Рассмотрим грехопадение человека с точки зрения аскетики.
Первый человек был просвещен благодатью Духа Святаго. Адам был чист и свят. Ум человека был устремлён к познаниюсвоего Творца, к совершенствованию добродетелей вплоть до Богоподобия. Силы желания и энергии были тоже обращены к Творцу. Лишь то, что Адам был сотворен несовершенным, оставляло право выбора для его свободной воли.
С точки аскетики, что же происходило в душе Евы в момент искушения ее змеем. Св.Д
Первый этап. Первые слова змея к Еве: Подлинно ли прилог
сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? Этот 1 ложь Ум
первый вопрос, который был нападением на ум человека,
называется прилогом. Это первая ложь. В этот момент Ж
для Евы ещё нет никакого вреда. Ум, просвещенный
благодатью, свободно может выбирать, принимать этот Э
прилог или не принимать. Проанализировав смысл слов
змея, Ева не обнаружила в них опасности, а только необычный вопрос. Если бы Ева знала опасность греха, то могла бы легко отвергнуть прилог, пока он не захватил и не помрачил ум. Ева входит в общение со змеем и дает правильный ответ, которому научил ее Адам.
Второй этап. Змей наносит следующий удар. Он
Произносит вторую ложь: Нет, не умрете. Эта ложь
имеет такую силу: так как Ева не ушла от общения со Сочетание
змеем, то слова змея смогли проникнуть в ум человека. 2 ложь Ум
Ум принимает прилог и начинает разсуждать над
этими словами. Этот этап нападения называется Ж
сочетанием. Ум сочетается с ложью, противоположной
заповеди Божией. Дух Святый, пребывающий в духе Э
человека, уважая его свободный выбор, насильно не
остаётся, но отходит от человека.
В этот момент происходит помрачение ума. Ум человека, оставшийся без просвещения Божественной благодатью, становится нечистым. Ум устремляется вниз. Теперь Еве удобнее рассматривать то, что предложил змей. Ева умом своим направлена к словам змея, а не к Богу.
|
Третий этап. Следующая ложь, которую произнес змей: Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
Эти слова как яд проникают в силу желания человека.
Это называется сосложением. В этот момент Ева сосложение
начинает желать. И увидела жена, что дерево хорошо 3 ложь Ум
для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно,
потому что дает знание. Слово вожделенно и говорит Ж
о том, что сила желания соеденилась с разсуждением
ума и желает исполнения этого желания. Сила Э
желания направлена вниз, к предложенному ей греху.
Четвертый этап. Грех проникает и поражает и силу грех
энергии, которая подчиняется желанию. Ева срывает Ум
плод и ест. Это исполнение желания называется
совершением самого греха. Ж
С Адамом происходит то же самое. Только вместо
змея Ева предложила плод, что явилось для Адама Э
прилогом. Адам не стал разбираться, кто и как
предложил Еве съесть плод. И результатом
неправильного разсуждения стало сочетание ума
с грехом, что повлекло за собой помрачение ума.
После грехопадения в человеке происходит резкое
изменение состояния души. Яд зла, грех проникает в
душу человека и заполняет её противоположным
состоянием. Происходит смешение добра, которое
заложено в человека Творцом, и зла, которое
|
привнесено Сатаной. Чем же отравил Сатана человека?
Той же гордостью, которой он сам повредился. Грех гордости, как непослушание Творцу, презрение, протест против Творца, заполнил всю душу всего человека. Отличие падения человека от ангела, в том, что он не сам придумал, а ему предложил змей. Яд греха поразил все силы души человека. Поскольку душа отравлена, то и тело получает глубокое отравление. Человек, оказавшись в новом состоянии, уже не может своими силами вернуться в прежнее благодатное состояние. Это новое состояние называется рабство или плен. Бог предлагал человеку истинную свободу. Человек, неограниченный в свободе, выбрал противоположное состояние миру с Богом и этому не препятствовал Бог, уважая свободный выбор человека. Человек, оказавшись в рабстве греха, потерял свою свободу. Корень греха гордости засеял в душу человека семя всех страстей. Из корня гордости произросло ещё 7 страстей. В доказательство этому мы читаем в библии: И открылись глаза у них обоих и узнали они, что наги. И сшили смаковные листья и сделали себе опоясания.
Открылись у них глаза только не в том виде, который обещал им змей. Змей обещал им обожение, стать глубоко духовно зрячими и постигнуть все, что предлагал постичь Бог людям по мере совершенствования. Вместо совершенствования добродетелей, проявились страсти. Блудная страсть при виде наготы друг друга родила стыд и похоть.
Трагедия человеческого рода после грехопадения заключилась в заражении души человека корнем гордости, от которого произросли семена всех страстей, которые сразу проявились в человеке. Такое состояние души, повреждённое первородным грехом, стало необратимым и передалось всему человечеству. Каждый младенец рождается с поврежденной душой и со страстями в душе. Ещё не совершив сознательно ни одного греха, ребенок под воздействием страстей совершает греховные поступки. Человек, не зная этого устроения своей души, думает, что он свободен в своих действиях и думает, что выполняет только свои желания, но на самом деле выполняет навязанные Сатаной желания. Человек считает себя хорошим, потому что не считает свое состояние души греховным. О страстях не знает, а их проявления в виде грехов за грехи не считает, наоборот считает их как за полезные для жизни особенности своего характера. Имея искаженные понятия о добре и зле, человек старается делать добро, но это добро не чисто, оно с примесью страстей, греховно и не угодно Богу. Человек с каждым разом всё глубже погружается в тину грехов и страстей, все дальше отдаляясь от Бога и всё больше запутываясь в сетях плена и рабства. Обычный человек если и заметит свой злой поступок, то смущается и старается скрыть его или оправдать, не зная покаяния. Чтобы покаяться нужно признать грех, а чтобы знать, что этот поступок является грехом, надо изучать веру. Изучать что такое страсть и какие симптомы (грехи) соответствуют этой страсти.
|
Человек стал рабом Сатаны, который посредством своих помощников - падших ангелов незримо через страсти управляет душой человека, заставляет его делать грехи. И мало того, грехи имеют такое свойство, что через каждый грех в душу человека вспрыскивается яд удовольствия. Жало смерти, поразившей ум человека, влил в душу человека яд всех страстей. Душа человека после грехопадения оказалась мертвой для вечности. Тело же не сразу, но постепенно тоже стало умирать. Яд, убивший душу человека, постепенно разлагал и тело. Сам человек познать свое бедственное положение не может, ибо последствием грехопадения является слепота ума. Если бы святые подвижники, жившие до нас, не просвятились умом, не очистились благодатью Божию через покаяние и не показали нам этот путь спасения в своих трудах, то мы бы не имели бы возможности вырваться из плена.