социальной защиты в России




 

В последнее десятилетие в связи с увеличением продолжительности жизни человека и числа престарелых граждан в науке и социальной практике заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам.

Выход на пенсию является одним из наиболее переменных и кризисных моментов на жизненном пути пожилого человека, влекущим за собой существенные изменения в условиях и образе его жизни. Сложившаяся ситуация требует от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. У многих пожилых людей этот процесс происходит долго и болезненно, сопровождается переживаниями, пассивностью, неумением найти новые занятия и контакты, по-новому взглянуть на себя и окружающий мир. [10]

В связи с этим необходимость сохранения активной жизни пожилых людей посредством их обучения - одна из актуальных тем современных научных исследований в области геронтологии, андрагогики и социального обучения взрослых.

Образование взрослых в пенсионном возрасте не преследует в виде основной цели получение профессии и дальнейшего трудоустройства. Данный вид социального обучения относится к так называемому неформальному образованию, имеющему цель персонального развития, социальной адаптации, сохранению активной позиции пожилых людей. Общение и получение новых знаний позволяет студентам пенсионного возраста реализовать свои способности, оставаться самостоятельными и быть менее подверженными стрессовым состояниям в кризисный период. Так, например, в польских университетах для пожилых людей выделяются несколько образовательных целей обучения: [10]

1. Предупреждение старости. Программы университетов ставят своей целью преодоление негативных признаков старения при помощи пропаганды физической и психической активности. Учеба рассматривается как противодействие процессу старения, как борьба с ним.

2. Подготовка к пенсии. В рамках образовательной программы проводятся семинары по психологии и философии жизни установлению контактов с другими людьми.

3. Подготовка к общественной деятельности. Слушатели университетов "третьего возраста" участвуют в различных благотворительных акциях, что помогает пожилым людям почувствовать свою значимость.

На сегодняшний день во многих странах мира (США, Японии, Франции, Польше и др.) открыты специальные курсы, учебные центры, народные университеты и факультеты для пожилых людей. Учебные программы для данной категории граждан составляются на основе психологических и социологических исследований с учетом их жизненного опыта и разносторонних интересов. Круг изучаемых дисциплин достаточно широк: медицина, право, психология, экономика, экология, иностранные языки, садоводство, краеведение и многое другое. Особенностью обучения является привнесения богатого жизненного опыта пожилых людей в учебный процесс, их высокая мотивация, так как обучение строится без обязательных программ. [10]

Для реализации образовательных целей используются различные формы и способы обучения людей пенсионного возраста: лекции, семинары с группами по интересам, группы самообучения и взаимопомощи (для тех, кто по состоянию здоровья не может присутствовать на занятиях), экскурсии.

Таким образом, организация образовательных программ для людей третьего возраста поднимает уровень социального благополучия пожилых людей, играя важную роль в профилактике негативных последствий кризисного периода, повышая их адаптивные возможности к внутренним и внешним изменениям.

Геронтообразование должно функционировать как часть непрерывного образования в Российской Федерации в виде многоуровневой системы, включающей в себя: [10]

На первом уровне - подготовку всех возрастных групп к началу старости, которая может осуществляться уже на дошкольной, школьной, вузовской и иных ступенях формального и неформального образования. Чем больше молодые люди узнают о старости, тем четче они будут понимать, что необходимо для активной и продуктивной старости и как возможно исключить факторы риска для достижения долголетия;

На втором уровне осуществляется подготовка людей предпенсионного возраста к выходу на пенсию, предполагается доступность для пожилых к системе повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, получения новой специальности в системе формального образования;

Третий уровень для пожилых людей, вышедших на пенсию, имеющих ресурсы для развития и саморазвития;

Четвертый - для людей с ограниченными возможностями как по возрасту, так и в связи с различными заболеваниями, для которых используются различные специфические формы и методы учебы.

Структурная модель геронтообразования в Российской Федерации должна стать неотъемлемой частью всех существующих в настоящее время ступеней и видов образования, интегрирована в образовательную систему: формальную, неформальную и информальную.

В качестве процессно-технологических моделей возможно использовать: [10]

ракурсную, основанную на использовании биографического подхода;

адаптационно-компенсационную;

компетентностную;

эволюционную, предполагающую специализированное обучение для участия в общественно-политической деятельности, самоорганизованного обучения, интергенерационного (или межпоколенческого) обучения;

коммуникативную;

квалификационно-ролевую и другие, обеспечивающие специфические цели образования.

Образовательные учреждения геронтообразования могут быть следующих видов: академии, народные школы, народные университеты третьего возраста, дискуссионные клубы, агентства, проектные группы, "разговорные кафе", центры геронтообразования, курсы, консультативные учреждения, творческие мастерские, технические, спортивные, оздоровительные, реабилитационные, компьютерные центры, лектории, специализированные институты повышения квалификации, переподготовки для пожилых сотрудников и другие.

Образовательные программы могут реализовывать вузы, средние специальные учебные заведения, городские и сельские школы, религиозные общины, политические партии, ветеранские организации, культурно-просветительные учреждения и организации, благотворительные фонды, СМИ. Указанный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен исходя из потребностей и интересов участников образовательного процесса.

Учреждения геронтообразования должны быть доступны и приближены к месту жительства пожилых граждан, оснащены специальным оборудованием с учетом физических, психологических и других возрастных особенностей.

Немаловажным фактором успешного функционирования института геронтообразования является наличие квалифицированных кадров, в том числе из самих пожилых людей. С этой целью необходима система подготовки и переподготовки мультипликаторов, модераторов, тьюторов, герагогов, менеджеров, постоянный обмен опытом их работы, обобщение практики, проведение научных исследований. Эти задачи решают национальный или межрегиональные ресурсные центры, корпорации по геронтообразованию. [10]

В сложившихся условиях социально-экономического развития страны государственные органы не могут взять на себя все вопросы полного финансирования системы геронтообразования. Однако, возможно частичное, целевое финансирование, например, по программе "Старшее поколение", субсидирование, государственное кредитование, предоставление льготных условий аренды, оплаты коммунальных услуг для структур и учреждений системы обучения.

Финансирование института геронтообразования осуществляется государством на паритетных началах, в кооперации с пенсионным и иными социальными фондами, общественными организациями, политическими партиями. Немаловажное значение имеют личные вложения участников процесса обучения и их родственников из накапливаемых в течение жизни "образовательных счетов".[10]

Широкое распространение должны иметь конкурсы образовательных проектов, реализуемые организациями, осуществляющими образовательные программы в России, регионах, за рубежом.

Для нормативно-правового регулирования необходимо принятие Закона РФ "Об образовании взрослых", где предусмотрены специальные разделы по институционализации геронтообразования. Подобные меры возможны, в том числе и на региональных уровнях. Действие Закона должно быть подкреплено нормативно-правовыми документами, обеспечивающими успешное функционирование системы геронтообразования.

С целью расширения образовательного пространства для пожилых граждан требуется устранение сдерживающих факторов (блокираторов) развития образовательной активности пожилых граждан, связанных с ухудшением их здоровья, снижением двигательной активности, депрессией, негативным опытом обучения в прошлом, отсутствием уверенности продолжать обучение, непониманием цели обучения и его положительного воздействия на личность.

С этой целью необходима мягкая политика "навязывания" образовательной стратегии представителям геронтогруппы путем разъяснения смысла обучения, характера положительных изменений, происходящих с обучающимся пожилым человеком. [10]

Характерной чертой XXI века является глобальная компьютеризация. Развитие системы компьютерного образования предполагает приобщение, в том числе и пожилых граждан, к новым информационным технологиям. А этого можно достичь только через геронтообразование.

В настоящее время в городе Рязань с 1 сентября 2010 года был открыт институт третьего поколения. В нем существует 3 факультета:

- Факультет информационных технологий

- Факультет медицинских знаний

- Православный факультет.

Конкретно на православном факультете существует 3 направления изучения православной веры. Это:

. Азы православной веры

. Знакомство с недоброжелателями, еретиками

. Ответы на вопросы, возникающие у пожилых студентов.

Занятия проводит заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета.

В настоящее время институты третьего поколения существуют во многих городах России. Главной их целью является социальное воздействие на личность при подготовке ее к старости, выявление потенциальных ресурсов для развития и саморазвития, социализации, интеграции в общественную жизнь для активной, продуктивной компетентной деятельности в интересах личности, общества и государства. Геронтообразование должно являться институтом формирования гражданских качеств и геронтокультуры на основе новых знаний с использованием прошлого опыта, мудрости, современных информационно-технических средств.


Заключение

 

В данной работе мы рассмотрели основные теоретические и практические основы и инновационные технологии социальной защиты с пожилыми людьми. В теоретической части мы рассмотрели категорию пожилых людей, их проблемы, качество их жизни, пути развития социальной защиты пожилых людей, а также основные нормативно-правовые акты социальной защиты пожилых людей.

В практической части работы мы рассмотрели инновационные технологии социальной защиты пожилых людей, такие как современные пенсионаты для пожилых людей и институты третьего поколения.

Таким образом, мы решили поставленные задачи и достигли цели данной работы.

В итоге, можно сделать вывод, о том, что пожилые люди, как одна их самых уязвимых в социальном плане групп общества, по определению нуждаются в особой заботе государства, а конкретнее - в особой деятельности специальных организаций и учреждений, которые бы обеспечивали социальную защиту пожилых и престарелых граждан.

В целом, работу органов, осуществляющих помощь и поддержку пожилых людей на сегодняшний день нельзя назвать оптимальной. Абсолютно очевидно, что не все нуждающиеся пожилые пенсионеры имеют доступ к получению социальной помощи и социальному обслуживанию.

И, научившись продлевать жизнь большинства людей до глубокой старости, очевидно, следует менять и стереотипы восприятия самой старости, как самими пожилыми, так и их родственниками, окружающими и самое главное властными структурами. От патерналистской опеки и попечительства следут переходить к стимулирующим и активизирующим стратегиям. Пора прекратить относиться к пожилым людям как к немощным и больным. Средства массовой информации должны стать активными пропагандистами и распространителями теорий, методик и новаторских практик по сохранению потенциалов здоровья и продуктивного старения. Ведь практика показывает, что истинные последствия старения населения не столь угрожающи, как представляется.

 


Список используемой литературы

1. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. - СПб, 2004.- 430 с.

. Зайнышев И.Г. Технологии социальной работы // Москва. 2003. с.156.

. Курбатов В.И. Социальная работа // Учебник. Ростов-на-Дону. 2000. с.417.

. Основы социальной работы. Учебник. / Под ред. П.Д. Павленка. - М., 2006. - 337 с.

. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. М., 2004

. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология. М., 2004

. «Современные проблемы качества жизни пожилых в России». О.В. Белоконь. Успехи геронтологии. - Санкт-Петербург: Эскулап, 2005, Вып. 17.

8. www.oldster.ru/companies.php?cat=3 <https://www.oldster.ru/companies.php?cat=3>

. www.ovirton-med.ru/st48.php <https://www.ovirton-med.ru/st48.php>

. www.sgu.ru/node/57434



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: