Отличие рассуждения от повествования и описания.




Приветствие уч-ся.

- Русский язык – удивительный язык. Эпиграфом к нашему уроку станут слова великого русского писателя Гавриила Романовича Державина: «Язык всем знаниям и всей природе ключ». Слайд 1

- Сегодня у нас урок развития речи, тему урока вы определите сами.

- В русском языке существует 3 типа речи, с ними вы обзорно знакомились в 6 классе. Назовите их. (Повествование, описание, рассуждение).

- Я предлагаю вам прослушать текст и определить тип речи. Правильно определив тип речи текста, вы определите тему нашего урока.

Слайд 2

Чтение текста К.Д.Ушинского о Родине (учителем или подготовленным учеником):

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина.

(К.Д. Ушинский)

Работа с текстом К.Д.Ушинсокого:

-Как вы понимаете выражение «испокон веку»? Запишите его, объясните (издавна, очень давно)

- Какова тема текста? (Тема любви к Родине)

- Вы согласны с мнением К.Д Ушинского, что Родина, как и мать, у человека одна?

- А что для каждого из вас означает слово Родина?

-К какому типу речи мы отнесём этот текст? (к рассуждению)

- Почему?

- Сформулируйте тему урока?

Слайд 3

- Тема нашего урока «Рассуждение как тип речи» Запишите её в тетрадь.

- Давайте подберём к этому слову однокоренные слова, запишем их.

- А теперь разберём слово «рассуждение» по составу.

Постановка целей и задач урока.

- Как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок, зная его тему?

(Ответы учеников)

Итак, задачи нашего урока:

Слайд 4

- узнать, что такое рассуждение как тип речи;

- как строится текст-рассуждение;

- научиться отличать рассуждение от других типов речи;

- мы будем анализировать текст-рассуждение и составлять собственное рассуждение.

Основной (информационно-аналитический) этап.

Определение понятия рассуждение.

- Мы определили, что текст о Родине К.Д. Ушинского относится к рассуждению, попробуйте дать определение рассуждению.

(Ответы учеников)

Слайд 5

- Рассуждение – это тип речи, в котором автор доказывает что-то, размышляет о чём-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому – либо выводу.

- Запишите определение в тетрадь.

Строение текста-рассуждения

- Текст каждого типа речи имеет своё определённое строение.

- Перед вами схема строения текста типа рассуждения. Опираясь на неё, расскажите, как строится текст этого типа речи. Слайд 6

 

(Ответы учеников)

Слайд 7

- Давайте найдём в тексте-рассуждении В. Коротаева тезис, доказательства и вывод.

(Текст читает ученик)

Что может быть на свете священнее имени матери!

Человек, еще не сделавший ни шагу по земле, неуверенно складывает по слогам «ма-ма» и, почувствовав свою удачу, смеётся, счастливый…

Хлебороб, почерневший от бессонной работы, прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же тёмной земли, благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать…»

Солдат, наткнувшийся на встречный осколок, посылает слабеющей рукой пулю врагу: «За Родину – мать!»

Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

(В. Коротаев)

Работа с текстом.

- Что такое святыни? (то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым)

- Какова главная мысль текста?

(Ответы учеников)

- Прочитайте абзац, в котором заключена основная мысль текста.

(последний абзац, он же вывод)

- Найдите тезис, доказательства.

- В тексте много причастных оборотов. Что такое причастный оборот?

(Причастие с зависимыми словами)

-Найдите и выпишите из текста причастные обороты с определяемым словом.(у доски по одному ученику выходят и записывают п.о)

Отличие рассуждения от повествования и описания.

- По каким признакам можно отличить текст-рассуждение от повествования и описания? (Ответы учеников)

(1) В повествовании говорится о событиях, последовательно сменяющих друг друга. К тексту - повествования можно задать вопрос «Почему?»

Приём фотографирования – 2 и более фото. Строится текст – повествования так: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

2) В описании изображаются предметы, животные, люди, говорится о признаках этих предметов. К тексту – описания можно задать вопрос «какой?» Прим фотографирования – 1 фото. Строится текст - описание так: признак + признак + признак.

3) В рассуждении излагаются причины явлений и событий. Приём фотографирования - фото сделать нельзя. Строение текста: тезис – доказательства – вывод.

Определение типа речи.

- Перед вами 3 текста разных типов речи. Определите тип речи каждого из них.

Слайд 8

Чтение текстов учителем или подготовленными учениками:

} Текст 1.

И вдруг увидел один солдат наш во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идет. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся. Вот-вот камень задавит, осколком пришибёт. Бросился наш солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.

} Текст 2

И построили огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов – фашистов, а в другой – маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей.

} Текст 3

Война – всегда горе! Потому что не может быть войны справедливой. Ведь это всегда несчастье, беда человеческая. Это разорение городов и сел, это горе и слезы, это смерть!

- Во всех трёх текстах говорится о войне, о Великой Отечественной войне 1942-1945 гг. Мы должны помнить о подвиге, который совершил наш народ в те страшные годы. Вечная память всем погибшим в годы этой войны.

- Текст 1. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.

- Текст 2. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.

- Текст 3. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.

-Вы сказали, что к описанию можно сделать 1 снимок.

Слайд 9

- Памятник Советскому солдату стоит в Берлине в Трептов-парке.

Творческая работа.

Поработаем с 3-м текстом-рассуждением. Подберите свои аргументы(3-4 предложения) к тезису 3-его текста (Война-всегда горе!)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: