Пути развития здравоохранения в Российской Федерации





Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж имени Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы »

Методический материал

Для проведения теоретического занятия

По теме: Система охраны здоровья населения Российской Федерации. Экономические проблемы здравоохранения в условиях перехода на рыночные отношения. Состояние и перспективы развития здравоохранения

по дисциплинеЭкономика и управление здравоохранением

для специальности:

Лечебное дело,52

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Теоретического занятия по дисциплине «Экономика и управление здравоохранением»

Тема: Система охраны здоровья населения Российской Федерации. Экономические проблемы здравоохранения в условиях перехода на рыночные отношения. Состояние и перспективы развития здравоохранения

Количество часов:2 часа

Место проведения:аудитория

Цели занятия:

уметь:

· ориентироваться в основных направлениях реформирования системы здравоохранения в соответствии с рыночной экономикой

знать:

  • состояние системы здравоохранения в современных условиях;
  • системы здравоохранения, действующие в России, и источники их финансирования;
  • пути реорганизации здравоохранения в соответствие с объективными законами рыночной экономики;
  • практические шаги Правительства РФ по совершенствованию здравоохранения.

Обеспечение занятия:

· наглядные пособия:

Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья

граждан в Российской Федерации"

 

Содержание занятия:

  1. Пути развития здравоохранения в Российской Федерации.
  2. Экономические проблемы здравоохранения в условиях перехода на рыночные отношения.
  3. Состояние системы здравоохранения РФ в соответствии с законами рыночной экономики.

4. Пути реформирования системы здравоохранения в соответствии с законами рыночной экономики.

5. Практические шаги Правительства РФ в области здравоохранения.

Хронокарта:

· организационный момент 3 мин

· проверка исходного уровня знаний 10мин

· изложение нового материала 60 мин

· контроль усвоения материала 15 мин

· организационный момент 2 мин

Литература

основная:

Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М., Экономика и управление здравоохранением.Ростов- на - Дону., «Феникс», 2004; с.26-105

дополнительная:

  1. Журнал «Экономика здраввохранения»,2007,№11,с.45-50;2010,№3,с.5-16, 30-34; №5, с.23; №9-10,с.9-16;2011, №7-8,с.9-13; №11-12,с.5-13.
  2. Журнал «Главврач», 2008, №4,с.34-41
  3. Медицинская газета,2011,№83,с.3;№92,с.10.

Домашнее задание. Основной учебник: с. 26-86; конспект, СР – 1 час:

Экономические проблемы здравоохранения в условиях перехода на рыночные отношения.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Тема: Система охраны здоровья населения Российской Федерации.

Экономические проблемы здравоохранения в условиях перехода на рыночные отношения. Состояние и перспективы развития здравоохранения

Пути развития здравоохранения в Российской Федерации

До революции 1917 г. в России не было единой общегосударственной системы организации здравоохранения. Охраной здоровья занимались многие ведомственные учреждения: земская медицина, МВД, фабрично-заводская медицина – для рабочих крупных заводов.

В 1917 г. был создан Наркомздрав, который начал организовывать и руководить общественным здравоохранением, принципами которого являлись общегосударственный характер, бесплатность, общедоступность, научность, гуманность и профилактическая направленность.

В 1978 г. на Алма-Атинской конференции ВОЗ советское здравоохранение было признано одним из лучших в мире и рекомендовано для развивающихся стран.

Но к 1990 г. советское здравоохранение скатилось с 20-го места во вторую сотню государств. И к 2011 г Россия среди 191 страны членов ВОЗ занимает 130 место (131 место – Гондурас) по эффективности использования ресурсов здравоохранения; по размеру подушевых расходов на здравоохранение – 75-е место; по показателям здоровья населения – 127-е место. Затраченные срендства не возвращаются приращением уровня здоровья населения.

Причины такого:

- резко упало экономическое состояние государства и постоянно низкое финансирование здравоохранения – 1,5-2% от ВВП (рекомендуется не ниже 5%), осуществляемое по остаточному принципу, и соответственно упало финансирование здравоохранения, обеспечивая лишь на 15-40% потребность ЛПУ;

- в стране ухудшилась медико-демографическая обстановка, резко увеличились заболеваемость и инвалидность и потребность в медицинской помощи возросла;

- в мировом здравоохранении тоже произошли изменения: появились новые эффективные высокотехнологические способы лечения, но очень дорогие, которые наше государство не могло обеспечить;

- чтобы вылечиться, больные вынуждены были оплачивать лечение из собственных средств – появился нелегальный «черный» рынок в здравоохранении, что создало социальную напряженность в государстве.

В связи с отмеченным, государство вынуждено было приступить к реорганизации здравоохранения:

1) В Конституции СССР (1935 г) было записано право гражданина на «охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи» - в Конституции РФ (1993 г) ч.1 ст.41 «признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст.25)». При этом специально оговаривается, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений без взимания плат с пациента. В п.2 Конституции утверждается существование на территории РФ государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

2) В развитие положений Конституции РФ издается ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993), который закрепляет право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В ФЗ также заложено существование в РФ трех систем здравоохранения. Единая система здравоохранения в государстве не закреплена. В основу разграничения систем здравоохранения положена принадлежность к форме собственности, оказывающей медпомощь и соответствующий источник финансирования. В государственном секторе имущество находится в федеральной и региональной собственности субъектов РФ, в муниципальной системе – в муниципальной собственности, в частной – в частной собственности. Разделены полномочия в области охраны здоровья между Федерацией, субъектами РФ и местным самоуправлением. Источниками финансирования в соответствии со ст.10 Основ являются средства бюджетов всех уровней (фед., рег, муниц.), средства по ОМС и ДМС, средства целевых федеральных программ и др.

Объемы финансирования ежегодно утверждаются Правительством РФ в виде «Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи».

Однако, оказалось, что граждане при обращении за медпомощью в государственные и муниципальные учреждения не могут получить ее в необходимом объеме бесплатно. Это связано с несбалансированностью госгарантий с имеющимися финансовыми ресурсами, т.е государство не смогло поддержать требуемый уровень финансирования.

3) И государство уменьшило свои обязательства, издав ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2004) – вместо 3-х форм собственности утверждены 4 формы – федеральная, региональная, муниципальная и частная. Внесены

изменения в Основы – на местное здравоохранение (муниципальное) возлагается ответственность за первичную МП, основную в нашей стране, учитывая, что 80% ЛПУ находятся в муниципальном подчинении.

Разграничиваются уровни управления: федеральная, региональная и муниципальная, каждая из которых финансирует и управляет ЛПУ своего уровня и соответственно отвечает за качество здравоохранения своего уровня. В основу охраны здоровья заложены основополагающие принципы: доступность, преемственность и этапность при оказании медпомощи. Эти принципы реализуются путем соблюдения определенного «маршрута» движения пациента. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в поликлиниках и больницах муниципального уровня. Специализированная МП – в ЛПУ регионального уровня, а ВТМП – в ЛПУ федерального подчинения (НИИ, вузы).

4) Недостаточность источников местного финансирования привела к снижению качества МП на муниципальном уровне. ФЗ N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (2011) отменил соответствующий ФЗ-1993 года. В соответствии с ним финансирование муниципального здравоохранения осуществляется из средств региона, а муниципалитет может доплачивать, но при этом отвечает за качество МП своего уровня. Утверждается право каждого гражданина (застрахованного, прописанного) получить бесплатную ПМСП «НА,В и У»- на любой территории, в любом ЛПУ и у любого врача (с его согласия).

  1. Экономические проблемы здравоохранения в условиях перехода на рыночные отношения

Реформирование системы финансирования здравоохранения в России характеризовалось поиском и построением пропорций между тремя существующими системами финансирования: бюджетной, страховой и частной. Государство постоянно повышало финансирование здравоохранения. С учетом бюджетов всех уровней (федеральный, региональный и муниципальный) доля затрат на здравоохранение в ВВП выросла с 1,56% в 2001 г до 3,7% в 2010 г. По данным ВОЗ устойчивое функционирование и развитие здравоохранения возможно при затратах не менее 5%. В странах с развитой рыночной экономикой оно составляет от 8-10% в Германии и Франции до 15% в Америке и это только в процентах к ВВП, а в абсолютных цифрах разница между нашим и западным здравоохранением будет заоблачной. И если отнять затраты на приобретение зарубежных лекарств и медоборудования, стоящих не дешево, то остается еще меньше на медицинскую помощь. И если даже Правительство увеличит до 5% ВВП, то по европейским затратам этого будет мало.

С 1993 года с выходом ФЗ «Основы законодательства в РФ об охране здоровья граждан» здравоохранение должно было перейти с государственного финансирования на рыночные отношения, которые должны характеризоваться следующими признаками.

 

Рыночная экономика в здравоохранении должна была включать:

1. Рынок медицинских ресурсов, состоящий из рынка трудовых ресурсов (медработники) и рынка материальных ресурсов, снабжающего ЛПУ медицинским оборудованием, лекарственными препаратами, инструментами и др. Действуя на этом рынке, ЛПУ выступают в роли покупателей этих ресурсов и одновременно продавцами медицинских услуг. Имея ресурсы, ЛПУ совершают платежи в виде зарплаты, за медикаменты и др. и одновременно имеют доходы

2. ЛПУ и медработники переходят на работу в рыночных условиях – ЛПУ действуют на конкурсной основе между собой, соревнуясь в борьбе за пациента в качестве медицинской помощи и ее доступности; заплата складывается не из отработанного времени, а зарабатывается на основе количества и качества произведенных медицинских услуг.

3. Медицинские услуги в ЛПУ должны оплачиваться принципу всех расходов по полному тарифу (поштучно).

4. Появляются производители медицинских услуг–ЛПУ и потребители-пациенты.

5. Цена медицинских услуг и их объемы определяются посредством конкуренции между производителями-ЛПУ и покупателями-пациентами, а также спросом на эти услуги у потребителей- пациентов

3. Состояние системы здравоохранения РФ в соответствии с законами рыночной экономики

 

Основные тенденции динамики здоровья и медико-демографических процессов, влияющих на здравоохранение РФ: депопуляция (коэффициент рождаемости стабильно держится ниже простого воспроизводства – 2,15; коренное население России замещает себя потомством на 60%, рост миграций, постарение населения, хронизация патологии, высокий уровень травм, отравлений, младенческой и материнской смертности, ухудшение психического здоровья, высокий уровень алкоголизации, наркомании и токсикомании, рост инвалидности.

На будущее

По прогнозам динамика показателей здоровья населения по-прежнему будет негативной. Общий уровень рождаемости останется весьма низким, общей смертности – довольно высоким. Миграционный поток не сможет компенсировать потери от естественной убыли и сокращения численности населения РФ,

****

Процессы формирования здоровья населения отражают общие тенденции социально-экономического развития РФ.

Наиболее острыми проблемами здоровья населения в настоящее время являются низкий уровень рождаемости (10,5 %о), высокий уровень общей смертности (16,0 %о), особенно среди мужчин трудоспособного возраста в результате несчастных случаев, отравлений и травм; отсутствие естественного прироста населения. С1999 по 2004 г. показатель смертности увеличился на 16% и будет продолжаться увеличиваться за счет вымирания преобладающего в настоящее время пожилого контингента.

В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило в 1,7 раза, а в 27 регионах - 2-3 раза..

За 10 лет население уменьшилось на 9 млн чел. Однако в результате притока мигрантов население реально сократилось на 6 млн чел. и на начало 2007 г составило 143,5 млн чел.

Опережающий рост смертности от причин, которые можно было предотвратить, и омоложение смертности – указывает на снижение внимания к профилактике и ухудшение диагностики и качества лечения.

Продолжительность жизни в 2004 г. составила 65,5 г., в. т.ч. у мужчин- 59,1 г и у женщин – 72,5 г. В этом мы отстает от США, Франции, Японии на 15,4-19,5 года у мужчин (в 60-х годах составлял разрыв -2-3 года) и на 7,6-13,1 г у женщин ( ранее -2 года).

Разрыв между продолжительностью жизни у мужчин и женщин в РФ составляет 13 лет, в то время как в развитых странах от4 до 7 лет.

По показателям продолжительности жизни для мужчин Россия занимает 134 место в мире, для женщин -100-е место.

С 2004 года наметилось снижение показателей смертности от несчастных случаев и младенческой смертности на 24% – в 2004 г – 11,5 на 1000 родившихся живыми

За 5 лет снизилась материнская смертность с 39,7 до 23,4 на 100 тыс. родов. Снижение материнской смертности продолжается.

 





Рекомендуемые страницы:


©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!