошо, если бы эти удивительные звезды стали земными цветами, и она смогла бы с ними играть. И как только звёзды услышали это пожелание, они отразились в хрустальных каплях росы, блестевших на земных растениях. На другое утро солнце озарило землю, и все увидели, что она покрыта словно маленькими звездочками – белыми цветочками. Дева Мария была в восхищении, украсила ими себя и воскликнула, что они всегда будут её любимыми цветами и пусть называются цветами Марии – маргаритками.
(Христианская легенда)
Незабудка
Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала раздавать названия всем цветам на земле. Все цветы были одарены именами, никого не пропустила прекрасная богиня и хотела уже удалиться, как вдруг услышала чей-то слабый тонкий голосок: «Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя!». Оглянулась Флора, посмотрела вокруг и снова хотела уйти, так никого и не увидев. Но голос повторился и попросил для себя имя. И тут только Флора заметила среди травы маленький нежный цветок голубого цвета. Рассмеялась богиня и сказала, что будет он называться незабудкой. А вместе с этим именем она наделила его чудесной силой – возвращать память тем людям, которые начнут забывать свою родину и своих близких.
(Древнегреческая легенда)
Подснежник
Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно и грустно. Тогда несколько снежинок сжалились над ней, упали на землю и превратились в цветы – подснежники. Увидев их, Ева обрадовалась, повеселела, у нее появилась надежда, и с тех пор подснежник стал символом радости и надежды.
(Христианская легенда)
Фиалка
Бог света Аполлон преследовал одну из прекрасных дочерей Атласа, которая в страхе убегала от него. И когда он почти настиг её, девушка с мольбой обратилась к Зевсу, чтобы громовержец укрыл её от Аполлона. Великий Зевс сжалился и превратил её в цветущую фиалку, спрятав в тени своих лесов. С тех пор каждую весну она цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса, радуя богов и богинь.
Возможно, этот цветок так бы и остался в небесных лесах и никогда бы не попал на землю. Но однажды юная Персефона, дочь Зевса и Деметры, рвала фиалки, выбирая для своего букета самые нежные и красивые. Тут-то к ней и подкрался бог мрачного подземного царства Аид и хотел похитить её. Персефона бросилась прочь, прижимая к груди сорванные цветы, но Аид все-таки догнал её. В испуге она выронила фиалки, и они упали на землю. Вот откуда двойственность в почитании цветка у древних греков: с одной стороны, фиалка – знак печали и траура, с другой – символ весны и оживающей природы.
(Древнегреческая легенда)
Ландыш
Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, который прекрасно играл на гуслях, а он отдал своё сердце красавице Любаве. Грустная Волхова вышла на берег и стала горько плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и печали.
(Древнерусская легенда).