Международно-правовой режим морского пространства




Также как прибрежное государство имеет власть над территориальным морем,
государства, граничащие с проливами, имеют право устанавливать морские
коридоры и схемы разделения движения или, как это предписывается, заменять
их, когда это необходимо для содействия безопасному проходу судов в
проливах, используемых для международного судоходства. (Статья 41 (1) и
(2)). Тогда как в отношении территориального моря прибрежные государства
просто обязываются «принимать во внимание рекомендации ИМО выполнение этих
предписаний представляется императивным для государств, граничащих с
проливами. В соответствии с Конвенцией, морские коридоры и схемы разделения
движения в проливах, используемых для международного судоходства, «должны
соответствовать общепринятым международным нормам» (Статья 41 (3)).
Предписания ИМО, касающиеся этого вопроса, содержатся в SOLAS (Предписание
v/8) для мер движения, иных, чем TSS, COLREG 1972 (правила 1(d) и 10) для
TSS Общие предписания ИМО по схемам движения судов, содержащихся в
резолюции А 572141), как это было представлено. Конвенция ООН 1982 г. также устанавливает, что государства, граничащие с проливами должны передать предложения для установления морских коридоров и предписания TSS, и их замены, компетентной организации (ИМО) с целью их утверждения (Статья 41 (4)). Государства, граничащие с проливами, могут вводить TSS и предписания, устанавливающие морские коридоры, только после того, как они будут формально утверждены ИМО. Как бы там ни было, ИМО имеет право утверждать их только, если они могут быть согласованы с
соответствующими государствами (Статье 41 (4)). Морские коридоры и схемы
разделения движения обязательны для судов, осуществляющих транзитный проход
(Статья 41 (7)). Ст. 35(с) Конвенцию ООН 1982 г. устанавливает, что предписания для
проливов, используемых для международного суд сходства, не затрагивает
«правового режима проливов, проход в которых регулируется в целом или
частично давно существующими и находящимися в силе международными
конвенциями, которые относятся специально к таким проливам».
Это положение должно приниматься во внимание в отношении с пар. (к) SOLAS.
«Ни это предписание, ни его соответствующие руководящие правила и
критерии не могут ограничивать права и обязанности Правительств,
предоставляемые им международным правом или правовым режимом международных
проливов».
В отношении морских коридоров и схем разделения движения через воды
двух или более государств, граничащих с проливами, заинтересованные
государства сотрудничают в выработке предложений через консультации с
«компетентной международной организацией» (Ст. 41(5) Конвенцию ООН 1982
г.). SOLAS предписывает в V\8(f) предоставлять Государствам возможность
составлять общие предложения на базе взаимного согласия, которые должны
быть разосланы заинтересованным Правительствам. Также следует подчеркнуть,
что в отношении проливов, к которым не применяется режим транзитного
прохода, согласно ст. 38 Конвенции ООН 1982 г., или проливов, соединяющих
часть открытого моря или ИЭЗ и территориальное море иностранного
государства, применяется режим мирного прохода (Ст. 45 Конвенцию ООН 1982
г.)

 

Внутренние морские воды

В состав территории каждого государства, имеющего морское побережье, входят внутренние морские воды. Международные соглашения и национальные законы различных государств относят к ним воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря. Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также: 1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов; 2) моря, полностью окруженные сушей одного и того же государства (например, Аральское море), а также моря, все побережье которых и оба берега соединения с другим морем (или океаном) принадлежат одному и тому же государству (например, Азовское море, Белое море); 3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль. Если ширина входа в залив больше 24 морских миль, то для отсчета внутренних вод в этом заливе проводится прямая исходная линия в 24 морские мили внутри залива от берега к берегу, но таким образом, чтобы ею было отграничено возможно большее водное пространство. Это же правило применяется к морским бухтам, губам и лиманам. В состав государственной территории некоторых морских государств входят также исторические воды. В частности, Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне и Конвенция ООН по морскому праву подтвердили международную практику, согласно которой некоторые заливы, независимо от ширины входа, считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции. Такие заливы называются «историческими». К ним, например, относится на Дальнем Востоке залив Петра Великого до линии, соединяющей устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотный (ширина входа 102 морские мили). Его статус как исторического залива был определен Россией в 1901 году в правилах морского рыбного промысла в территориальных водах Приамурского генерал-губернаторства, а также в соглашениях с Японией по вопросам рыболовства 1907, 1928, 1944 годов. Этот статус залива Петра Великого был подтвержден изданным в 1957 году Постановлением Совета Министров СССР. Историческим заливом СССР является также Чешская губа в Баренцевом море,которая глубоко вдается в сушу и окружена ею. Канада считает историческими водами Гудзонов залив (ширина входа около 50 морских миль), Норвегия - Варангерфьорд (ширина входа 30 морских миль), Тунис - Габесский залив (ширина входа 50 морских миль). Доктрина международного права также не ставит под сомнение право государств объявлять некоторые заливы, окруженные сушей одного государства, но имеющие ширину входа более 24 морских миль, историческими заливами. Международное договорное право до сих пор не содержит определений понятий «исторические воды» или «исторический залив» и не предусматривает оснований для объявления государствами своих прав на такие морские воды. Генеральная Ассамблея ООН еще в 1959 году (резолюция 1453 (XIV) от 7 декабря 1959 г.) поручила Комиссии международного права изучить данный вопрос и направить полученные результаты государствам — членам ООН. Эта работа не завершена. Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежным государством по его усмотрению. В частности, судоходство и рыболовство во внутренних морских водах, а также научная и изыскательская деятельность регулируются исключительно законами и правилами прибрежного государства. В этих водах иностранцам обычно запрещено заниматься любыми промыслами и исследовательской деятельностью без специального разрешения. Как правило, любые иностранные суда могут заходить во внутренние воды другого государства с разрешения последнего. Исключением являются случаи вынужденного захода судов ввиду стихийного бедствия, а также воды открытых портов. Военные корабли, находящиеся в иностранных внутренних водах с согласия прибрежного государства, пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Однако они обязаны соблюдать законы и правила последнего, а также соответствующие принципы и нормы международного права (запрещение угрозы силой или ее применение, уважение территориальной неприкосновенности, невмешательство и др.). 6.6 Правовой режим морских портов Поскольку акватория морского порта находится под полным и исключительным суверенитетом прибрежного государства, иностранные невоенные суда, находящиеся в порту, подчиняются законам и правилам прибрежного государства. Эти законы и правила касаются пограничного, таможенного, санитарного и навигационного режимов; налогов, сборов и пошлин; осуществления погрузочно-разгрузочных работ; посадки и высадки пассажиров; безопасности судоходства и производимых работ; порядка схода на берег и пребывания на берегу членов экипажа и т. д. Распространение на внутренние воды, включая порты, суверенной власти прибрежного государства предопределяет также подчинение иностранных невоенных судов административной и гражданской юрисдикции прибрежного государства с изъятиями, относящимися к государственным морским судам или судам, находящимся на государственной службе, о чем будет сказано ниже. Однако в соответствии со сложившейся международной практикой прибрежное государство, как общее правило, не осуществляет своей юрисдикции по делам, относящимся к внутреннему распорядку на иностранном судне, находящемся в его порту, включая гражданские и трудовые споры, если только происходящее на судне не угрожает спокойствию порта. Как правило, прибрежное государство не вмешивается в вопросы внутреннего распорядка судна, гражданские и трудовые споры моряков, возникающие в связи с их службой на судах. Ряд других аспектов правового режима морских портов и обращения с иностранными судами в них регулируются также соглашениями, обычно заключаемыми на двусторонней основе. Опираясь на национальное законодательство, двусторонние соглашения о торговом судоходстве и международные обычаи, можно считать, что в настоящее время в области обращения с иностранными судами и оказания им услуг в морских портах прибрежное государство применяет один из двух режимов: а) национальный режим, предусматривающий такое же обращение в порту, какое предоставляется этим государством своим национальным судам в отношении доступа в порт, уплаты портовых сборов и налогов, посадки и высадки пассажиров, использования причалов и оборудования, погрузки и выгрузки грузов, использования других услуг, предназначенных для мореплавания и осуществления обычных коммерческих операций; б) режим наибольшего благоприятствования, или наиболее благоприятствуемой нации, который предусматривает предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства. Обычно в двусторонних договорах или в национальных законах, касающихся обращения с иностранными судами в морских портах, указывается, в каких случаях предоставляется тот или иной режим. Пользование иностранными морскими портами, как правило, производится с обязательной уплатой установленных прибрежным государством сборов, пошлин и налогов (корабельные, маячные, причальные, лоцманские и др.). Отдельно начисляются таможенные пошлины. Однако имеются порто-франко и вольные гавани (например, Лас-Пальмас на Канарских островах), при заходе в которые морские суда и грузы на них освобождаются от уплаты таможенных пошлин.

ВОПРОСЫдля самоконтроля:

1. Какие аспекты регламентирует Международное морское право?

2. Кто несет ответственность за нарушение норм международного морского права?

3. Какие права имеют прибрежные государства в отношении прилегающего водного пространства?

4. Какое водное пространство входит в состав внутренних морских вод?

5. Под чью юрисдикцию попадают портовые воды?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: