Экономические проблемы здравоохранения




В начале 90-х годов в СССР было 3,6 млн коек, 1,3 млн врачей и 2,5 млн средних медработников.. Обучало студентов 100 вузов, наукой занималось 100 НИИ. Наблюдался экстенсивный рост врачей, коек, но всего не хватало, т.к. медицина была направлена не на качество, а на количество. В это время в мире происходила НТР в медицине, повышались технология и качество лечения.

Затрачено на здравоохранение в 2011 г. 14 трлн 300 млрд руб, т.е. финансирование здравоохранения повысилось до 3% ВВП (в Москве уже сейчас финансирование составляет 10%). Но норма финансирования – 5%. Реально на 1 чел выделяется 915 руб вместо 8,5 тыс руб.

В 2011 г в ЛПУ страны работало 600 тыс. врачей, 1,5 млн средних медработников и всего занято 4 млн работников. С 1996 г. выпуск специалистов здравоохранения с высшим образованием увеличился в 2,5 раза и превысил потребность в них. Сестринского персонала выпускается только на 35% от потребности. Если за рубежом соотношение врачей и сестер составляет 1:4, то у нас 1:2.

2/3 объема массовой медицинской помощи оказывается на муниципальном уровне. В собственности муниципальных органов находится до 80% всех ЛПУ.

Укомплектованность первичного звена здравоохранения составляет всего 56%.

Обеспеченность врачебными кадрами в городе составляет 52,9%, а в сельской местности – лишь 10% т.е. в 5 раз меньше и составляет 12,2 на 100 тыс. населения (город – 60,0) Численность среднего медицинского персонала на селе в 2 раза меньше городского.

Всего врачей в стране 607 тыс., из них участковых лишь 56,0 тыс. (менее 10%).

Врачей общей практики (семейных) – 3940 чел. 30% участковых врачей не проходили специализацию более 5 лет. Средний возраст врачей первичного звена составляет 62 года.

Менее 50% молодых специалистов возвращаются в территории, откуда они приехали на учебу. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда половина выпускников, подготовленных за счет бюджетных средств, находят применение вне государственных и муниципальных учреждений, а часто и вне медицины, игнорируя свободные врачебные места в поликлиниках, больницах, станциях скорой помощи.

Удовлетворенность населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи и их доступность составляет от 12 до 20% по разным ее видам. В 2008 г. удовлетворенность ВТМП составляла 48% и ее получили 187,5 тыс. чел. Потребность в эндопротезировании крупных суставов в 300 тыс. в год удовлетворяется лишь у 20 тыс. чел., т.е. 6,7%. Потребность в коронарной ангиопластике 250 тыс. в год, а проводится 20 тыс. в то время как нетрудоспособность от сердечно-сосудистых заболеваний растет с 20,6% до 30,4%.

Отмечается упадок профилактического направления медицины, которой так славилась советская медицина, диспансеризации населения, прививок, диагностики и выявления ряда инфекционных заболеваний, особенно ВИЧ-инфекции.

Доля профилактических посещений в общем объеме амбулаторно-поликлинической помощи составляет всего 30% ит с каждым годом уменьшается.

Развитие современной медицины невозможно без соответствующей материально-технической базы, особенно при постоянном растущем спросе населения на более лучшую медицинскую помощь. Вместе с тем износ основных фондов учреждений здравоохранения составляет 58,5 %, износ зданий – 27,4%, медицинского оборудования и транспорта -65% (в сельской местности – 80%). Большая часть приборов эксплуатируется 15-20 лет. Неоднократно выработав свой ресурс, они не могут гарантировать надежное качество обследований до и после лечения. Потребность в новой медицинской техники удовлетворяется только на 30-40 %. Укомплектованность компьютерной техникой составляет 30% от потребности.

Отмечается низкая мотивация работников здравоохранения к улучшению качества медицинской помощи и профессиональному росту, что в основном связано с низкой зарплатой, которая в 2004 г. составляла 4730 руб.

Труд медицинского работника не связан в настоящее время с конечными результатами их деятельности.

Основные проблемы здравоохранения:

· Национальная система здравоохранения имеет низкую социально-экономическую эффективность:

- сохраняется экстенсивный тип развития здравоохранения: 70-80% всех расходов вкладывается в стационарную помощь и 20-30% - в поликлиническую, т.е. существует диспропорция между ПМСМ и специализированной медпомощью;

- уровень ПМСП крайне низок и имеет тенденцию к ухудшению;

- система ОМС не только не сдержала развитие стационарной помощи, а наоборот ее подстегнула и СМО, финансирующие страховую систему, ничего не теряют от такой ситуации.

· Только 3% из выделяемых на здравоохранение средств тратится на профилактику заболеваний. В результате сложилась парадоксальная ситуация: российское здравоохранение из системы сохранения здоровья населения превратилось в систему поддержания здоровья больных людей. Этому способствует сложившийся механизм финансирования ЛПУ, когда оплачивается не результат, а факт посещения врача или продолжительность пребывания в стационаре. Получается, что здравоохранение выгодно, чтобы больше было не здоровых, а больных – при такой модели здравоохранения не хватит никаких средств, а больных меньше не станет.

· Декларативность государственных гарантий в бесплатной медицинской помощи. Имеется несоответствие между обязательствами государства по предоставлению гражданам бесплатной медицинской помощи и выделяемыми на эти цели средства.

Финансирование здравоохранения в РФв 6-7 раз меньше, чем в Европейский странах.Например, стоимость 1-го больного в стационаре за 1 день у нас – 38 евро, в странах ЕЭС – 270 евро; 1-го посещения в поликлинике соответственно - 5,2 и 45 евро).

· Доля расходов на здравоохранение составляет 3,7% За счет федерального бюджета 60% (479,6 млрд руб) и ОМС -40% (192 млрд руб.). Финансирование медицинского обслуживания неработающего населения возложено на регионы (субъекты РФ), но они выделяют лишь 40% от установленных законом средств, от чего страдают социально незащищенные граждане – малообеспеченные, пенсионеры и инвалиды. Оплата медицинского обслуживания возлагается на работающее население и работодателей. В то же время стоимость медицинских услуг растет: за 5 лет выросла в 3 раза. Происходит по-тихому нерегулируемое замещение бесплатной государственной медицинской помощи частными расходами. Увеличивается неравенство возможностей различных слоев населения в получении медицинской помощи соответствующего качества.

· Реальный объем финансирования медицинской помощи в различных регионах отличается в 12 раз – от 1187 руб. в Дагестане до 20514 руб. в Чукотском автономном округе. В 48 из 90 субъектах РФ дефицит финансовых средств превышает 20%. Появилась тенденция местного планирования бюджета здравоохранения, игнорируя указания правительства, что снизило объемы и качество медицинской помощи в регионах.

· Существует 4 источника финансирования ЛПУ, в соответствии с которыми составляется такое же количество планов: федеральное, региональное, муниципальное и ОМС. Это привело к раздробленности здравоохранения в регионах, несоответствии планов и реальных объемов медицинской помощи.

· Сложившаяся двухканальная бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения и сметное содержание ЛПУ – неэффективны. Они не могут обеспечить качество медицинской помощи и рациональное использование средств ЛПУ для повышения доступности медицинской помощи. ОМС должна стать единственным источником финансирования медицинской помощи населению.

· Неэффективно используются выделяемые средства за здравоохранение: на поликлиническую службу – 30%, скорую помощь -10%, а на дорогую стационарную – 60% (на Западе – 35-50%). Уровень госпитализации составляет 20-21 на 1000 жителей, против 12-17 на Западе. Каждый 5-й житель проводит в больнице 16 дней вместо 5-8.

· Финансирование поликлиник происходит по остаточному принципу, что противоречит идеи создания ОМС - приоритетному развитию амбулаторно-поликлинической помощи.

· Рынок МУ не развивается, что связано с:

· (1) низким средним уровнем жизни подавляющей части населения, который не позволяет ему отвлекать заметные средства на оплату МУ;

· (2) отсутствием имиджа ЗОЖ у населения – в части его составляющей – «медицинской активности», т.е. профилактическая забота за поддержание своего здоровья не воспринимается населением и не ведет к увеличению выделения им средств в этом направлении;

· (3) рынок остается монопольным: преобладает бюджетное государственное финансирование;

· (4) низким уровнем материально-технической базы ЛПУ. Это стало причиной острого кризиса здравоохранения. Причины: при сохранении государственного монополизма в здравоохранении выделяются малые средства из госбюджета, отсутствуют возможности ЛПУ и медикам достаточно зарабатывать. Эти причины не дают развиться в здравоохранении и за счет его финансов рынку труда, рынку лекарств, медицинского оборудования и др.

· (5) Появившиеся первые частные медицинские кооперативы и малые предприятия во многом обязаны были в своем успехе доступу к современному оборудованию, дефицитным лекарствам, привлечению самых квалифицированных работников. Это привело к разделению квалифицированной медицинской помощи и доступ к ней стали иметь лишь обеспеченные люди, что усилило социальную напряженность в обществе.

.

  1. Пути реформирования системы здравоохранения в соответствии с законами рыночной экономики

В рыночной экономики должно сохраниться государственное регулирование системы здравоохранения для исключения монополизма и сохранения качества медицинской помощи.

Для преодоления сложившейся медико-экономической ситуации Правительство РФ в 2008 г. утвердило «Концепцию развития здравоохранения в РФ до 2020 г.».

А. Задачи модернизации системы здравоохранения:

- усиление профилактической направленности здравоохранения, формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению, углубленной диспансеризации. Здоровье должно стать основной жизненной ценностью. Нужно формировать у населения мотивацию к личной ответственности за собственное здоровье, воспитывать у детей навыки здорового образа жизни.

- необходимо восстановить и расширить практику диспансерного наблюдения за больными. Особенно нужно улучшить диспансеризацию трудоспособного населения и лиц, проживающих в сельской местности.

- при оценке работы ЛПУ показатели профилактической работы должны стать приоритетными, для чего надо разработать систему экономического поощрения. Одно из эффективных направлений профилактической деятельности ЛПУ должно стать медико-санитарное просвещение. Неплохо найти способы экономического поощрения и граждан в укреплении их собственного здоровья;

- повышение эффективности работы учреждений здравоохранения и работающих в них медработников. В частности, необходимо ввести единую систему стандартизации медицинской помощи;

- медицинская помощь должна оказываться всем нуждающимся вне зависимости от места жительства по единым стандартам ее оказания. В стране должна быть единая система стандартов оказания медицинской помощи во всех регионах;

- улучшить доступность высокотехнологической медицинской помощи, расширить ее в 4 раза и удовлетворить 80% населения в этих видах помощи. Для чего создать центров оказания высокотехнологической помощи, в основном на базе существующих 79 НИИ и крупных клинических центрах сердечно-сосудистого профиля, хирургии, травматологии и ортопедии, нейрохирургии, репродуктивной технологии, эндокринологии. Финансирование этих центров осуществлять из федерального бюджета на основе государственного заказа, когда любой гражданин нашей страны может получить эту помощь в порядке очередности. Это поддержит население, особенно с невысокими доходами;

- необходим переход от управления расходами на здравоохранение (бюджетные средства и средства ОМС) к управлению результатами;

- необходимо обеспечить переход от сметного и бюджетно-страхового принципа финансирования ЛПУ к одноканальному финансированию по страховому принципу с оплатой всех расходов по полному тарифу на основе стандартов оказания медицинской помощи (протоколов ведения больных).

Кроме того задачи состоят в:

1) развитии медицинского страхования – ОМС и ДМС:

- четкое выделение бесплатного минимального объема оказания медицинских услуг, а остальное – за доплаты за лечение; перевод дорогостоящих медицинских технологий на платную основу;

- дополнительным источником финансирования дефицита здравоохранения должно стать внедрение ДМС, когда за счет пациента или работодателя осуществляются те виды медицинской помощи, которые не включены в минимум по ОМС;

2) расширении хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения:

- необходимо заменить жесткую смету расходов ЛПУ, утвержденную свыше, на

более гибкую модель, когда на что тратить определяет само учреждение;

– они могут брать кредиты в банках, выпускать ценные бумаги под свои долговые обязательства, привлекать к участию в прибылях немедицинских держателей финансовых средств, создавать акционерные предприятия и др.

3) переходе от содержания ЛПУ на принципы зарабатывания ими своего

содержания, для чего перейти на новые рыночные формы оплаты труда, ввести

системы материального стимулирования по конечным результатам деятельности,

а зарплату медработников поставить от объемов выполняемых ими медицинской

помощи; стимулировать непрерывное повышение качества медицинской помощи;

4) улучшении нормативно-правовой базы системы здравоохранения. Необходимо конкретизировать государственные гарантии в объемах, видах и порядке оказания медицинской помощи населению; - улучшить взаимоотношения учреждений государственной и муниципальной уровней собственности;

5) поддержке медицинской науки с ориентацией ее на развитие высокотехнологичных методов оказания медицинской помощи;

6) повышении приоритетности первичной медико-санитарной помощи при поликлиниках:

7) в укреплении диагностической службы в поликлиниках: оснащение их современным рентгенологическим оборудованием, оборудованием для ультразвуковых исследований, электрокардиографами и лабораторным оборудованием. Для этого могут служить лизинг и факторинг:

- лизинг – когда дорогостоящее оборудование арендуют на время работы, а оно остается в собственности лизинговой компании. Это применимо как для очень дорогой техники – (ЯРМ), так и не очень – (автомашины). Выгоды на лицо: не надо заботиться о ремонте, не надо платить аванс за него и в то же время получать прибыли;

- факторинг – для производителей медицинских приборов и лекарств. Это когда у фирмы идут дела плохо, она продает сбыт своих товаров оптом за 70-90% другой фирме - факторинг- фирме, которая за недоданные проценты реализует товар.

8) в укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи, в т.ч. оснащение бригад скорой медицинской помощи современными транспортными средствами, реанимобилями, современной связью.

 

Б. Задачи модернизации учреждений здравоохранения:

В настоящее время 30-50% госпитализированных больных могли бы обследоваться и лечиться в поликлинических условиях или дневных стационарах, поэтому необходимо сокращение стационарной помощи и повышение роли амбулаторно-поликлинической помощи населению:

 

1. В стационарах:

1.1. Изменение структуры коечного фонда:

ü сокращение объемов и расходов на стационарную помощь на 20%;

ü сокращение коек и больниц на 20% (реально уже сократили на 30%), за счет:

· расширения роли первичной медико-санитарной помощи в поликлиниках- в диагностической, лечебной и реабилитационной составляющих лечебного процесса;

· профилизации больниц – создание специализированных кардиологических эндокринологических и др. стационаров;

· сокращения сроков пребывания на койке путем перехода на прогрессивные модели стационарного обеспечения за счет:

o разделение коек для кратковременного пребывания и для интенсивного лечения;

o долечивание с дневным пребыванием в стационаре;

o сокращения диагностических манипуляций - не дублировать поликлинические,

o более эффективного лечения и передачи части лечебного этапа в поликлиники - долечивание с дневным пребыванием в поликлинике;

· исключения социальных больных, перевод их в специализированные социальные стационары;

· исключения неоперабельных больных, организация для стационаров на дому или госпитализация в хосписы;

· улучшать экспертизу обоснованности госпитализации.

1. 2. Уменьшение числа медперсонала и изменение соотношения среднего звена и врачей: с 1:2 к 1:4.

1.3. Рост больниц сестринского ухода.

1.4. Больницы разных уровней объединяются в Единые федеральные центры, в которых осуществляется преемственность в диагностике, лечении и реабилитации больных от сельских районов до столицы: ЦРБ – муниципальные – региональные -федеральные ЛПУ.

 

2. В поликлиниках:

2.1. Повысить роль поликлиник в оказании ПМСП - в них должны начинать и оканчивать

медицинскую помощь до 70% нуждающемуся населению.

2.2. Повышается юридическая роль всех ЛПУ: поликлиник, женских консультаций, стационаров и др. – повышается их ответственность за качество всех видом медицинской помощи путем введения стандартов медицинской помощи. На основании их больные могут требовать компенсации за неполное или некачественное лечение.

2.3. Расширить роль поликлиники в развитии стационарзамещающих видов и ресурсосберегающих форм МП оказании стационарной помощи:

создаются при поликлиниках стационарно замещающие виды оказания

медицинской помощи - дневные стационары и стационары на дому,

больницы сестринского ухода, центры амбулаторной хирургии.

2.4. Развивается система ВОП, семейного врача, поощряется деятельность

участковых врачей и их медсестер: вводится дополнительное финансирование; повышается их заинтересованность в результатах своего труда – вводится дополнительное финансирование участковых врача и медсестры за более быстрое и без осложнений лечение больных

2.5. Повышается роль поликлиник в профилактической работе среди населения, для чего вводятся стандарты этой деятельности, финансовое поощрение, увеличивается число медсестер: на 1 ВОП: 2-4-5 м/с

Г. Задачи повышения заинтересованности пациентов в лечебном процессе:

- выдача родового сертификата беременным;

- право выбирать ЛПУ, лечащего врача, а для беременных - женскую консультацию и

родильный дом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: