Можно ли совершать групповую молитву в мечети,
В которой уже была совершена эта молитва
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
Относительно дозволенности совершения молитвы вторым джама’атом в мечети, в которой она уже была совершена, среди ученых есть разногласие. Большинство ученых считает порицаемым совершать молитву вторым джама’атом в мечети, в которой есть постоянные муаззин и имам, проводящий пятикратную молитву. Однако истина заключается не в количестве ученых, а в соответствии Сунне.
Вопрос конкретно касается правомочности совершения намаза вторым джама’атом в соборных мечетях, в которых есть постоянный имам и муаззин. Что касается мечетей и молебен, в которых нет постоянного имама, то относительно дозволенности совершения в них вторых, или третьих джама’ат-намазов среди ученых нет разногласий. Имам ан-Науауи писал: “Если в мечети нет постоянного имама, то нет порицания совершать в ней намаз и вторым и третьим и большим джама’атом, в чем все единогласны (иджма’)!” См. «аль-Маджму’» 4/222.
Также и нет ничего порицаемого в том, чтобы в соборной мечети, в которой уже совершил намаз первый джама’ат, опоздавший сделал ее с кем-либо из тех, кто уже совершил эту молитву в первом джама’ате, поскольку на дозволенность этого есть доказательство. Абу Са’ид аль-Худри рассказывал: “Однажды, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сидел в мечети вместе со своими сподвижниками, вошел один человек, а намаз к этому времени уже был совершен. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть ли среди вас какой-либо человек, кто совершит вместе с ним молитву, чтобы сделать ему тем самым садакъа (милостыню)?» Тогда один из сидящих встал и помолился вместе с ним”. Ахмад 3/45, ат-Тирмизи 220, Абу Дауд 574. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2652.
|
В этом хадисе указание на дозволенность для совершившего молитву в джама’ате, составить джама’ат тому, кто опоздал на него. Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Есть из вас какой-либо человек», обращены к одному, поэтому не следует составлять опоздавшему джама’ат большему количеству людей, уже совершивших этот намаз. См. “И’лямуль-‘абид” 106.
Однако совершающий намаз с тем, кто опоздал, должен брать намерение на добровольную молитву, а не на обязательную, поскольку не дозволено совершать одну и ту же обязательную молитву дважды. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не совершай дважды одну и ту же молитву!» Абу Дауд 579, ан-Насаи 1/162. Имам Ибн ас-Сакан, Ибн Хазм, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Таким образом, весь спор среди ученых только в совершении второго и более джама’ат-намаза в соборной мечети (масджит аль-джами’) имеющей постоянного имама (ар-ратиб).
С соизволения Аллаха рассмотрим доводы обеих сторон.
|
Доводы запрещающих и порицающих совершение второй групповой молитвы в одной мечети
Одним из главных аргументов ученых, порицавших совершение намаза вторым джама’атом в мечети, являлось то, что основа в любом поклонении – это запрет, кроме тех случаев, когда в шариате имеется указание на тот или иной обряд поклонения, и в этом среди ученых ахлю-Сунна нет разногласий, о чем подробно писали многие имамы, среди которых шейхуль-Ислам Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим и имам аш-Шатыби. См. “Маджму’уль-фатауа” 28/385, “И’лямуль-мууаккъи’ин” 1/299, “аль-Мууафакъат” 3/513.
И нет никаких указаний на то, что при посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и при его сподвижниках было положение совершения опоздавшими второго джама’ат-намаз. Был только первый и единственный групповой намаз, который стремились застать все мусульмане. Что же касается тех, кто по какой-либо причине опаздывал на этот первый джама’ат-намаз, то они молились раздельно.
Имам ас-Сайд Махди Хасан аль-Кайляни писал: “Нет ни одного хадиса, указывающего на дозволенность совершения вторым джама‘атом намаза в мечети, в которой есть постоянный имам и муаззин… А кто заявляет обратное, тот возводит ложь на Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Та’ликъ аля аль-Худжа” 1/81.
Шейх аль-Альбани говорил: “Относительно второго джама’ата от пророка (мир ему и благословение Аллаха) не передается ничего дозволяющего это ни словами, ни молчаливым одобрением, несмотря на то, что в его время бывали опоздавшие на джама’ат-намаз”. См. “Тамамуль-минна” 157.
|
Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики говорил: “Не было у саляфов кроме одного джама’ат-намаза (т.е. первого)”. См. “аль-Мадхаль” 2/136.
Шейх ‘Алиш аль-Мисри говорил: “Что же касается увеличения числа джама’атов в одной мечети, то это стало распространенным деянием в исламской общине только после шестого века по хиджре”. См. “Фатхуль-‘Али аль-Малик” 1/92.
Из числа аргументов на неправомочность совершения второго джама’ат-намаза в соборной мечети, это следующий хадис. ‘Абдур-Рахман ибн Абу Бакра передал со слов своего отца: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришел с окраин Медины для того, чтобы совершить молитву, но застал людей уже совершившими ее. Тогда он направился в свой дом, собрал членов своей семьи и совершил молитву вместе с ними”. ат-Табарани в «аль-Аусат» 4739. Хафиз аль-Хайсами сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия, а шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
На этот хадис опирались ученые, порицавшие совершение второго джама’ат-намаза. Так, хафиз аль-Хайсами в «Маджма’у-ззауаид» назвал главу, в которой привел этот хадис следующим образом: «Глава о том, кто пришел в мечеть и нашел людей совершившими эту молитву».
Что же касается ученых, считавших дозволенным повторять джама’ат-намаз в одной мечети, то в отношении этого хадиса они сказали, что не всегда оставление пророком (мир ему и благословение Аллаха) какого-либо действия указывает на нежелательность совершения этого деяния.
Однако ученые, порицавшие второй джама’ат, сказали, что именно в данном случае оставление пророком (мир ему и благословение Аллаха) совершение намаза в его мечети вторым джама’атом указывает как минимум на нежелательность этого поступка. Ведь достоинство совершение намаза в его мечети велико, и он, имея возможность совершить в ней повторно джама’атом намаз, все же не сделал этого!
Имам Ибн ‘Абидин после упоминания рассматриваемого хадиса сказал: “Если бы второй джама’ат был дозволен, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не выбрал бы молитву в своем доме, оставив создание второго джама’ата в мечети!” См. “Хашия Раддуль-мухтар” 1/553.
Имам аль-Касани сказал: “Если бы повторное совершение намаза в одной мечети не было бы порицаемым, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) этого бы не оставил, зная о достоинстве джама’ат-намаза в мечети!” См. «Бадаи’у-ссанаи’» 1/418.
Также говорил и имам ас-Сархаси, аль-Канкухи и др. См. “аль-Мабсут” 1/399, “аль-‘Урфу шаззи” 118.
Из этого хадиса извлекаются следующие пользы (фауаид):
1. Опоздавшим не следует совершать в мечети намаз вторым джама’атом;
2. Если человек, проживающий возле мечети, знает, что он опоздал на первый джама’ат, то ему необязательно (уаджиб) туда идти;
3. Совершение намаза в джама’ате, но не в мечети, лучше, чем совершить намаз одному, но в мечети.
Что касается ученых, считавших дозволенным повторять джама’ат-намаз, то сказали, что если опираться на внешнее содержание этого хадиса, то из него также следует, что совершение намаза опоздавшим на первый джама’ат, пусть даже в одиночку, тоже является порицаемым. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил намаз у себя дома, а в не мечети.
Однако сторонники обратного мнения отвечают на это заявление тем, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) отдал предпочтение совершению намаза в джама’ате со своей семьей у себя дома, перед совершением намаза в одиночку в мечети.
Также из числа доводов в отношении неправомочности совершения намаза вторым джама’атом, это хадис от Абу Хурайры, в котором сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, бывало так, что хотел я велеть собрать дров, потом велеть призвать на молитву, потом велеть кому-нибудь стать имамом, а самому явиться к тем людям, которые не явились на молитву, и сжечь их дома!» аль-Бухари 644, 657, 2420, 7224, Муслим 651.
Этот хадис указывает на то, что во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) был только единственный джама’ат. И если совершение общей молитвы вторым джама’атом было бы известно и узаконено во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), то у пропустивших групповую молитву было бы явное оправдание. Если пророк (мир ему и благословение Аллаха) решил бы сжечь их дома, они могли бы оправдаться словами: «О посланник Аллаха, мы просто хотели совершить намаз со вторым или третьим джама’атом!»
Имам ас-Сайд Махди аль-Кайляни в комментарии к книге имама аш-Шайбани «аль-Худжа ‘аля ахлиль-Мадина» 1/81 писал: “Этот хадис указывает на то, что первый джама’ат и есть узаконенный, на который указал пророк (мир ему и благословение Аллаха). Если бы имело место вторым, третьим и другим джама’атам, то он не собирался бы сжигать дома тех, кто не явился на первый джама’ат, так как они могли прийти на второй или третий джама’ат! В этом хадисе указание на обязательность явления на первый джама’ат, что исключает второй джама’ат. И если люди будут знать о наличии вторых джама’атов, они не будут являться на первый, так как будут знать, что не упустят джама’ат. И тебе становится ясно, что совершение одной молитвы несколькими джама’атами влечет уменьшение первого джама’ата, что не является благим деянием!”
Также из этого хадиса выводил довод на отсутствие во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) второго джама’ата, имам ат-Таханауий. См. «И’ляу Сунан» 4/246-247.
Шейх аль-Альбани сказал: “В этом хадисе угроза от пророка (мир ему и благословение Аллаха) сжечь дома тех, кто не является на групповую молитву в мечеть. Я считаю, что этот один хадис уже указывает на то, о чем мы говорим! Какой же это джама’ат намаз, на который не являются люди, который влечет эти угрозы?! Если скажут: «Это первый джама’ат», тогда мы скажем: «Значит, другие джама’аты не являются узаконенными!»” См. “Маджалля аль-Асаля” № 13-14.
И именно про этот первый и единственный джама’ат, существовавший во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) и говорил Ибн Мас’уд, сказавший: “Пусть тот из вас, кто будет рад завтра встретить Аллаха мусульманином, постоянно совершает эти намазы там, где к ним будут призывать. Поистине, Аллах установил для вашего пророка (мир ему и благословение Аллаха) Сунны правильного пути и, поистине, это (совершение джама’ат-намазов) относятся к числу Сунн правильного пути! Если же вы станете молиться в своих домах, как поступает остающийся у себя дома, это будет означать, что вы отказались от Сунны вашего пророка (мир ему и благословение Аллаха), а если вы откажетесь от Сунны вашего пророка (мир ему и благословение Аллаха), то непременно собьетесь с пути! Что же касается нас, то никто не пропускал ее (групповую молитву), кроме лицемеров, известных своим лицемерием! И бывало так, что человека приводили в мечеть двое других [1], чтобы помочь ему занять место в ряду молящихся”. Муслим 654.
В этих словах Ибн Мас’уда: «никто не пропускал ее (групповую молитву), кроме лицемеров, известных своим лицемерием », указание на то, что в их время был только один джама’ат-намаз, а иначе как он мог говорить, что этот первый джама’ат пропускали только лицемеры?!
Также из числа важных доводов на незаконность совершения молитвы вторым джама’атом, это следующий хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Поистине, восхищаюсь я тем, чтобы молитва верующих была едина! И собирался направить людей к высоким домам, чтобы они призывали азаном на начало молитвы». Абу Дауд 506, Ибн Хузайма 383. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Шейх Машхур говорил: “Это ясный четкий текст на запрет разделения молитвы мусульман, и указание на то, что она должна быть одной! И в этом хадисе опровержение тем, кто заявляет, что порицающие вторые джама’аты придумали причину, на которую нет указания!” См. “И’лямуль-‘абид” 80.
Следующим доводом на неправомочность повторения джама’ат намаза в одной мечети, служит то, что сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) не совершали подобного, и более того, о них передается противоположное этому. Ибрахим ан-Наха’и рассказывал: “Однажды ‘Алькъама и аль-Асуад вместе с Ибн Мас’удом, заходя в мечеть, встретили выходящих из мечети людей, которые уже совершили молитву. Тогда Ибн Мас’уд вместе ‘Алькъамой и аль-Асуадом возвратился домой, и они совершили молитву там”. ‘Абдур-Раззакъ 2/409. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Если бы совершение молитвы в мечети вторым джама’атом было бы делом дозволенным, то Ибн Мас’уд не оставил бы это деяние. Ведь он прекрасно знал о достоинстве совершения групповой молитвы в мечети, да еще и в мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. “аль-Мабсут” 1/135.
От Джабира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитва в моей мечети лучше, чем молитва в любом другом месте в тысячу раз, кроме Заповедной мечети. А молитва в Заповедной мечети лучше, чем молитва в любом другом месте в сто тысяч раз». Ахмад 3/343, Ибн Маджах 1406. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хиббан, хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани.
Хасан аль-Басри говорил: “Когда сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) заходили в мечеть, в которой уже была совершена молитва, они молились индивидуально”. Ибн Абу Шайба 2/223.
Но ученые, считающие, что дозволенно совершать молитву вторым джама’атом в одной мечети сказали, что другое предание от самого же Хасана аль-Басри разъясняет причину совершения сподвижниками молитвы по отдельности. Хасан также говорил: “Они не желали совершать вторым джама’атом намаз из-за опасения перед правителем”. Ибн Абу Шайба 2/322.
Однако помимо Хасана аль-Басри и другие имамы упоминали о том, что сподвижники не совершали вторым джама’атом молитву, если они опаздывали на первый, и не делали причиной такого их поступка именно опасение перед правителем. Имам аш-Шафи’и говорил: “Я порицаю совершение молитвы вторым джама’атом по той причине, что никто из саляфов подобного не делал, более того некоторые из них это порицали!” См. “аль-Умм” 1/180.
Также имам аш-Шафи’и сказал: “Мы выучили, усвоили то, что однажды два человека упустили с пророком (мир ему и благословение Аллаха) молитву, и они с его ведома совершили молитву раздельно, несмотря на то, что были в состоянии совершить ее вместе в мечети. И они (саляфы) поступили таким образом для того, чтобы не совершать одну молитву дважды в мечети!” См. “аль-Умм” 1/181.
Имам ат-Таханауий писал: “Муджтахид не передает от саляфов ни о каком деянии, кроме как если он имеет для этого достоверную основу. И слова аш-Шафи’и: «Мы выучили, усвоили (хафазна)» - являются доводом! И в этом указание на то, что когда сподвижники упускали джама’ат-намаз, они молились раздельно, не объединяясь во второй джама’ат!” См. «И’ляу Сунан» 4/251.
Совершение молитвы вторым джама’атом в мечети, в которой она уже была совершена, также может привести в расстройство первый, основной джама’ат в мечети. Это являлось одной из причин, по которой Всевышний запретил совершение молитвы в мечети, построенной лицемерами во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) и повелел ее разрушить. Всевышний Аллах сказал: «Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и для поддержки тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его посланника, непременно будут клясться: “Мы не хотели ничего, кроме блага”. Аллах свидетельствует, что они лжецы!» (ат-Тауба 9: 107).
Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Т.е. мусульмане были одним джама’атом в одной мечети, а лицемеры посредством этого желали внести раскол в их ряды”. Он также сказал: “Это мудрость шариата для закрытия заблуждений приверженцев нововведений, чтобы они не опаздывали на первый джама’ат, а затем приходили и молились с другим имамом. Такой поступок является причиной исчезновения мудрости групповой молитвы и ее Сунны!” См. «‘Аридатуль-ахъуази» 2/21.
Если люди будут знать, что они опоздают на групповую молитву, которая в мечети совершается всего один раз, то они несомненно будут спешить на нее, чтобы увеличить число молящихся и заслужить большую награду. Однако, если людям будет известно, что в той или иной мечети совершается молитва и вторым и третьим джама’атом, то они не будут спешить на первый джама’ат. Это приведет к уменьшению количества молящихся первого джама’ата, что является весьма порицаемым по мнению ученых как одной, так и другой стороны. См. “аль-Базаль аль-маджхуд” 4/278.
Имам ас-Сархаси сказал: “Нам велено увеличивать джама’ат, а в повторении несколько раз одной молитвы в мечети, есть уменьшение этого джама’ата. Ведь если люди будут знать, что они упустят джама’ат-намаз, то будут стремиться к нему, что увеличит джама’а. Но если они будут знать, что они все равно не упустят джама’ат, то будут задерживаться, что приведет к уменьшению джама’ата”. См. “аль-Мабсут” 1/135.
Имам аль-Касани сказал: “Совершение повторных намазов джама’атом в мечети ведет к уменьшению первого джама’ата, поскольку если люди будут знать, что они упустят джама’ат, то будут спешить застать его и тем самым увеличат первый джама’ат. Однако если они будут знать, что они не упустят джама’ат, то не будут торопиться и первый джама’ат уменьшится, а уменьшение первого джама’ата является порицаемым!” См. «Бадаи’у-ссанаи’» 1/418.
Имам ас-Сайд Махди аль-Кайляни писал: “Если люди будут знать о наличии вторых джама’атов, они не будут являться на первый, так как будут знать, что не упустят джама’ат. И тебе становится ясно, что совершение одной молитвы несколькими джама’атами влечет уменьшение первого джама’ата, что не является благим деянием!” См. «Та’ликъ ‘аля аль-Худжа» 1/81.
И ведь чем больше людей будет совершать групповую молитву, тем больше будет за нее награда. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Молитва двоих вместе лучше перед Аллахом, чем молитва четверых раздельно. Молитва четверых вместе лучше перед Аллахом, чем молитва восьмерых раздельно. А молитва восьмерых вместе лучше перед Аллахом, чем молитва ста человек раздельно!» ат-Табарани, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3836.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: «Поистине, Аллах восхищается групповой молитвой!» Ахмад. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 1820.
Также в качестве довода на незаконность второго джама’ата ученые приводили, что подобного ни пророк (мир ему и благословение Аллаха), ни его сподвижники не совершали даже на джихаде во время молитвы страха (салятуль-хауф). Шейх Ибрахим Саджир говорил: “Если бы второй джама’ат был дозволен, то наибольшая нужда в этом была бы во время сражения, поскольку нужда в этом в таком положении явная. Однако Ислам побуждает к сплочению мусульман, и даже в таком положении молятся только за одним имамом, как сказал Всевышний Аллах: «Когда ты находишься среди них и руководишь их намазом, то пусть одна группа из них встанет вместе с тобой, и пусть они возьмут свое оружие. Когда же они совершат земной поклон, пусть они находятся позади вас. Пусть затем придет другая группа, которая еще не молилась, пусть они помолятся вместе с тобой, будут осторожны и возьмут свое оружие» (ан-Ниса 4: 102)”. См. “аль-Мукътасыд” 107.
Шейх Машхур писал: “Также из числа доказательств на порицание второго джама’ата – это отсутствие одобрения пророка (мир ему и благословение Аллаха) второго джама’ата в молитве страха, и отсутствие того, что какой-либо джама’ат делал этот намаз после него!” См. “И’лямуль-‘абид” 85.
Таковы доводы ученых, запрещающих и порицающих совершение намаза вторым джама’атом в одной мечети.
Мудрость и причины порицания этого в следующем:
– Отсутствие указания в Коране и Сунне на дозволенность такого поступка.
– Не разделять джама’ат-намаз, который должен быть одним.
– Боязнь раскола среди мусульман. См. “Та’ликъ Джами’ ат-Тирмизи” 1/431-432.
– Не дать возможность приверженцам нововведений расколоть джама’ат мусульман.
– Не нанести таким образом обиду имаму. См. “Табсыратуль-хуккам” 2/136.
Этому мнению следовали многие саляфы из числа последователей (таби’ун). Афлях рассказывал: “Однажды мы зашли с аль-Къасимом в мечеть, в которой уже совершили молитву, и он сделал намаз один”. Ибн Абу Шайба 2/323.
‘Абдур-Рахман ибн аль-Муджаббар рассказывал: “Однажды мы зашли с Салимом ибн ‘Абдуллахом в соборную мечеть, в которой совершили молитву, и когда его спросили: «Совершим молитву вместе?», он ответил: “Не совершается совместно одна молитва в мечети дважды!” И Ибн Уахб сказал: “Ученые люди мне сообщили, что тоже самое говорили Ибн Шихаб, Яхъя ибн Са’ид, Раби’а и аль-Ляйс!” См. “аль-Мудаууана” 1/89.
Также сообщается, что «когда аль-Асуад упускал совершение джама’ат-намаза в мечети его племени, он шел в другую мечеть». Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 2/131.
Шейх Машхур сказал: “Если бы аль-Асуад не считал порицаемым совершение вторым джама’атом намаза в одной мечети, то совершил бы с кем-либо джама’ат-намаз в этой мечети и не шел бы в другую. А что касается аль-Асуада ибн Язида, то (степень его) знания в фикъхе известна среди ученых!” См. “И’лямуль-‘абид” 38.
И это мнение является мнением большинства ученых, среди которых ‘Усман аль-Баттий, Абу Къиляба, Ибн ‘Аун, ар-Раби’а, Яхъя ибн Са’ид, Абу Ханифа, Абу Юсуф, аль-Ауза’и, аль-Ляйс ибн Са’д, Суфьян ас-Саури, Ибн аль-Мубарак, Малик, аш-Шафи’и и мн. др. См. “Джами’ ат-Тирмизи” 1/430, «аль-Маджму’» 4/222, «‘Умдатуль-Къари» 5/165.
Имам ‘Абдур-Раззакъ, приведя в своем сборнике мнения саляфов, порицавших совершение молитвы вторым джама’атом, сказал: “И мы следуем этому мнению!” См. “аль-Мусаннаф” 2/294.
Имам аш-Шайбани писал: “Ученые Медины говорили: «Тот, кто придет после завершения молитвы постоянным имамом (ратиб), тот пусть молится один»”. См. “аль-Худжа ‘аля ахлиль-Мадина” 1/78.
Шейх аль-Альбани сказал: “Те, кто считает, что совершение намаза вторым джамаатом не является узаконенным и является порицаемым – это большинство ученых из числа саляфов. Среди них три имама: Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи’и, и даже имам Ахмад среди них в одном из мнений, которое передается от него, и которое не является известным у его последователей в наше время!” См. “Маджалля аль-Асаля” № 13-14.