Система экологического права




Основой экологического права является эколого-правовая норма, представляющая собой общее правило, предусмотренное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение. Общий характер правила, заложенного в эколого-правовой норме, предполагает регулирование не какого-то единичного отношения, а типичных видов отношений. Например, ст. 34 Федерального закона РФ о животном мире, предусматривая возможность использования животных в научных целях, распространяется на все виды научно-исследовательских работ и в отношении всех видов дикой фауны. Определенный круг лиц, предусмотренный в эколого-правовой норме, имеет то значение, что лица, не указанные в этой норме, не могут быть участниками тех или иных правоотношений. Неоднократное применение нормы выражается в том, что она может применяться бесчисленное количество раз, если возникают юридические факты, являющиеся основанием для ее применения. Вместе с тем эколого-правовая норма может ни разу не примениться, если таковых фактов не возникало. Так, ответственность за превышение предельно допустимых выбросов должна быть применена всякий раз, как только допущен такой выброс, но если такие выбросы содержали количество веществ, не превышающее предельно допустимого уровня, то такая норма не может быть применима. Эколого-правовая норма также является системой, состоящей из элементов, то есть своего рода микросистемой, и из таких микросистем состоит экологическое право как отрасль права. Элементами эколого-правовой нормы являются гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза - это условие, при котором возможно применить правило, закрепленное в эколого-правовой норме. Так, гипотезой нормы, предусматривающей порядок разработки месторождений полезных ископаемых, является признание данной организации недропользователем, поскольку только от недропользователя можно требовать соблюдения правил, указанных в разделе II Закона о недрах (при разработке учитывать состояние запасов полезных ископаемых и т.п.). Диспозиция эколого-правовой нормы - это само правило поведения субъекта правоотношений, закрепленное в норме. Например, все природопользователи обязаны эффективно и рационально использовать природные объекты и т.п. Санкция эколого-правовой нормы - это те меры ответственности, которая может наступить за невыполнение или за ненадлежащее выполнение нормы. Законодательством предусмотрены такие виды наказания, как дисциплинарное, административное, уголовное; материальная ответственность в случае причинения ущерба и наступления неблагоприятных для нарушителя последствий (например сокращение или запрет водопотребления в случае перерасхода воды установленного лимита). Эколого-правовые нормы в зависимости от круга регулируемых отношений объединены в институты (субинституты), которые в свою очередь объединены в изучаемую отрасль права. Под институтом экологического права понимают совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений. Например, в экологическом праве существует институт права собственности на природные объекты и др.

5 Соотношение экологического законодательства РФ и субъектов РФ
Органы представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализуя предоставленные им Конституцией Российской Федерации и Федеративными договорами полномочия, принимают (издают) различные по форме и юридической силе нормативные акты, регулирующие на региональном уровне общественные отношения в области природопользования и охраны окружающей среды. Экологические акты, носящие локальный характер, принимаются (издаются) также органами местного самоуправления.
Круг ведения субъектов Федерации и органов местного самоуправления определяется законодательными актами об этих органах и отраслевым экологическим законодательством по землепользованию: Земельным кодексом, по недропользованию – Законом РФ «О недрах», по водопользованию – Водным кодексом, по лесопользованию – Лесным кодексом и т.д.
Основное требование, предъявляемое к актам, принимаемым (издаваемым) представительными и исполнительными органами субъектов Федерации, – соответствие их Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а к актам, принимаемым (издаваемым) органами местного самоуправления, – их соответствие, кроме того, и актам органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Государственными органами субъектов Федерации, в том числе и органами, осуществляющими экологический контроль, также издаются нормативные акты в форме приказов, положений, правил, инструкций по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Нормативные акты по этим вопросам издаются, кроме того, руководителями предприятий, организаций и учреждений, они обязательны для исполнения работниками данных органов.
Таким образом, источниками экологического права являются нормативные акты по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, принимаемые (издаваемые) органами представительной и исполнительной власти всех уровней, органами местного самоуправления, государственными органами управления всех уровней, а также руководителями предприятий, учреждений и организаций.

7. Конституционные основы экологического права
Конституция РФ как источник экологического права содержит в себе важнейшие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и окружающей среды. Эти нормы должны рассматриваться:
а) как конституционные начала экологического права, взятые в целом в своей совокупности и взаимосвязях;
б) как специальные предписания высшей юридической силы применительно к отдельным экологическим отношениям и их объектам.
Как источник права высшей силы Конституция РФ содержит комплекс норм, которые:
а) выделяют в качестве особой конституционную функцию охраны окружающей природной среды;
б) устанавливают общеправовой принцип приоритета охраны природы;
в) закрепляют ответственность нынешнего поколения перед будущими;
г) предусматривают экологический суверенитет страны и обязанности его защиты государством во внутренних и внешних отношениях.
Тем самым Основной Закон страны устанавливает конституционный экологический правопорядок.
Закрепление в Конституции экологических прав человека и гражданина означает признание их высшей ценностью, а защиту экологических прав обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ).
Конституционные основы организации и осуществления государственной власти в области охраны окружающей среды закреплены в ст. 72 Конституции РФ, согласно которой природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации.

8.Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
Законом «Об охране окружающей природной среды» гражданам было предоставлено право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Позже Конституция РФ также закрепила право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Употребленное в Конституции понятие «каждый» подразумевает не только гражданина как индивида, но и гражданина как работника, должностное лицо.
Достоверной является неискаженная (заведомо или по небрежности) экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды в пределах их компетенции. Уровень достоверности зависит от уровня развития экологической и иной науки и техники и имеет тенденцию к возрастанию. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные технические и иные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий.
Своевременной является информация, передаваемая лицу, обратившемуся за нею в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Если точный срок законодательно не установлен, то для его определения может применяться правило «разумного срока», предусмотренное Гражданским кодексом РФ.
Право каждого на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране соотносится с одним из основных правовых принципов охраны окружающей среды – гласности в природоохранительной деятельности государственных органов, предприятий, граждан, предусмотренным в ст. 3 Закона «Об охране окружающей природной среды».

9.Права общественных экологических формирований
Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право:
а) разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;
б) за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей природной среды, оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства, создавать общественные фонды по охране окружающей природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;
в) рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;
г) требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны;
д) организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов;
е) требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;
ж) ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.
В России создано более 1000 общественных экологических формирований, осуществляющих многообразную полезную деятельность.

10. Политическое и юридическое значение признания экологических прав
Признание прав стимулирует рост самосознания граждан, экологическое сознание и культуру. Оно будет способствовать вовлечению граждан в охрану окружающей среды, стимулирует деятельность государства в данной сфере, так как реализация права на благоприятную окружающую среду, других экологических прав предполагает возможность требовать соответствующего поведения от других субъектов, прежде всего от государственных органов. В то же время регулирование экологических прав способствует укреплению авторитета государства, его выходу на международную арену, вхождению в европейское и мировое правовое пространство.
Юридическое значение признания этого рода прав предопределено их содержанием и возможностями гражданина как обладателя права. Признание и правовое регулирование экологических прав человека и гражданина важно не только для самого индивида, но и для общества и государства. Так, социально ответственное государство, устанавливая те или другие права, может рассчитывать на то, что граждане, реализуя эти права, будут способствовать повышению эффективности природоохранительной деятельности самого государства. Например, предоставляя гражданам право участвовать в процессе подготовки и принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений, в процедуре оценки их воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, можно ожидать повышения эффективности соответствующей деятельности органов исполнительной власти.
Таким образом, при последовательной реализации экологические права имеют существенное правовое значение как основа для постепенного восстановления благоприятного состояния окружающей среды в стране, призваны обеспечить нормальную жизнедеятельность человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: