Примечание: движения классического танца, заимствованные модерн-джаз танцем, очень часто видоизменяются. Особенно это касается выворотного и параллельного положения. В связи с этим в словаре даётся терминология классического балета без изменений, а изменение положений зависит от контекста урока.
A LA SECONDE [а ля секондэ] — положение, при котором исполнитель располагается enface (анфас), а «рабочая» нога открыта в сторону на 90°.
ALLONGE, ARRONDIE [алёнже, аронди] — положение округлённой или удлинённой руки.
ARABESQUE [арабеск] — поза классического танца, при которой нога отводится назад «носком в пол» на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска.
ARCH [атч] — арка, прогиб торса назад.
ASSEMBLE [ассамбле] — прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе.
ATTITUDE [аттитюд] — положение ноги, оторванной от пола и немного согнутой в колене.
BATTEMENT AVELOPPE [батман авлюппе] — противоположное battementdeveloppe движение, «рабочая» нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию.
BATTEMENT DE VELOPPE [батман девлюппе] — вынимание ноги вперёд, назад или в сторону скольжением «рабочей» ноги по опорной.
BATTEMENT FONDU [батман фондю] — движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого «рабочая» нога приходит в положение surlecou-de-pied(сюрлекудепье) спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и «рабочая» нога открывается вперёд.
BATTEMENT FRAPPE [батман фраппе] — движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение surlecou-de-pied(сюрлекудепье) в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперёд, в сторону или назад.
|
BATTEMENT RELEVE LENT [батман релеве лян] — плавный подъём ноги через скольжение по полу на 90° вперёд, в сторону или назад.
BATTEMENTRETIRE [батман ретире] — перенос через скольжение «рабочей» ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади.
BATTEMENT TENDU [батман тандю] — движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок вперёд, назад или в сторону. В модерн-джаз танце исполняется также по параллельным позициям.
BATTEMENT TENDU JETE [батман тандю жете] — отличается от battementtendu активным выбрасыванием ноги в воздух на высоту.
BODY ROLL [боди ролл] — группа наклонов торса, связанная с поочерёдным перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним «волна»).
BRUCH [браш] — скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию.
CONTRACTION [контракшн] — сжатие, уменьшение объёма корпуса и округление позвоночника, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе.
CURVE [кёрф] — изгиб верхней части позвоночника (до «солнечного сплетения») вперёд или в сторону.
DEEP BODY BEND [диипбодибэнд] — наклон торсом вперёд ниже 90°, сохраняя прямую линию торса и рук.
DEEP CONTRACTION [диипконтракшн] — сильное сжатие в центр тела, в котором участвуют все сочленения, т. е. в это движение включаются руки, ноги и голова.
DE GAGE [дегаже] — перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую по второй позиции (вправо, влево) и по четвёртой позиции ног (вперёд, назад), может исполняться как с demi-plie, так и на вытянутых ногах.
|
DEMI-Рlie [деми-плие] — полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола.
DEMIROND [демиронд] — полукруг носком ноги по полу вперёд и в сторону, или назад и в сторону.
DROP [дроп] — падение расслабленного торса вперёд или в сторону.
ECARTE [экарте] — поза классического танца (a laseconde), развёрнутая по диагонали вперёд или назад, корпус чуть отклонён от поднятой ноги.
ЕМВОIТЁ [амбуате] — последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком. Прыжки emboite — поочерёдное выбрасывание согнутых в коленях ног вперёд или на 45°.
EN DEDANS [ан дедан] — направление движения или поворота к себе, вовнутрь.
EN DEHORS [ан деор] — направление движения или поворота от себя или наружу.
EPAULMENT [эпольман] — положение танцовщика, повёрнутого в 3/4 в т. 8 или т. 2; различается epaulementcroise (круазе-закрытый) и epaulementefface (эфасе - стёртый, открытый).
FLAT BACK [флэтбэк] — наклон торса вперёд, в сторону (на 90°), назад с прямой спиной, без изгиба торса.
FLAT STEP [флэтстэп] — шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол.
FLEX [флекс] — сокращённая стопа, кисть или колени. FLIK [флик] — мазок стопой по полу к опорной ноге.
GRAND BATTEMENT [гран батман] — бросок ноги на 90° и выше вперёд, назад или в сторону.
GRAND JETE [гран жете] — прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперёд, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение «шпагат».
GRAND PLIE [гран плие] — полное приседание.
HIGH RELEASE [хай релиз] — высокое расширение, движение, состоящее из подъёма грудной клетки с небольшим перегибом назад.
HINGE [хинч] — положение танцора, при котором прямой, без изгибов торс отклоняется назад на максимальное расстояние, колени согнуты, стопы на полупальцах.
|
HIP LIFT [хип лифт] — подъём бедра вверх.
НОР [хоп] — шаг-подскок, «рабочая» нога обычно в положении «у колена».
JACK KNIFE [джэкнайф] — положение корпуса, при котором торс наклоняется вперёд, спина прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во второй параллельной позиции, пятки не отрываются от пола.
JAZZ HAND [джаз хэнд] — положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены в стороны.
JERK-POSITION [джерк-позишн] — позиция рук, при которой локти сгибаются и немного отводятся назад, за грудную клетку, предплечья располагаются параллельно полу.
JUMP [джамп] — прыжок на двух ногах.
KICK [кик] — бросок ноги вперёд или в сторону на 45° или 90° через вынимание приёмом developpe.
LAY OUT [лэй аут] — положение, при котором нога, открытая на 90° в сторону или назад, и торс составляют одну прямую линию.
LOW BACK [лоубэк] — округление позвоночника в пояснично-грудном отделе.
PAS CHASSE [па шассе] — вспомогательный прыжок с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога «догоняет» другую в высшей точке прыжка.
PAS DE BOURREE [па де бурре] — танцевальный вспомогательный шаг, состоящий из чередования переступаний с одной ноги на другую с окончанием на demi-plle. Синоним steppasdebourree. В модерн-джаз танце во время pasdebоurreе положение surlecou-de-pied не фиксируется.
PASSE [пассе] — проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, может исполняться по первой позиции на полу (passeparterre пассе партер), либо на 45° или 90°.
PIQUE [пике] — лёгкий укол кончиками пальцев «рабочей» ноги об пол и подъём ноги на заданную высоту.
PIROUTTE [пируэт] — вращение исполнителя на одной ноге endehors или endedans, вторая нога в положении surlecou-de-pied.
PLIE RELEVE [плиерелеве] — положение ног на полупальцах с согнутыми коленями.
POINT [пойнт] — вытянутое положение стопы.
PREPARATION [препарасъон] — подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения.
PRESS-POSITION [пресс-позишн] — позиция рук, при которой согнутые в локтях руки ладонями касаются бёдер спереди или сбоку.
RELEASE [релиз] — расширение объёма тела, которое происходит на вдохе. RELEVE [релеве] — подъём на полупальцы.
ROLL DOWN [ролл даун] — спиральный наклон вниз-вперёд, начиная от головы.
ROLL UP [ролл aп] — обратное движение, связанное с постепенным раскручиванием и выпрямлением торса в исходную позицию.
ROND DE JAM BE PAR TERRE [рон де жамб пар терр] — круг вытянутой ногой, касаясь пальцами пола.
ROND DE JAM BE EN L 'AIR [рон де жамбанлер] — круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведённом в сторону на высоту 45° или 90°.
SAUTE [соте] — прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям.
SIDE STRETCH [сайд стрэтч] — боковое растяжение торса, наклон торса вправо или влево.
SOUTENU EN TQURNANT [сутеню ан турнан] — поворот на двух ногах, начинающейся с втягивания «рабочей» ноги в пятую позицию.
SQUARE [сквэа] — четыре шага по квадрату: вперёд-в сторону-назад-в сторону.
STEP BALL CHANGE [стэпболлчендж] — связующий шаг, состоящий из шага в сторону или вперёд и двух переступаний на полупальцах (синоним steppadehour ее.
SUNDARI [зундари] — движение головы, заключающееся в смещении шейных позвонков вправо-влево и вперёд-назад.
SURLE COU-DE-PIED [сюрле ку-де-пье] — положение вытянутой ступни «работающей» ноги на щиколотке опорной ноги спереди или сзади.
СВИНГ — раскачивание любой частью тела (рукой, ногой, головой, торсом) в особом джазовом ритме.
TILT [тилт] — угол, поза, при которой торс отклоняется в сторону или вперёд от вертикального положения, «рабочая» нога может быть открыта в противоположном направлении на 90° и выше.
ТОМВЁ [томбе] — падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперёд, в сторону или назад на demi-plie.
TOUCH (тач)— приставной шаг или шаг на полупальцы без переноса тяжести корпуса.
TOUR CHAANES [тур шене] — исполняемые на двух ногах по диагонали или по кругу на высоких полупальцах, следующие один за другим полуповороты, в модерн-джаз танце могут исполняться на полной стопе и в demi-plie.