Доводы дозволяющих совершение второй групповой молитвы в мечети




Самым главным аргументом ученых, считающих дозволенным совершение молитвы вторым джама’атом в мечети, в которой уже была совершена молитва, является следующий хадис, переданный Абу Са’идом, который рассказывал: “Однажды, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сидел в мечети вместе со своими сподвижниками, вошел один человек, а намаз к этому времени уже был совершен. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть ли среди вас какой-либо человек, кто совершит вместе с ним молитву, чтобы сделать ему тем самым садакъа (милостыню)?» Тогда один из сидящих встал и помолился вместе с ним”. Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2652.

На этот хадис опираются ученые, дозволяющие совершение молитвы вторым джама’атом в мечети. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи приводил этот хадис в своем сборнике в качестве доказательства на дозволенность второго джама’ата в одной мечети. И это известное мнение имама Ахмада и ханбалитских ученых, а также Ибн Хазма. Также и ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима), шейх Ибн ‘Усаймин и шейх аль-Мубаракфури, опираясь на этот хадис, дозволили в любом случае совершать намаз вторым джама’атом в одной мечети даже если в ней есть постоянный имам.

Что же касается имама Ибн Хазма, то его мнение заключается не просто в дозволенности такого поступка, а в необходимости этого. Несмотря на то, что имам Ибн Хазм был известен своим буквальным подходом и тем, что не принимает аналогию в вопросах поклонения, он не ограничился на этом виде джама’ат-намаза, упомянутом в хадисе. Т.е. что второй джамаат-намаз дозволено совершить опоздавшему лишь с тем, кто уже совершил его. Причина этого в том, что Ибн Хазм считал, что условием принятия намаза является совершение его в джама’ате, и на основании этого становится ясно, что он дозволил бы совершение намаза и вторым и третьим и даже десятым джама’атом! Более того, он считал недействительным намаз того, кто совершил его в одиночку. Однако на то, что намаз, совершенный вне джама’ата, действителен, указывают следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Молитва, совершенная в джама’ате превышает индивидуальную молитву на двадцать семь ступеней» аль-Бухари 645, Муслим 650.

Шейх Къахтан ‘Абдур-Рахман ад-Даури сказал: “Данный хадис является опровержением тех, кто считает, что молитва того, кто без уважительных причин совершил ее один, недействительна и что джама’ат является условием ее принятия, поскольку упоминание превосходства одной из них над другой, подразумевает, что обе они действительны”. См. “Сафуату ахкам” 91.

Что же касается рассматриваемого хадиса: «Не найдется ли среди вас человека, который совершит вместе с ним молитву, чтобы сделать ему тем самым садакъа (милостыню)?» То данный хадис хорошо известен ученым, порицающим второй джама’ат, и он не обошел их стороной, и они не считают его слабым! Однако весь вопрос в его понимании и общей аргументации им.

Имам ас-Сахаранфури писал: “В этом хадисе указание на совершение вторым джама’атом намаз определенной формы. Совершение молитвы тем, кто совершил ее с первым джама’атом, с тем, кто не совершил эту молитву, что является для составляющего джама’ат добровольной молитвой. И такой вид не порицает никто из ученых! Что же касается полноценного джама’ата, в котором как имам, так и стоящий позади него не совершали этот намаз в первом джама’ате, то в этом хадисе нет указания на дозволенность этого!” См. “Базлюль-маджхуд” 4/178.

Имам аль-Кашмири сказал: “Этот хадис не относится к обсуждаемой нами теме, поскольку разногласие в том, что как имам, так и стоящие позади него совершают обязательный намаз, а в хадисе речь о том, что совершавший позади делал добровольную молитву!” См. “аль-‘Урф аш-шаззи” 118.

Имам аль-Канкухи сказал: “Этот хадис не подкрепляет довод дозволяющих второй джама’ат. В нем дозволение совершения намаза, совершившим его с тем, кто его не совершил. Нет в этом хадисе доказательства на дозволенность обсуждаемого вопроса. Наоборот, в нем больше довода для запрещающих второй джама’ат. Ведь если бы совершение второго джама’ата было делом узаконенным, то этот опоздавший человек искал бы еще одного подобного себе, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) бы сказал: «Есть ли кто-либо, кто не совершил намаз, чтобы помолиться с ним?» И сподвижники встали бы для совершения намаза с этим человеком все, или же большинство из них. Однако дело обстоит иначе, ибо никто из сподвижников не встал к этому опоздавшему, поскольку они по своему естеству не желали совершения намаза вторым джама’атом. И тем торговцем был Абу Бакр, (как об этом передается в одной из версий), который также не стремился заработать награду за эту молитву, поскольку сидение в обществе пророка, да благослови его Аллах и приветствует, было предпочтительней этого. А совершение этого было только из-за желания этого пророком (мир ему и благословение Аллаха) и из стремления выполнить его веление!”. См. “аль-Каукабу дуррий” 1/116-117.

Также говорил и известный ханафитский имам Бадруддин аль-‘Айни, что в этом хадисе довод против дозволяющих второй джама’ат, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился не ко всем сподвижникам, а только одному, несмотря на желание всех их заработать награду! См. “Шарх Сунан Аби Дауд” 3/213.

Ибн ар-Риф’а сказал: “Единогласны все, что если человек увидел в мечети того, кто молится один, что желательно присоединиться к нему, чтобы помолиться с ним, но если только этот человек уже совершил эту молитву в первом джамаате!” См. “Найлюль-аутар” 3/185.

Таким образом, со слов имамов мы видим, что в этом хадисе речь идет о конкретном виде второго джама’ат-намаза, а это совершение опоздавшего с тем, кто уже совершил данную молитву.

Мы же обсуждаем вопрос о совершении намаза вторым джама’атом отдельной группой, не совершивших вовсе этот намаз.

Имам аль-Мазхари относительно слов: «чтобы сделать ему тем самым садакъа », сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал это садакъой, поскольку тот человек сделал садакъа опоздавшему с заработанных (за джама’ат намаз) 26 наград”. См. “Базлюль-маджхуд” 4/177.

Спросили шейха аль-Альбани о тех, кто дозволяет опоздавшим совершение молитвы вторым джама’атом, приводя в качестве аргумента хадис: «Кто совершит вместе с ним молитву, чтобы сделать ему тем самым садакъа?» Его спросили: “Достоверен ли этот хадис?” Шейх ответил: “Конечно, хадис достоверный, однако такой довод, извлекаемый из него неправилен! Это становится ясно по многим причинам, если поразмышлять над словами: «… сделать ему тем самым садакъа?» Обращение пророка (мир ему и благословение Аллаха) идет к тем, кто помолился с ним, а мы рассматриваем вопрос о тех, кто опоздал на первый джама’ат и не молился с имамом. Во-вторых, если группа людей, опоздавших на намаз, встанет совершать его совместно, то кто из них будет тем, кто делает садакъа и кто будет тот, кому делают садакъа?! Никто! Ни о ком из них невозможно сказать, что кто-то тот, кто делает садакъа, а кто-то тот, кому делают садакъа. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), произнесший эти слова обратился к своим сподвижникам, которые помолились позади него, ибо они стали богатыми, во-первых, потому что они молились позади самого пророка, да благослови его Аллах и приветствует, а во-вторых, совершили групповой намаз. А ведь групповой намаз приравнивается к двадцати семи! Затем заходит человек, упустивший эти два блага, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращается к тем, кто получил эти блага: «Кто совершит вместе с ним молитву, чтобы сделать ему тем самым садакъа (милостыню)?», и один из них встал и помолился вместе с опоздавшим. Тем самым он и был тем, кто подает садакъа, ибо тот, кто упустил эти блага, был нуждающимся”. См. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 709.

Также ученые, дозволяющие совершение второго джама’ата опоздавшими, в качестве довода приводят обобщенные хадисы, побуждающие к совершению молитвы в джама’ате и указывающие на достоинство этого. Однако этот аргумент ученые противоположной стороны не приняли по той причине, что джама’ат-намаз имеет свои правила и условия, и применение этих обобщенных хадисов к такому частному случаю в расчет не берется. Шейх Машхур сказал: “Обобщенные тексты шариата не применяются к частным случаям, если только так не поступали саляфы! И если бы эта аргументация была правильной, то от саляфов пришло бы ясное недвусмысленное действие в соответствии с этим!” См. “И’лямуль-‘абид” 90.

Так, например, в хадисах, в которых говорится о превосходстве групповой молитвы над молитвой одного в 25 или 27 степеней, речь идет именно о первом джама’ат-намазе с постоянным имамом (ратиб), а не о любой молитве совершенной в джама’аете, на что указывает понимание сподвижников. Хафиз Ибн Хаджар писал: “От некоторых сподвижников пришло сообщение о том, что двадцати пяти кратная награда за групповую молитву уменьшается в зависимости от места совершения. Са’ид ибн Мансур с хорошим иснадом передал, что Аус аль-Ма’афири спросил ‘Абдуллаха ибн ‘Амра: “Что ты скажешь относительно того, кто совершит тщательно омовение и помолится у себя дома?” Он ответил: «Это прекрасно». Тот спросил: “А если он помолится в ближайшей мечети?” ‘Абдуллах ответил: «Это будет приравниваться к пятнадцати молитвам». Тот опять спросил: “А если он отправится в соборную мечеть, чтобы помолиться в ней?” Он ответил: «Это будет подобно двадцати пяти молитвам»”. См. “Фатхуль-Бари” 2/135.

Нет сомнения в том, что это высказывание сподвижника ‘Абдуллаха ибн ‘Амра имеет положение марфу’, т.е. то, что передается от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку о количестве награды за тот или иной поступок он мог узнать только от него!

Таким образом, становится ясно, что общие хадисы о велении совершать намаз в джама’ате имеют свои правила и условия, а иначе их с таким же успехом можно было бы отнести на дозволенность повторения пятничной молитвы (джуму’а) опоздавшими на нее. Или можно было бы постоянно совершать любые добровольные намазы в джама‘ате. Однако всему свое место, и обобщенные тексты конкретизируются другими. И обязательным джама’ат-намазом, на который велено идти проживающему рядом с мечетью, является именно первый джама’ат!

Следующий довод ученых, дозволяющих второй джама’ат, это предание от Ибн Мас’уда. Саляма ибн Кухайль рассказывал: “Ибн Мас’уд однажды зашел в мечеть, в которой уже была совершена молитва, и создал с ‘Алькама, Масрукъом и аль-Асуадом джама’ат”. Ибн Абу Шайба 2/322. Иснад достоверный.

Однако это придание противоречит другому же сообщению от Ибн Мас’уда, что приводит сторона порицающая второй джама’ат. Ибрахим ан-Наха’и рассказывал: “Однажды ‘Алькъама и аль-Асуад вместе с Ибн Мас’удом, заходя в мечеть, встретили выходящих из мечети людей, которые уже совершили молитву. Тогда Ибн Мас’уд вместе ‘Алькъамой и аль-Асуадом возвратился домой, и они совершили молитву там”. ‘Абдур-Раззакъ 2/409. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

Внешне эти сообщения противоречат друг другу, однако в этих сообщениях нет противоречия, если вдуматься в их смысл. Шейх Машхур писал: “Что касается Салямы ибн Кухайля, то он не упомянул о том, что Ибн Мас’уд объединил в джама’ат ‘Алькъаму, Масрукъа и аль-Асуада именно в мечети. Однако Ибрахим ан-Наха’и сообщил о том, что они собрались в джама’ат именно в доме, и таким образом эти две версии легко объединить. Также это усиливается и тем, что нам известно, что мнение аль-Асуада и ан-Наха’и в этом вопросе – это запрет на повтор джама’ат-намазов!” См. “И’лямуль-‘абид” 59.

Следующий довод этой стороны, это предание от Анаса, в котором сообщается, что когда “он зашел в мечеть, в которой уже совершили молитву, он повелел произнести слова азана и икъамы, а затем они совершили молитву джама’атом”. аль-Байхакъи 1/29, Абу Я’ля 7/351. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад достоверным.

Имам ат-Таханауи сказал: “Это предание (Анаса) объясняется тем, что речь идет о мечетях, что у дорог или тому подобном, в которых не порицается совершать намаз вторым джама’атом. И это положение усиливается тем, что Анас, да будет доволен им Аллах, повторил в этой мечети азан и икъама, которые не дозволяют даже те ученые, кто дозволяют второй джама’ат в соборной мечети!” См. “И’ляу Сунан” 4/248.

То, что мечеть, в которой Анас совершил джама’атом намаз, находилась возле дороги, усиливается и тем, что в версии ‘Абдур-Раззакъа сообщается: “А после молитвы Анас сел верхом и уехал”. См. “аль-Мусаннаф” 2/291.

И это ясно указывает на то, что Анас был в пути!

Таковы доводы сторонников дозволенности совершения намаза вторым джама’атом, и это является распространенным мнением ханбалитских ученых.

Ханафитский имам ‘Али аль-Къари писал: “Повторение джама’ат-намаза в одной мечети порицается по-нашему мазхабу и это также порицается у Малика и аш-Шафи’и, чего не скажешь об Ахмаде”. См. “Фусуль мухимма” 57.

Также имам известной книги по фикъху «Къауанинуль-фикъхия» Ибн Джузий писал: “Не собираются вместе в одной мечети для совершения намаза дважды. Однако мнение Ахмада ибн Ханбаля этому противоречит”. См. “Къауанинуль-фикъхия” 49.

Здесь следует указать на один момент. Ханбалиты, которые дозволяют совершение второго джама’ата в любых мечетях, не дозволяют этого в трех главных мечетях: в Мекке, в Медине и в Иерусалиме. Имам Абу Дауд рассказывал: “Я слышал, как Ахмад говорил: «Не совершается групповая молитва в мечети аль-Харама и мечети Медины дважды. Что же касается других мечетей, то я надеюсь, что это будет проще»”. См. “Масаиль Абу Дауд” 47.

Однако мало кто из сторонников дозволения второго джама’ата знает или же акцентирует внимание на этом мнении имама Ахмада!

Также один из самых сильнейших знатоков ханбалитского мазхаба – имам Ибн Къудама упомянув о том, что их мазхаб дозволяет совершение намаза вторым джама’атом сказал: “Что же касается совершения повторного джама’ат-намаза в мечети Харама (в Мекке), в мечети Медины и мечети аль-Акъса, то от Ахмада передается порицание повторения джама’ат-намаза в них!” См. “аль-Мугъни” 2/10.

Возникает вопрос: что же побуждает их к этому?

Ответ: опасение раскола среди мусульман, как это было вплоть до недавнего времени, когда в Мекке в «Масджиду аль-Харам» было четыре макъама (место для имама), где каждый молился только за имамом своего мазхаба.

Тогда возникает следующий вопрос: Где доказательство из Корана и Сунны на разделение мечетей в этом конкретном вопросе?! Где указание на то, что в трех мечетях повтор джама’ат-намаза порицается, а в остальных соборных мечетях это приемлемо?!

Также все имамы и в том числе ханбалиты, запрещают совершать пятничную молитву опоздавшими после того, как она была совершена. Ханбалитский имам Ибн Муфлих говорил: “Если пятничная молитва уже была совершена, то не разрешается проводить ее снова в этой же мечети, поскольку совершать пятничную молитву джама’атом после джама’ата нельзя, однако с остальными намазами обстоит по-другому”. См. “аль-Баян уа-ттахсыль” 2/76.

Но возникает вопрос, где конкретизация на такое разделение?! И почему нельзя применять к пятничной молитве обобщенные хадисы, побуждающие совершать намаз в джама’ате, которые сторонники дозволенности второго джама’ата применяют в довод на дозволенность этого?! См. “И’лямуль-‘абид” 82.

Также следует отметить, что даже сторонники дозволенности совершения вторым джама’атом намаз, порицают это в случае регулярности. Доктор Абдуллах ибн аль-Фаузан, который придерживался мнения, что опоздавшие могут совершить намаз вторым джама’атом, писал: “Однако нет сомнения, что постоянство в совершении намаза вторым джама’атом не было во времена саляфов и их последователей (таби’ун). Это стало происходить после них, что стало нововведением, как об этом сообщили некоторые ученые, среди которых шейхуль-Ислам Ибн Таймия”. См. “Маджму’уль-фатауа” 23/258.

Но вместе с тем он не дал определение понятию «постоянство» при котором второй джама’ат станет порицаемым!

Также если люди не совершают молитву с первым джама’атом по причине недовольства постоянным имамом, даже если от него известны нововведения, и ждут, пока он закончит, чтобы помолится со своим имамом, то это является еще более порицаемым и запретным, по мнению ученых обоих мнений, поскольку это ведет к смуте! Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые были наилучшими людьми в этой общине, молились позади тех, кто был наихудшим в этой общине. Имам Ибн Хазм говорил: “Мы не знаем никого из числа сподвижников, кто запрещал бы совершать намаз за Мухтаром [2], ‘Убайдуллах ибн Зайдом и Хаджаджем. И это несмотря на то, что эти трое были самыми нечестивыми из всех нечестивых!” См. “аль-Мухалля” 4/214.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ваши имамы совершают молитвы для вас и для себя, и если они все делают правильно, то награда и вам и им, если же они ошибаются, то вам все равно достается награда, а их ошибки оборачиваются против них » аль-Бухари 1/235.

Спросили Хасана аль-Басри о совер­шении молитвы позади человека, придерживаю­щегося нововведений, и он сказал: “Молись, а его нововведения останутся ему”. аль-Бухари 1/238.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия писал: “Если молящийся знает о том, что имам является приверженцем нововведений, призывающим к нововведениям (бид’а), или явным нечестивцем (фасикъ), и этот имам является постоянным имамом мечети (ратиб), и нет возможности поставить другого имама на пятничные (джум’а) или праздничные (‘ид) молитвы, или это имам, проводящий молитву в день ‘Арафа и т.п., то мусульмане должны молиться за ним. И это является мнением первых (саляф) и последних (халяф) поколений”. См. “Маджму’уль-фатауа” 23/352.

Что же касается совершения одной молитвы двумя джама’атами, одновременно за двумя разыми имамами в одной мечети, то это запрещено по единогласному мнению (иджма’)! См. “Ахтауль-мусаллин” 273.

Также не дозволено совершать намаз джама’атом до его проведения имамом-ратиб. Некоторые ханбалитские ученые даже говорили, что такая молитва недействительна, если совершена без дозволения постоянного имама! См. “Ислях аль-масаджид” 78-79.

 

Заключение

Подводя итог, следует сказать, что доказательства обеих сторон весьма сильные и убедительные! Однако из-за отсутствия прямого указания на правомочность совершения опоздавшими молитвы вторым джама’атом как в Коране, так и в Сунне; и чтобы не открывать двери многим порицаемым вещам, как уменьшение численности первого джама’ата или внесение смуты в ряды мусульман; а также для выхода из разногласия, лучше не совершать опоздавшим молитву вторым джама’атом в мечети, в которой есть постоянный имам.

Что же касается не соборных мечетей и молебен (мусалля), в которых нет постоянного имама и муаззина, то не порицается совершение в них совместной молитвы, будь-то вторым или третьим джама’атом.

Также и не порицается составить джама’ат с опоздавшим одному из тех, кто уже совершил эту молитву в первом джама’ате.

На основании этого мнения, можно легко объединить оба положения в обсуждаемом вопросе!

И если человек знает, что он уже опоздал на первый джама’ат в мечети, то все же лучше совершить молитву в мечети даже в одиночку, ибо совершение молитвы в мечети лучше, чем совершение ее в любом другом месте. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто совершит омовение для молитвы должным образом и отправится пешком в мечеть на обязательную молитву, чтобы совершить ее вместе с людьми, или в джама’ате, или в мечети, тому Аллах простит его грехи». ан-Насаи 856. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Слова «чтобы совершить ее вместе с людьми, или в джама’ате » не являются разделением и не указывают на дозволенность совершения молитвы вторым джама’атом после основного. Это сомнение передатчика относительно точности слов: «чтобы совершить ее вместе с людьми, или в джама’ате » Речь идет об одном и том же, о совершении намаза в основном джама’ате. Шейх ‘Али ибн Адам аль-Асьюби, в своем известном комментарии на хадисы имама ан-Насаи, сказал: “Смысл слов «или в джама’ате» в первом случае указывает на сомнение передатчика, а во втором случае слова «или в мечети » указывает на другой вид. По этой причине становится ясным приведение этого хадиса автором (ан-Насаи), да смилуется над ним Аллах, в этой главе. Речь идет о том, кто совершил молитву в мечети в одиночку, после того, как совершил молитву джама’ат. Такой человек получит прощение грехов, так же как это получили те, кто совершил молитву в джама’ате!” См. “Шарх Сунан ан-Насаи” 10/623.

Однако если опоздавших несколько и они желают совершить молитву совместно, тогда им лучше сделать это где-либо в другом месте, пусть даже не в мечети, если есть такая возможность, поскольку так поступил пророк (мир ему и благословение Аллаха), помолившийся со своей семьей, и Ибн Мас’уд, который совершил молитву дома со своими спутниками.

Что же касается того, кто опоздал на джама’ат-намаз по веской причине, то ему не стоит беспокоиться, ибо ему и так достанется его награда! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто тщательно совершит омовение и отправится в мечеть, и застанет людей уже совершившими эту молитву, то Аллах дарует ему награду тех, кто уже совершил эту молитву, что ничуть не уменьшит их собственной награды!» Ахмад 2/380, ан-Насаи 2/11, Абу Дауд 564.

Этот хадис достоверный, и по смыслу относится к обсуждаемой теме. Ведь если дело обстоит так, как сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), т.е. что опоздавший по уважительной причине на джама’ат-намаз все равно получит свою награду, то нет нужды в совершении намаза опоздавшими вторым джама’атом в одной мечети!

Что касается этого хадиса, то все его передатчики заслуживают доверия. Среди них ‘Ауф ибн Харис, от которого хадисы передавал аль-Бухари. См. “ат-Тахзиб” 8/149. А также Мухсин ибн ‘Али, относительно которого были разногласия, однако от него передавали хадисы Абу Дауд и ан-Насаи, а Ибн Хиббан говорил, что он надежный. См. “ас-Сикъат” 5/458, “ат-Тахзиб” 10/54.

На основании этого Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Иснад этого хадиса сильный!” См. «Фатхуль-Бари» 6/137. Также его достоверность подтвердили имам аз-Захаби в «ат-Тальхис», шейх аль-Альбани в «Сахих Сунан Аби Дауд», шейх Шу’айб аль-Арнаут в «Тахридж аль-Муснад» 8934, а также исследователь хадисов сборника «аль-Муснад» имама Ахмада, который не успел докончить шейх Ахмад Шакир.

Имам ас-Синди сказал: “Внешне, упомянутый хадис указывает на то, что награда за совершение групповой молитвы засчитывается тому, кто стремился к ней. И не уменьшается его награда вне зависимости от того, успел он на нее или нет. Например, тот, кто успел на ташаххуд, подобен тому, кто застал начало молитвы. Достоинства и награда не познаются с помощью умозаключений [3], и нет довода в словах тех, кто противоречит данным хадисам относительно этой темы!” См. “Миркъатуль-мафатих” 2/130.

Нет сомнения в истинности слов имама, поскольку он опирается на достоверные хадисы, однако речь идет только о том, кто стремился на групповую молитву, но из-за веской причины опоздал, а не о том, кто из-за лени и халатности опаздывает на групповую молитву.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что награда опоздавшего на групповой намаз подобна совершившему ее с имамом и джама’атом, все же молитва, совершенная в джама’ате с первого такбира превосходит в других достоинствах и наградах молитву того, кто не застал его. Это подобно тому, что чем больше людей совершает в джама’ате молитву, тем больше и награда, несмотря на то, что их групповая молитва приравнивается к двадцати пяти молитвам. Также и молитва с имамом с первого такбира будет иметь преимущество над молитвой того, кто не застал первый такбир имама, на что указывает Сунна. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто молился ради Аллаха сорок дней в джама’ате, заставая первый такбир, будет даровано два избавления: избавление от Огня и избавление от лицемерия!» ат-Тирмизи 241. Хадис хороший. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1979 и «Сахих аль-джами’» 6365.

Следует понять одну важную вещь, что оставив совершение намаза вторым джама’атом в соборных мечетях с постоянным имамом, мусульманин неоставляет никакого веления Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) и не совершает никакого греха! Однако он ограждает себя от сомнительного и выходит из разногласий, а выходить из разногласий по мнению всех факъихов является желательным.

Также хочется напомнить мусульманам, что данную тему ни в коем случае нельзя делать предметом споров и ссор. Это недопустимо, и не следует порицать и обвинять в заблуждении тех, кто будет совершать молитву вторым джама’атом в мечети, в которой есть постоянный имам и муаззин. Тем более никто из ученых, порицавших и запрещавших подобное, не говорил о недействительности намаза тех, кто совершил его вторым джама’атом в соборной мечети!

Относительно данного вопроса есть разногласие, и оно приемлемо, поскольку речь идет о разногласии в понимании (ихтиляфу афхам), по той причине, что на эту тему нет однозначного и прямого текста в Коране и Сунне, и нет единогласного мнения (иджма’).

И не следует в этом вопросе брать пример с некоторых невежд, приписывающих себя к требующим знания, которые в качестве разминки устроили полемику в данном вопросе, превратив его в критерий следования истине.

Главное, чтобы мусульманин следовал за доказательством, а не за своими страстями, а также не делал ничего и не говорил о религии Аллаха без знания! И пусть же мусульмане, стремящиеся к довольству Аллаха, следуют Его велению: «Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это – те, кого Аллах повел по прямому пути. Они и есть обладающие разумом!» (аз-Зумар 39: 17-18).

 

И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху Господу миров

Подготовлено редакцией сайта

www.ToIslam.com


[1] Имеется в виду, что сам человек был не в состоянии передвигаться от слабости или болезни, и его поддерживали с двух сторон двое других.

[2] Мухтар заявлял, что к нему приходит ангел Джибриль с откровениями от Аллаха. См. “Фатхуль-Бари” 6/617.

[3] Т.е. о достоинстве и награде за то или иное благодеяние можно знать лишь на основании текста Корана или Сунны, а не с помощью разума и логики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: