Самиздатские издательства и журналы




Самиздат получил широкое распространение с 1959 года, когда, по мнению Вольфганга

Казака, "можно уже говорить о своего рода печатной продукции... о выходе за рамки

передачи информации в списках" (см. В.Казак "Лексикон русской литературы XX века",

М., 1996, статья "Самиздат").

Первые попытки издания самиздатских альманахов неофутуристического толка относятся к

осени 1951 года, когда на ленинградском филфаке одновременно появились два

конфликтующих - в игровом плане - рукописных альманаха: "Брынза" и "Съедим

брынзу". Известно, что там были стихи Красильникова и Михайлова, полемика, какие-то

статьи, но сами издания до нас не дошли.

В 60-х годах в Ленинграде возникают крохотные подпольные

издательства - такие, как "Бе-та" или "Галеви", более-менее регулярно выпускавшие в

количестве 5-8 экземпляров любовно переплетенные томики Горбовского, Кузьминского,

Эдуарда Шнейдермана и других авторов. "Бе-та" состояла из одного человека,

совмещавшего в одном лице поэта, редактора, наборщика и переплетчика - Бориса

Тайгина, чья культурно-коммерческая деятельность началась еще в середине 50-х

массовым продуцированием "музыки на костях" - так именовались тогда пиратские

самопальные гибкие диски (в основном - на отработанной рентгеновской пленке, откуда

и название) с записями западного джаза и рока. Тайгин поплатился за свою любовь к

"стиляжьей" музыке несколькими годами лагеря, его записи были приговорены судом к

уничтожению, что вызвало протест подсудимого, обличавшего судей в вандализме. По

выходе из лагеря Тайгин занялся издательской деятельностью, благодаря которой до нас

дошли многие тексты, циркулировавшие в ленинградском самиздате начала 60-х.

"Галеви" (видимо - аббревиатура от "Галя-Лена-Витя") издавало поэтов, близких к

Эдуарду Шнейдерману, в том числе и ранние стихи Николая Рубцова, в то время

дружившего со Шнейдерманом и еще не осознавшего себя синеглазым певцом своей

малой "тихой родины".

Но самая, пожалуй, масштабная по замыслу акция ленинградского поэтического самиздата

связана с выпуском в свет в 1962 году "Антологии советской патологии". Ее инициатор - "Гришка-слепой" - с помощью Кузьминского и поэта Виктора Соколова

рискнул свести под одну обложку все нетрадиционные и более-менее яркие стихотворные

тексты, которые публично читались или ходили в списках на рубеже 50-60-х, - в общей

сложности больше ста стихотворений. Это была первая антология послевоенной

неподцензурной поэзии, и предполагалось ее напечатать типографски: откуда-то

обнаружилась портативная типография, слухи о которой заставили вмешаться КГБ.

Григория Ковалева от тюрьмы спасла лишь инвалидность, но типографии гэбэшники так и

не нашли.

Новая волна литературного самиздата стала ответом на процесс над Бродским в 1964 году.

Вместе с его стихами распространялась стенограмма процесса, сделанная Фридой

Вигдоровой и напоминавшая по своей драматургии пьесу абсурда. Наблюдается

определенная закономерность: каждый удар властей по неподцензурной, оппозиционной

литературе воспринимался как вызов и провоцировал взрыв интереса к потаенной

словесной продукции. Так было в 1958 году во время травли Пастернака, в 1962-м -

после хрущевского погрома "абстракционистов", в 1964-м - после дела Бродского. Так

было и в 1966 году, когда материалы суда над Даниэлем и Синявским органически

включались в самиздатские сборники их сочинений, а личный пример "перевертышей"

(так именовала советская пресса Абрама Терца и Николая Аржака) сподвигнул наиболее

радикально настроенных писателей молодого поколения на бурную самиздатскую

деятельность.

К 1966 году относится выпуск ленинградского альманаха "Фьоретти". "Фьоретти" были

откровенно оппозиционны не только официальной литературе, но и московскому

политизированному самиздату. Подчеркнутый эстетизм авторов "Фьоретти" можно

рассматривать как признак расслоения единого художественно-политического

пространства неподцензурной литературы. Инициатор альманаха - восемнадцатилетний

Владимир Эрль, впоследствии - одна из ключевых фигур русского андеграунда и

самиздата, лидер наиболее эстетически радикального крыла ленинградской подпольной

поэзии 70-х годов, издатель обэриутов, выпускавший в своем издательстве "Польза" (а

затем - "Палата Мер и Весов") сочинения неофутуристов и представителей авангардной

линии.

"Фьоретти" взросли на кофейной почве: среди авторов альманаха - в основном

постоянные посетители кафетерия на Малой Садовой, и прежде всего поэты, развивавшие

постобэриутскую традицию - В.Эрль, Александр Миронов, Дмитрий Макринов, А.Ник,

ВНЕ, Андрей Гайворонский и др. В альманахе было много текстов, написанных

совместно, доминировал пародийный тон, абсурдистские интонации, смягчаемые, однако,

утонченно-изысканным лиризмом. Грань патетики и насмешки присутствовала почти

неуловимо, одно перетекало в другое, одно и то же стихотворение подчас могло быть

опознано и как пародия, и как тонкое душевное излияние. Это - характерные черты именно

ленинградского самиздата.

Помимо прочего, ленинградский самиздат всегда отличался академическими амбициями,

и здесь в 1972-1973 годах, после отъезда Бродского, была осуществлена первая попытка

составить полное собрание сочинений будущего нобелевского лауреата - с подробными

комментариями, богатым справочным аппаратом, библиографией и публикацией

вариантов, даже черновых набросков - как это принято в Большой серии "Библиотеки

поэта". Четырехтомник Бродского, составленный М.Хейфицем и В.Марамзиным, стал

причиной шумного политического процесса над составителями (1974), что, однако, не

остановило, а лишь подхлестнуло подпольно-издательскую активность ленинградского

андеграунда, более того, стало основой для консолидации неофициальных литераторов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: