Подвижные игры как средство воспитания толерантности дошкольников




Консультация на тему

«Подвижные игры как средство воспитания толерантности дошкольников»

Педагог – психолог Чугунова М.В


 

Подвижные игры как средство воспитания толерантности дошкольников

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а,напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды. [1, с. 960] 1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.) Это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.[3, ст. 1]

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Дошкольный возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. На протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. Нельзя не согласиться с высказыванием Фуллера: «Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его, в его первую пору жизни».

Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. Особенно в условиях многонационального детского сада, где наряду со здоровыми детьми есть дети с особыми образовательными потребностями. Антуан де Сент-Экзюпери утверждал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Задача детского сада сегодня готовить детей к жизни в инклюзивном обществе, которому свойственна толерантность и которое принимает многообразие…

Развитие терпимости, предполагает формирование терпения, выдержки, самообладания, самоконтроля. Нужно отметить, что эти качества не всегда можно заметить даже у взрослого человека не говоря уже о ребенке. Все эти качества только начинают зарождаться.

Показатели терпимости у дошкольника: Выдержка, самообладание, умение сдерживать импульсивное действие в ответ на не благоприятное действие со стороны. Воздерживается от немедленного ответного удара; сдерживает плач; не жалуется; не бросается на обидчика. Терпеливость – долгое время заниматься интересным делом, не капризничать, выполнять не очень интересные роли в игре, не обращать внимания на оскорбления. Чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека, ему не безразлично, пусть даже не всегда внешне демонстрирует свою пристрастность. Эмпатия (буквальное сопереживание) – это самая главная из характеристик терпимого отношения. Проявляется как сопереживание, сочувствие, содействие. Сопереживание - переживание тех же эмоций что испытывает объект отношений. Сочувствие – высокий уровень, умение подбодрить, утешить объект. Содействие – не только успокоит, но и окажет реальную помощь. Таким образом, терпимое отношение людей происходит при различных представлениях о должном.

Самые эффективные методы воспитания этих качеств у детей дошкольного возраста - это игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

На наш взгляд, именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

Многие исследователи: Кокорева О.И., Осокина Т.П., Тимофеева Е.А., Полтавцева Н.В., Степаненкова Э.Я. – констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния, школой управления собственным поведением. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Предлагаем несколько на наш взгляд интересных игр [2, с. 13,14]:

«Тюлени на островах»

Для игры необходимо приготовить 5-6 обручей. Обручи раскладывают по всей площадке или спортивному залу. Воспитатель предлагает детям превратиться в «тюленей» и поплавать «в море» между «островами» (обручами). По сигналу воспитателя каждый «тюлень» должен выбраться на отдельный «остров». Каждый раз, пока «тюлени» плавают, воспитатель убирает один «остров». Так происходит до тех пор, пока не останется единственный «остров», на котором все собираются в одну тесную компанию. Взрослый старается обнять всех детей и хвалит «дружную семью тюленей».

«Необычное знакомство»

Воспитатель предлагает детям разучить, придумать новые приветствия (предварительно можно поговорить с детьми и, используя их опыт наблюдений за животными, вспомнить, какие варианты приветствия могут быть). Дети беспорядочно бегают по площадке или спортивному залу. По сигналу ведущего дети останавливаются и «знакомятся» так, как это делают различные животные. Варианты приветствия: коснуться друг друга тыльными сторонами ладоней, стопами ног (осторожно), коленями, плечами (правым к левому и наоборот), лбами, носами, ушами (легонько). Можно придумать другие варианты.

«Карусель»

Дети делятся на две равные по числу участников группы и организуют два круга — внешний и внутренний. Карусели кружатся (в одну или в разные стороны, медленно или быстро, держась за руки, за плечи, за талию, на корточках, на четвереньках, спиной вперед). По сигналу все останавливаются, оказываясь лицом к новому партнеру. В новых парах выполняются задания по выбору воспитателя: поздороваться, обняться, посмотреть в глаза друг другу, похрюкать, поквакать на ушко. Воспитатель может придумать и другие задания.

«Сороконожка»

Все выстраиваются в цепочку, держась друг за друга, и закрывают глаза. Только первый ребенок («голова») идет с открытыми глазами. Он ведет всех за собой по группе, детскому саду, площадке. «Голова» время от времени становится «хвостом». Желательно, чтобы все дети в течение дня побывали «головой».

Итак, подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы из памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

 

 

Литература:

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: 1992. – 960 с.

2. «Обруч» Дошкольное и начальное образование №2 2009 13с.

3. «Декларация принципов толерантности». Статья 1 – Понятие толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: