Пути привлечения иностранных инвестиций




 

Рассмотрев с различных сторон факторы, сдерживающие поток инвестиций в нашей стране, можно предложить несколько решений этих наболевших проблем [15, с.98].

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долларов в год. В настоящее время законодательная база, регулирующая вопросы привлечения инвестиций в российскую экономику, направлена на улучшение экономической ситуации в стране. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю.

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать [23, с.76]:

достижения национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

радикализация мер по борьбе с преступностью;

торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:

принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

создание в кратчайшие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России.

Будем надеяться, что вышеперечисленные меры будут приняты правительством в ближайшее время и помогут притоку национальных иностранных инвестиций.

Также предлагает ряд возможностей кардинального повышения инвестиционной активности методами государственной макроэкономической политики, связывающими сбережения с капиталовложениями и влияющими на развитие инвестиционного потенциала экономики [12, с.42]:

. Аккумулирование сбережений и их трансформация в инвестиции через частные банки. Это давно сложившийся в развитых странах механизм обеспечения инвестиционной активности. Из развитых стран наиболее существенен он в Германии и Японии. В этих странах крупные частные коммерческие банки работают в тесном взаимодействии с производственными предприятиями, формируя устойчивые финансово-промышленные группы. Как правило, хотя и не всегда, банки и предприятия, входящие в одну группу, связаны через отношения собственности перекрестным акционированием или общими собственниками.

Такая модель стимулирования инвестиционных процессов содействует реальной трансформации сбережений в инвестиции. Ее сильной стороной является способность обеспечивать высокую норму накопления и концентрировать ресурсы на перспективных направлениях экономического роста. В случае если последние выбираются правильно, эта модель обеспечивает максимально высокие темпы расширенного воспроизводства соответствующих финансово-промышленных групп на мировом рынке, улавливая и направляя растущие прибыли на финансирование инвестиций в целях расширения производства и сбыта продукции.

Слабой стороной этой модели является уязвимость по отношению к ошибочным инвестиционным решениям руководства финансово-промышленных групп, а также риск перенакопления капитала в чрезмерно разросшихся производственных цепочках при устаревании образующих их технологий. Поэтому необходимым условием ее эффективной работы является наличие хорошо продуманной и настроенной системы выбора приоритетов научно-технического и экономического развития - не только на уровне собственно финансово-промышленных групп, но и на отраслевом и общенациональном уровнях.

Более устойчивой является модель банковской системы, ориентированной на кредитование независимых хозяйствующих субъектов по чисто коммерческим критериям, хотя и она не застрахована от структурных кризисов и потерь вследствие ошибочных инвестиционных решений. Такая модель, ориентированная на устойчивую текущую прибыль при минимальных рисках, характерна для развитых стран с равновесной и устойчиво развивающейся экономикой. Она сочетается с развитым фондовым рынком, механизмами венчурного финансирования, государственными институтами поддержки долгосрочных и высокорискованных инвестиций. В рамках этой модели банки обеспечивают аккумулирование сбережений и трансформируют их в кредиты, предоставляемые независимым от них юридическим и физическим лицам под соответствующее обеспечение и по рыночным процентным ставкам. При этом банки минимизируют для себя риск соответствующих инвестиционных решений, предоставляя брать за них ответственность предприятиям, государственным институтам, страховым компаниям и другим специализированным субъектам финансовой системы.

. Инвестиционная поддержка реализации приоритетных направлений экономического роста через государственные инвестиционные банки, функционирующие как институты развития. Эти банки осуществляют целевое кредитование инвестиций под относительно низкий процент в определенных направлениях или видах хозяйственной деятельности, определяемых государством в качестве приоритетных, требующих поддержки исходя из интересов общества. Эта поддержка предоставляется таким банкам, как правило, в форме либо монопольных прав, либо доступа к кредитам эмиссионного центра (Центрального или Государственного банка).

Существует немало примеров весьма успешного функционирования такого рода институтов, особенно в условиях слабости частных банков и неразвитости фондового рынка. Так, экономическое чудо послевоенного восстановления Японии, современного подъема Китая и Индии, быстрого развития Бразилии были бы невозможны без использования этого механизма финансирования экономического роста.

Несомненным преимуществом этой системы является ее способность обеспечивать высокие темпы наращивания инвестиций независимо от объема сбережений, накапливаемых в экономической системе, и в отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, обслуживающей инвестиционные процессы. В течение последнего десятилетия среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал составляли в Китае более 13%, в Индии - 7%.

К числу очевидных недостатков этого механизма следует отнести высокий риск принятия неэффективных инвестиционных решений, приводящих к экономическим потерям и провоцирующих инфляцию. Поэтому необходимыми условиями его работоспособности являются, во-первых, эффективная система перспективного прогнозирования и индикативного планирования социально-экономического развития и, во-вторых, надежные механизмы блокирования нецелевого использования эмитируемых для институтов развития кредитных ресурсов, в особенности для приобретения иностранной валюты и вывоза капитала за рубеж. Выполнение первого условия достигается при помощи современных технологий прогнозирования, учитывающих закономерности долгосрочного экономического развития, конкурентные преимущества соответствующих стран и позволяющих определить приоритетные направления и сферы деятельности, опережающее развитие которых обеспечивает ускоренный экономический рост. Выполнение второго условия достигается ограничениями на конвертируемость национальной валюты, исключающими перелив эмитируемых через институты развития денежных ресурсов на валютный рынок, а также жестким контролем за эмиссией и обращением ценных бумаг, исключающим сооружение «финансовых пирамид».

В настоящее время все еще отмечается низкое качество экономического роста в России, поскольку он "держится на крупном бизнесе". Устойчивый рост, по моему мнению, возможен только на основе развития малого и среднего бизнеса и создания системы инвестирования реального сектора экономики. Для создания эффективной системы привлечения инвестиций необходимо формирование единой стратегии развития финансового сектора (банков, инвестиционных фондов, страховых организаций). На сегодняшний день, к сожалению, утверждена только стратегия развития банковского сектора, которая должна позволить выйти на новые рубежи в привлечении инвестиций.

Хотелось бы отметить, что исключительно важным элементом привлечения зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики нашей страны должен стать лизинг.

Сегодня главный структурный сдвиг в воспроизводстве основного капитала должен опираться на инвестиции, направляемые на возмещение выбытия устаревшего капитала через реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующих предприятий. Одним из способов решения этой проблемы является именно лизинг.

Лизинговые операции имеют широкое применение в инвестиционных процессах, в деятельности инвестиционных институтов экономически развитых стран мира, «доля лизинга в общем объеме инвестиций этих стран достигает 25-30%, в то время как в России этот показатель в настоящее время составляет в источниках финансирования инвестиций в основной капитал 0,1%». Соответственно, при положительной динамике развития лизинга в России пропорционально будет увеличиваться и доля страхования этого сегмента рынка. Кроме того, в России отмечается определенный всплеск интереса иностранных инвесторов к российской экономике. Складывается ситуация, когда лизинг оборудования является для зарубежных инвесторов наиболее защищенной формой инвестиций в Россию.

В мировой практике одним из самых действенных способов защиты и гарантий вложений инвестиций является страхование. Страхование лизинговых операций позволяет существенно упорядочить финансовые и юридические взаимоотношения между участниками лизинговой сделки. Страховые гарантии, с одной стороны, обеспечивают непрерывность воспроизводства в области лизинговой деятельности, а с другой стороны, компенсируют потери и делают платежеспособными налогоплательщиками всех участников лизинговой сделки. Дальнейшее развитие комплексного механизма надежных страховых гарантий по лизинговым операциям позволит вести переговоры с западными банками о вложении средств в серьезные лизинговые проекты на территории России и о предоставлении соответствующих кредитов на еще более выгодных для нашей страны условиях.


Заключение

 

В данной работе мною были рассмотрены понятие инвестиций, их виды, сущность иностранных инвестиций, особенности инвестиционной ситуации в России. Особое внимание уделено анализу структуры иностранных инвестиций по их виду, по виду экономической деятельности, также были рассмотрены основные страны, которые направляют свой капитал в экономику России.

Поскольку привлечение иностранных инвестиций имеет большое значение для экономики России, то в данной работе были также рассмотрены проблемы привлечения иностранных инвестиций и пути их решения.

Итак, на основе проанализированного мною материала, можно сделать следующие выводы.

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью. Для эффективного развития экономики страны национальных средств недостаточно, рано или поздно страна столкнется с необходимостью привлечения иностранных инвестиций.

Наша страна привлекает капитал, в основном, в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.

В общем объеме иностранных инвестиций преобладают прочие инвестиции, а именно кредиты. Так как кредитные вложения рано или поздно подлежат возврату, то объем их оттока из России сопоставим с объемом притока. Т.е. эти вложения инвестициями можно назвать с большой оговоркой.

Для улучшения ситуации в стране государство должно активно привлекать прямые инвестиции, т.к. они способствуют развитию производительных сил, увеличивают занятость, обеспечивают доступ к новым технологиям, способствуют росту экспорта и национального дохода.

Российская экономика большую часть иностранных инвестиций получает из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Германии. Капитал из этих стран в основном направляется в добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, финансовую деятельность.

Наиболее привлекательные отрасли для иностранных инвестиций - это топливно-энергетический комплекс, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, т.е. отрасли, имеющие гарантированный спрос на внутреннем и внешнем рынке. Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, испытывают нехватку иностранных инвестиций. Такие отрасли как обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство практически не получают иностранных инвестиций.

В региональной структуре наблюдается неравномерность распределения иностранных инвестиций. Характерной для региональной структуры иностранных инвестиций в России является высокая концентрация иностранного капитала в столичных городах-мегаполисах и прилегающих к ним областях, в центральных районах европейской части страны. Недостаточный приток иностранного капитала характерен для северных, восточных и южных районов, которые наиболее нуждаются в инвестициях.

Итак, проблема привлечения иностранных инвестиций весьма многогранна и имеет множество аспектов, поэтому требует к себе значительного внимания со стороны всех органов государственного управления.

Решение проблемы инвестиционной привлекательности России и недостатка иностранных инвестиционных ресурсов является необходимым, поскольку бездействие по данному вопросу может привести страну к еще более неблагоприятным условиям, что окажет сильное влияние на все стороны общественной жизни.


 

Список использованной литературы

 

1. Гражданский кодекс. - М.: ИНФРА-М, 2009

. ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 25.02.1999 г.

. ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ

. Абалкин Л.И. Судьба России: связь времен. - М.: ИЭРАН, 2009 г. - 268 с.

5. Абрамов В.Л. Мировая Экономика: учебное пособие. М.: 2009. - С. 318.

6. Адрианов В.Д. Россия: экономический и производственный потенциал. - М.: Финансы и статистика, 2010 г. -286 с.

7. Бард В. З., Бузулуков С. Н., Дрогобыцкий И. Н., Щепетова С. Е. Инвестиционный потенциал Российской экономики. М., 2010. С. 164-165.

. Бородин Е. Инвестиционный бум в России: итоги и перспективы // Общество и экономика. - 2009. - №6. - с. 102-109.

. Воронова Т.А. Инвестиционная активность в стратегии экономического рорста. - СПб.: Нева, 2009 г. - 107 с.

. Гаглоев, П. Инвестиционные просторы России / П. Гаглоев, С. Белогур // Российский инвестиционный вестник. - 2010. - № 3. - С. 36.

. Гитман Л., Джонк М. Основы инвестирования. - М.: «Дело», 2010 г. - 458 с.

. Дасковский В. Совершенствование оценки эффективности инвестиций // Экономист - 2013 - №1 - с. 42 - 56.

13. Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. - М.: Независимый институт социальной политики, 2010 год.

14. Инвестиции: источники и методы финансирования - Ивасенко А.Г., Я.И. Никонова- Практическое пособие.- «Омега-Л»,2009.

. Инвестиции - Ткаченко И.Ю. - Учебное пособие. - «Академия», 2009.

. Инвестиции: источники и методы финансирования. Автор: А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. Название: Инвестиции: источники и методы финансирования. Издательство: Омега-Л Год: 2009

17. Иностранные инвестиции в России современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского - М.: Международные отношения, 2010.

18. Никитина Е.А. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Финансы. - №9. - 2012 -.с.19-21

. Павлов К. Инвестиции инновационного типа // Экономист. - 2011. - №12. - с. 34 - 37.

. Пономарева Н.В. Иностранный капитал в России: налоговые последствия // Финансы. - 2013 - №1 - с. 36-37

. Смелов А.И. Вопросы повышения инвестиционной активности // Финансы. - 2011. - №8. - с. 73 - 74.

. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации. Автор: Быстров Олег Филорентович, Перцов Всеволод Викторович, Казаков Сергей Витальевич. Редактор: Берзина Т. Г. Издательство: ИНФРА-М, 2010г.

23. Френкель А. Иностранные инвестиции в России: основные тенденции // Проблемы теории и практики управленя. - 2012 - №9 - с. 76 - 89.

. Хазанович Э.С. Иностранные инвестиции: учеб. пособие Э.С. Хазанович - М.: КНОРУС, 2009

25. <https://www.gks.ru>

. <https://www.bashstat.ru/bashdigital/region5/2007.htm>

. <https://www.rosbalt.ru/business.html>

. www.minfin.ru <https://www.minfin.ru>

. <https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70126500/>

. <https://rating.rbc.ru/article.shtml?2013/03/05/33897976>


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

 

Поступление иностранных инвестиций по отдельным странам-инвесторам, млн.долларов США

Показатели Поступило в 2012г. В % к итогу по виду экономической деятельности В том числе
      прямые портфельные прочие
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство       0,2  
из них: Кипр   64,0   -  
Дания   7,3   -  
Добыча полезных ископаемых          
из них: Нидерланды   47,8   -  
Кипр   9,7      
Люксембург   7,1 0,2 -  
из итога по добыче полезных ископаемых: добыча топливно-энергети- ческих полезных ископаемых          
из них: Нидерланды   55,3   -  
Кипр   6,5      
Франция   5,2   - -
Обрабатывающие производства          
из них: Соединенное Королевство (Великобритания)   16,3      
Люксембург   12,4   0,0  
Кипр   11,1      
Швейцария   10,1      
Нидерланды   8,0      
из итога по обрабатывающим производствам производство пищевых продуктов, включая напитки и табака          
из них: Швейцария   20,3   -  
Кипр   18,6   0,1  
Германия   10,4   -  
обработка древесины и производство изделий из дерева          
из них: Австрия   20,7   -  
Кипр   18,7   0,1  
Чешская Республика   8,7 - -  
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность       -  
из них: Австрия   23,7   -  
Соединенное Королевство (Великобритания)   16,3   -  
Германия   14,7   -  
производство кокса и нефтепродуктов          
из них: Соединенное Королевство (Великобритания)   34,6 - 0,1  
Ирландия   16,8 0,0 -  
Кипр   12,9   -  
химическое производство          
из них: Швейцария   29,7   -  
Нидерланды   16,0   -  
Соединенное Королевство (Великобритания)   13,6 - 0,0  
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий          
из них: Люксембург   33,5 - 0,0  
Нидерланды   16,3   -  
Швейцария   12,5      
производство машин и оборудования       0,0  
из них: Германия   24,7   0,0  
Республика Корея   14,6 - -  
Кипр   8,1   0,0  
производство транспортных средств и оборудования            
из них: Республика Корея   16,6   -    
Германия   11,2   0,0    
Швеция   11,0   -    
Казахстан   10,0 - -    
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды            
из них: Кипр   42,7        
Нидерланды   27,0   0,0    
Франция   8,1 - 0,0    
Строительство            
из них: Кипр   44,1        
Германия   13,2        
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования            
из них: Нидерланды   26,7   -    
Люксембург   15,0   -    
Германия   11,6   0,0    
Транспорт и связь            
из них: Франция   32,5 0,0 -    
Кипр   17,7   0,2    
Нидерланды   10,7   0,0    
из итога по транспорту и связи: связь            
из них: Франция   53,1 - -    
Нидерланды   15,8   0,0    
Финансовая деятельность            
из них: Швейцария   90,2   0,0    
Кипр   3,1        
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг            
из них: Кипр   36,4        
Соединенное Королевство (Великобритания)   26,1        
Нидерланды   6,3   -    
                     

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: