Российская Федерация заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в виде материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта. Однако формированию политики в области привлечения иностранных инвестиций в нашей стране вплоть до 1998 года государственная власть не уделяла особого внимания. Небольшое число законодательных актов, основным из которых был закон РСФСР № 1008 «Об иностранных инвестициях в РСФСР», который постоянно редактировался, в полном объеме не могли регулировать инвестиционные отношения, развивающиеся в рыночных условиях. Финансовый кризис августа 1998 года выявил основные недостатки правового регулирования иностранных инвестиций [13, с.98].
На сегодняшний день законы и нормативные акты в области регулирования иностранных инвестиций можно разделить на три группы. В первую группу входят нормативные акты, регулирующие общие моменты любой предпринимательской и инвестиционной деятельности. В первую очередь это Конституция Российской Федерации как нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны. Также нормы, имеющие прямое или косвенное отношение к инвестиционной деятельности, содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации [1], а общие положения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности содержатся в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями и дополнениями от 22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г.).
Вторая группа - это группа законопроектов, которая прямо регулирует отдельные направления инвестиционной деятельности. Основным документом в области регулирования иностранных инвестиций стал Федеральный Закон от 9 июля 1999 года № 160 - ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ».
|
Прогрессивным нововведением Закона 1999 года является то, что он выделяет прямые иностранные инвестиции, содержит целый ряд государственных гарантий для иностранных инвесторов, предоставляется иностранным инвесторам различные таможенные и налоговые льготы, а также не менее благоприятный правовой режим, чем отечественный. Сфера применения в данном Законе определена методом исключения: исключена банковская, кредитная, страховая деятельность и деятельность некоммерческих организаций.
Следующим Федеральным законом, регулирующим деятельность иностранных инвесторов, является Закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с изменениями от 24 июля 2007 года [3]. Данный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. Данный Закон является одним из важнейших стимулов развития инвестиционной деятельности и гарантом обеспечения государством гарантий прав инвесторов.
Федеральный закон от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями от 7 января 1999 г., 18 июня 2001 г., 6 июня 2003 г., 29 июня, 29 декабря 2004 г.) устанавливает правовые основы отношений, которые возникают в процессе осуществления российскими и иностранными субъектами инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.
|
Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, и устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, касающиеся в том числе прав иностранных инвесторов [16, с38].
Инвестиции в особые экономические зоны регулируются Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Осуществление иностранным инвестором или российской компанией с иностранными инвестициями финансовой аренды (лизинга) подпадает под действие норм Гражданского Кодекса и Федерального закона от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
Третья группа законопроектов в области регулирования иностранных инвестиций включает в себя нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы деятельности организаций с иностранными инвестициями. В нее входят: Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе», устанавливающие таможенные и налоговые платежи предприятий; Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями», которое устанавливает льготы по уплате ввозной таможенной пошлины. Государственная регистрация иностранным инвестором юридического лица либо регистрация иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации производится в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
|
Большое значение в области регулирования иностранных инвестиций имеют двусторонние соглашения и многосторонние договоры Российской Федерации. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации, как и в других странах, осуществляется в соответствии с международными договорами и с соблюдением норм международного права.
Среди многосторонних договоров, в которых участвует Россия, следует отметить: Сеульскую конвенцию; Вашингтонскую конвенцию; Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Европейскую энергетическую хартию.
Суть данных Соглашений заключается в установлении обязательств между государствами поощрять и создавать благоприятные условия для инвестиций; обеспечивать надлежащую защиту иностранной собственности; предоставлять инвестору возможность беспрепятственного перевода своих доходов в свободно конвертируемую валюту; рассматривать споры с инвестором по вопросам капиталовложений в международном арбитраже.
Все вышеперечисленные правовые основы регулирования в области иностранных инвестиций говорят о том, что российские законодатели делают все возможное в уравнивании в правах иностранных инвесторов с российскими, лишь бы они были заинтересованы во вложении инвестиций в российскую экономику. Однако для активизации инвестиционного процесса, а также для формирования благоприятных условий для иностранных инвесторов в нашей стране необходимо постоянное совершенствование налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства [8, с.31].
Так, например, сохраняются некоторые «белые пятна» в законодательстве об свободных экономических зонах. На сегодняшний день вопрос развития свободных экономических зон не менее актуален. Эта широко признанная в мировой практике форма привлечения иностранных инвестиций слабо приживается в нашей стране. В Китае СЭЗ стали окном в мировую экономику, крупным каналом притока в страну иностранного капитала, во многом благодаря подведению под них прочной правовой базы.