Художественно- эстетического направления




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

Азбука мультипликации в творческой интеграции

Различных видов деятельности кружков

художественно- эстетического направления

автор:

Белоусова Светлана Владимировна

руководитель студии детской

мультипликации «Майя»

 

 

г.Донецк,2018г.

«Человек- это сложный мир идей, идеалов, замыслов, чувств, страстей, стремлений, надежд. У ребёнка свой мир, с которым нельзя не считаться. Жизнь настолько сложна и многообразна, что мы не всегда можем уловить в какой момент и в результате каких именно влияний со стороны возникли у ребёнка те или иные интересы и склонности к чему-нибудь. И если мы замечаем новые интересы ребёнка, их нужно принимать во внимание».

Е. А. Шумилин

Общее образование детей и сфера дополнительного образования в совокупности составляют систему непрерывного образования детей. Одним из преимуществ дополнительного образования является возможность самостоятельного выбора подрастающим поколением направления творческой деятельности, самоутверждения и самореализации. И тем не менее, именно учреждение дополнительного образования, на мой взгляд, должно стать не просто местом обучения детей, а тем самым пространством, где реализуются разнообразные формы общения, познания, развития индивидуальных способностей каждого ребёнка.

Что же такое способности? По мнению авторов книги «Способности ваших детей»(сост. Н.П.Линькова и Е.А.Шумилин), изданной еще в 1969г., но не утратившей своей актуальности и на сегодняшний день: «Способности- это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений. Это, так сказать, «резерв» духовного развития человека». Иными словами, используя возможности дополнительного образования детей, мы даём им возможность систематического поиска и тренировки тех знаний, которые необходимы каждому конкретному ребёнку, т.е. развиваем их способности. Так вот, способности могут быть как общие, так и специальные. К специальным мы отнесём конструктивно-технические, математические, музыкальные, литературные, художественные, артистические, педагогические и пр. К общим способностям отнести можно внимательность и наблюдательность, широта и глубина знаний, гибкость ума, последовательность и быстрота мысли, воображение и память. Способности не даются готовыми с рождения, а развиваются в единстве с получением знаний и навыков.

Вот здесь и могут проявиться факторы, которые временно скрывают способности ребёнка: первые неудачи в творческом проекте, отсутствие интереса вследствие этих самых неудач, неуверенность в себе, увлечённость чем-то другим, временная смена интереса. Хорошим подспорьем в работе, будет своевременное выявление таких факторов и переключения внимания детей на другой вид деятельности с учётом основного направления деятельности кружка. Игровая форма, творческие задания, индивидуальные тренировочные упражнения в иных направлениях художественно- эстетического направления ДОД. Наиболее зрелищной формой работы для детей остаётся кино и видеотворчество.

В просмотрах фильмов заложены огромные возможности эстетического воздействия на зрителя. Мультипликационные фильмы насыщены художественными изобразительно-выразительными средствами, как никакое другое искусство. Такой вид творчества положительно влияет на развитие детей.

Вопросы использования киноискусства в педагогике рассматривались в исследованиях Л.М.Баженовой, М.Л. Варшавской, Д.И.Полторака и пр. М.Л. Варшавская в своей работе отводила киноискусству роль педагогического инструмента при выработке связной речи еще в дошкольном возрасте. Диссертационное исследование З.А. Тидикиены посвящено преимуществу экранного вида творчества в учебном процессе в области трудового обучения. Учитывая особенности киновосприятия и общего развития Е.А.Захарова широко вводит в занятия игровые и творческие моменты кино в занятия с школьниками.

Еще несколько слов хотелось бы сказать о тесной взаимосвязи изобразительного искусства и мультипликации. Это и необходимое каждому художнику-мультипликатору умение выстроить грамотную композицию в кадре, и изучение законов цветовосприятия и цветопередачи, и передача динамики движения предметов.

К примеру, в занятие по изобразительному искусству полезно будет включать этапы просмотра фильмов и мультфильмов с целью формирования стойкого понимания у учащихся, что действия, поступки, эмоции героев могут быть переданы изображением характерных поз, мимики и жестов героев. Можно даже предложить работу в три этапа: просмотр мультфильма, примерка роли на себя (для более четкого понимания характера героя) и изображение персонажа на бумаге. Те же принципы и варианты работы можно использовать в таком направлении работы кружков художественно-эстетического направления, как «мягкая игрушка», соотнеся её с кукольной мультипликацией.

Также можно использовать просмотр мультфильмов и фильмов для закрепления теоретических знаний о законах перспективы и композиции. Здесь есть несколько вариантов работы: осмысление и создание собственного смыслового изображения по сюжету мультфильма с учётом законов построения; подражание художникам-мультипликаторам, применяемую в построении пространственно уравновешенной композиции кадра; копирование кадра из мультфильма с обсуждением расположения предметов.

Считаю, что приёмы мультипликации можно смело использовать и на занятиях в общеобразовательной сфере. К примеру, съёмка коротких этюдов о жизни цифр и букв в словах и числовых выражениях, положительно влияет на процесс закрепления в памяти пройденных теоретических материалов. Происходит это по причине зрелищности. Просмотр готовых обучающих мультфильмов – процесс полезный и положительно влияющий на уровень приобретения детьми знаний. Но, творческий проект по созданию собственного видеоролика носит более глубокие возможности за счет высокого уровня заинтересованности и вовлечённости ребёнка в обучающий момент. Ну и, конечно, возможность продемонстрировать свои умения – немаловажный фактор в привлечении к учебному процессу каждого ребёнка.

Итак, рассмотрим азы мультипликационного творчества. Что такое мультипликация и анимация? Что означают «12 принципов анимации»? Язык кино и его применение в мультипликации. Чем и как оборудовать рабочее место для эффективной работы с учетом интеграции в другие виды направленности кружковой работы в ДОД?

Анимация – от латинского Animare ( оживить)- один из популярных жанров у детей и подростков. Причина этого явления в том, что анимационное кино не требует обязательного озвучивания и перевода на другие языки за счет возможностей образной передачи мысли. Искусство анимации представляет собой совокупность различных видов деятельности, формирующих гармонично развитую личность.

Мультипликация - от лат. Multiplicatio (умножение) – вид киноискусства, произведения которого создаются путём покадровой съёмки отдельных рисунков, театральных сцен. Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей детей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда учащихся.

Принципов анимации.

В 1981 году два величайших аниматора студии Дисней (Фрэнк Томас и Олли Джонстон) написали книгу под названием «Иллюзия жизни». В ней были представлены «12 базовых принципов анимации», которые использовала студия (с 1930 года) для создания более реалистичной анимации. Хотя эти основы были разработаны для традиционной мультипликации, они остались неизменными до наших.

Вот эти базовые принципы:

· Сжатие и растяжение

· Подготовка

· Сценичность

· Использование компоновок и фазованного движения

· Доводка и захлест действия

· Смягчение начала и завершения движения

· Вторичное действие

· Расчет времени

· Преувеличение

· Уверенный рисунок

· Привлекательность

Сжатие и растяжение

Суть техники сводится к сжатию и растяжению размера персонажа или объекта в движении. Используя эту технику, мы добавляем ощущение веса объекту и гибкости его движению. Мы можем применить эту технику, рисуя выражение лица: посмотрите, череп остается прежним, а вытягивается только челюсть.

Преувеличение

Как следует из названия принципа – мы должны увеличивать. Преувеличенное выражение создает комический эффект, и использование этого приема – это обязательное правило мультипликации. Наше тело может выдать совершенно неожиданную реакцию, если нас пугают. То же самое происходит и в мультфильме, только с более ярким результатом! Согласно диснеевским правилам, эта техника должна соответствовать реальной жизни, но должна быть представлена в крайних формах.

Подготовка

Подготовка – это техника, подготавливающая зрителя к началу действия. Она используется, чтобы предвосхитить движение или появление объекта или персонажа, находящегося в ожидании, и предшествует кульминации действия.

Привлечение и внимание

В мультипликации мы называем привлечением эффект, который предшествует проявлению внимания – его мы используем, чтобы усилить выражение «удивления»..

Привлекательность

Привлекательность включает в себя харизму и личность, которую художник дарит своему творению. Будут ли персонажи хорошими или плохими, героями или злодеями, мужчинами или женщинами, самое главное, чтобы зритель смог идентифицировать их. Физические особенности также диктуют поведение и личность персонажа. Следовательно, любое действие или поза, которую принимает персонаж, рассказывает нам о его физических, социальных и культурных особенностях.

Сценичность

Сценичность является способом направить внимание зрителей на наиболее важные события, которые могут включать различные сценарии или объекты. В основном этот прием используется, чтобы обратить внимание на важную информацию и избежать лишней. Это сильно заметно в комиксах. Цвета, свет и угол обзора камеры могут быть использованы для сосредоточения внимания на важных деталях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: