Проектное финансирование как инструмент привлечения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики




 

Стремительный рост мировой экономики, ее инновационная направленность, а также активно протекающие процессы глобализации приводят к значительному расширению инвестиционных потребностей не только субъектов хозяйствования, но и всего общества. Усложнение инвестиционной сферы в свою очередь ведет к совершенствованию традиционных и разработке новых инструментов инвестирования. Одной из наиболее эффективных форм организации инвестиционных процессов стало проектное финансирование (ПФ). Только в 2006 г. на инвестиционные проекты, реализуемые в рамках такого финансирования, было направлено более 180 млрд. долл. США, а общее их количество составляло 541. Для сравнения: в 2005 г. осуществлено 513 проектов, направлено 139,2 млрд. долл. США; в 2004 г. -соответственно 468 проектов и 116,7 млрд. долл. США [14, с.54].

Проектное финансирование основано на том, что гарантией возврата заемных средств, полученных инвестором на осуществление проекта, являются будущие (расчетные) финансовые потоки, генерируемые самим проектом. В связи с этим система данного вида инвестирования тесно связана с качественной работой, бизнес-идеями и основана на качественно осуществленных прогнозах, а также на тщательно разработанных бизнес-планах. Зависимость от текущего состояния заемщика незначительна, главное - изучение проекта и его влияния на будущие показатели хозяйствующего субъекта.

В отличие от обычного кредита, при котором заемщик или организатор проекта берет на себя полностью все риски, при проектном финансировании они распределяются между заемщиком, кредитором и, как правило, третьей стороной. Гарантией кредита является только экономический эффект от реализации проекта (в дополнение к этому в качестве залога могут выступать активы заемщика - специально созданной проектной компании, но их размер не сопоставим со стоимостью проекта). Таким образом, даже обремененная долгами компания, начавшая реализацию перспективного проекта, может рассчитывать на проектное финансирование [12, с.63].

ПФ представляет собой финансирование самостоятельной хозяйственной единицы из различных источников: национальных и зарубежных, частных и государственных, из кредитных организаций, компаний нефинансового сектора экономики и т.д., при котором основным обеспечением предоставляемых кредитов является не кредитоспособность кредитополучателя, а сам проект, т.е. доходы, которые будут получены в перспективе созданным или реконструируемым предприятием. Что очень актуально для Республики Беларусь, поскольку многие предприятия нуждаются в переоснащении производства, но не обладают достаточными средствами и не могут позволить себе пользоваться ресурсами банков в необходимых объемах.

Объективным следствием бурного развития кредитно-финансового рынка явилось дальнейшее совершенствование форм и способов предоставления средств, которые могут использоваться для реализации инвестиционного проекта в рамках проектного финансирования. Одним из них является финансирование на базе концессионных соглашений. Использование концессионных соглашений приобретает новую значимость в свете поиска государством дополнительных необременительных, в том числе внебюджетных способов привлечения средств в национальные проекты.

В практике проектного финансирования использование концессионных соглашений является одной из альтернативных форм участия государства в инвестиционных проектах, имеющих макроэкономический эффект и направленных на поддержку стратегически значимых отраслей хозяйственной деятельности. Альтернативность обусловлена тем, что государство заинтересовано в привлечении инвестиций в интересующую его сферу и в конечном итоге в ее развитии. Однако, с одной стороны, оно на текущем этапе не обладает достаточными для этого финансовыми, организационными и управленческими ресурсами для прямого участия, а с другой стороны, не желает утрачивать контроль над этими сферами хозяйственной деятельности.

Во второй половине 80-х годов в практике развивающихся стран появились новые схемы организации проектного финансирования с использованием концессии, Эти схемы известные под названием: «строй—владей—эксплуатируй» (BOO = «Build, Own and Operate»);

«строй—эксплуатируй — передай право собственности» (ВОТ = Build, Operate and Transfer);

«строй—владей—передай право собственности и получай дивиденды» (ВОТ = Build, Own and Transfer); и комбинированные схемы «строительство — приобретение прав собственности — эксплуатация — передача прав собственности и получение дивидендов» (BOOT = Build, Own, Operate and Transfer).

Все они представляют собой компромисс между проектным финансированием с ограниченным регрессом и привлечением ресурсов, гарантированных государством [14, с.56].

Иногда схемы ВОТ и BOOT рассматриваются как вид приватизации, но такого рода мнение зачастую ошибочно. Их сущностью является передача работающего проекта назад, в собственность соответствующих госорганов. Поэтому лучше назвать эти схемы проектного финансирования временным переключением на частный сектор, развитием и первичной эксплуатацией того, что изначально предполагалось как государственный проект.

Использование ВОТ или BOOT особенно выгодно для государства, так как позволяет:

♦ минимизировать влияние на госбюджет - позволяет осуществлять проект в то время, когда нет достаточных средств или их нужно направить на другие цели, не представляющие интереса для частного сектора;

♦ использовать более высокую эффективность частного сектора;

♦ на конкурсной основе выбрать подрядчиков;

♦ стимулировать иностранных инвесторов и приток новых технологий.

Следует отметить также, что таким способом государство, играя существенную роль в реализации проекта, может иметь меньшую связь с кредиторами (отсюда и меньше обязательств). Но для организации проектного кредитования по такой схеме, исключительно важно правильно оценивать роль кредиторов. Концессионное или франчайзинг соглашения в обязательном порядке должны учитывать мнение кредиторов по распределению рисков.

Заключение соглашений, которые предусматриваются в схемах ВОТ и BOOT, повышает ответственность инициаторов в реализации проекта и одновременно является в некоторой степени гарантией стабильности во взаимоотношениях с государством, где осуществляется проект. Это, в свою очередь, позволяет более разнообразить структуру капитала и используемые финансовые инструменты для проектов, имеющих стратегическое значение.

Проектное финансирование обычно используется в капиталоемких отраслях экономики. Их спонсоры, как правило, недостаточно кредитоспособны и либо не могут получить традиционное финансирование, либо не желают рисковать и принимать долговые обязательства, связанные с ним. Проектное финансирование позволяет привлечь значительные объемы иностранных ресурсов и при этом разделить риски, связанные с такими проектами, среди множества участников и снизить их до уровня, приемлемого для каждой из сторон.

Рост заинтересованности в применении данной формы инвестиционной деятельности обусловлен ее явными преимуществами. При необходимости модернизации и создания новых мощностей капиталоемких отраслей белорусской экономики проектное финансирование, основанное на качественной подготовке проектов, представляется весьма эффективным инструментом привлечения и использования инвестиций [14, с.59].

Несмотря на очевидную привлекательность для Беларуси данной формы инвестирования, в стране, в силу специфики белорусской экономики и сложившейся институциональной среды, практически отсутствуют тщательно проработанные долгосрочные крупномасштабные проекты, реализация которых может быть осуществлена на принципах ПФ, а также мало инвесторов, готовых рисковать своими средствами в особо крупных масштабах. В связи с этим большинство негосударственных банков вынуждено заниматься финансированием небольших по масштабам, но исключительно высокодоходных проектов либо проектов с «сильным» залогом. Это делает нецелесообразным создание проектной компании с «чистым балансом», что является общим правилом для проектного финансирования, а также создает серьезные трудности при кредитовании предприятия со «слабым» балансом или только начинающего свою деятельность [12, с.65].

В Республике Беларусь проектное финансирование предоставляет большие возможности, чем традиционное кредитование. Это обусловлено гибкостью и многообразием применяемых им схем и решений. Комбинирование схем в ряде случаев позволяет различными способами снижать риски кредиторов и инвесторов, избегая при этом прямых заимствовании из государственного бюджета, что имеет огромное значение в условиях острой потребности в инвестициях и ограниченности бюджетных средств.

Проектное финансирование в Беларуси не имеет таких перспектив развития, как в России, где банки участвуют в финансировании проектов по добыче нефти, газа, других полезных ископаемых. Маломощными являются коммерческие банки республики, которые не в состоянии кредитовать крупномасштабные проекты. Поэтому проектное финансирование в Беларуси должно носить отчетливо выраженный интеграционный характер с привлечением зарубежных финансовых ресурсов.

Самый распространенный вариант проектного финансирования в Республике Беларусь - выдача кредитов на строительство объектов недвижимости. Ими могут быть офисные здания, гостиницы, гипер- и супермаркеты, автозаправочные станции, крупные объекты жилищного строительства. Вместе с тем сферу проектного финансирования следует существенно расширить за счет интегрированного кредитования других крупных и вместе с тем высокодоходных проектов. Такими могут быть проектные решения апробированных новейших технологий [14, с.64].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: