Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинский колледж имени Клары Цеткин
Департамента здравоохранения города Москвы »
Методический материал
Для проведения теоретического занятия
по теме: Цели и задачи маркетинга. Медицинский маркетинг
по дисциплине Экономика и управление здравоохранением
для специальности:
Лечебное дело,52
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Теоретического занятия по дисциплине «Экономика и управление здравоохранением»
Тема: Цели и задачи маркетинга. Медицинский маркетинг
Количество часов: 2 часа
Место проведения: аудитория
Цели занятия:
уметь:
1. Выделять факторы, влияющие на формирование спроса и предложения на медицинские услуги.
2. Анализировать взаимодействие спроса и предложения на медицинские услуги
знать:
1. Основные понятия маркетинга.
2. Маркетинговые исследования.
Междисциплинарные связи: экономика, право, гигиена и экология человека, основы
сестринского дела
Обеспечение занятия:
· Наглядные пособия:
1.Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". 2.Федеральный закон РФ от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском в Российской Федерации». |
Термины и понятия: маркетинг, медицинский маркетинг, нужда, потребность, запрос, товар, рынок, услуга, обмен, сделка, сегментация рынка, спрос, цена, предложение, жизненный цикл медицинской услуги, точка насыщения, конкурентноспособность услуги, маркетинговое исследование, лизинг, фэкторинг |
Литература:
основная:
1.Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М., Экономика и управление здравоохранением.Ростов- на - Дону., «Феникс», 2003; с.130-143
дополонительная:
1. Дробышев А.А. и др. «Основы общей экономической теории с экономикой здравоохранения»,М.,2002; с. 300-316.
2.Алексеева В.М., Мухина З.В. «Экономический семинар», 2000, с.35-40.
Хронокарта занятия
I. Организационный момент – 3 мин
II. Проверка исходного уровня знаний студентов - 10 мин
III Изложение нового материала- 60 мин
IV. Контроль усвоенного материала- 15 мин
V.Организационный момент: (домашнее задание) - 2 мин
Содержание занятия
1. Определение маркетинга. Медицинский маркетинг.
2. Предпосылки возникновения маркетинга в здравоохранении.
3. Составные части и основные понятия маркетинга.
4. Принципы маркетинга.
5. Здравоохранение в условиях рыночной экономики.
6. Сегментация рынка.
7. Маркетинговые исследования, их назначение. Технология проведения маркетинговых исследований.
Домашнее задание:
Основной учебник: стр. стр. 130-143, конспект, СР по теме:
Маркетинг, основные понятия, лежащие в его основе
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Тема: Цели и задачи маркетинга. Медицинский маркетинг
Определение маркетинга. Медицинский маркетинг.
Маркетинг - это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Впоследние годы появилось более совершенное определение маркетинг - эго предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена. Это определение маркетинга показывает, насколько тесно он связан с менеджментом, так как его главными составляющими являются цели, потребности и люди.
Медицинский маркетинг - это предпринимательская деятельность. которая управляет продвижением медицинской услуги от ее производителя (врача) к пациенту. В то же время, это и социальныii процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на медицинские услуги посредством их разработки, продвижения и реализации.
В настоящее время, независимо от форм собственности лечебно-профилактических организаций, видов медицинской деятельности, все медицинские работники должны будут научиться работать на принципах маркетинга.Функционирование здравоохранения в рыночных условиях хозяйствования требует от руководителей и специалистов здравоохранения высокого профессионализма и глубоких знаний в области маркетинга.
На рынке медицинской деятельности действуют три группы субъектов:
— производитель, продавец медицинских услуг и товаром (медицинское учреждение, медицинский работник);
— покупатель — пациент (здоровый и больной), работодатель различных форм собственности, дилерские компании, фонды ОМС, СМО (страховые медицинские организации).
Для маркетинга в сфере здравоохранения характерны:
— асимметрия информации у производителя и потреби геми м отношении потребительских свойств получаемой услуги;
— почти абсолютное доверие к продавцу медицинских у» чун
— медицинская услуга, которую можно легко продан., жна быть качественной;
— высокая приоритетность медицинских услуг;
— отсутствие четкой взаимосвязи между затратами ф| медицинских работников и конечным результатом;
— приоритетность социальной и медицинской эффективности перед экономической.
Основными видами маркетинга в здравоохранении являются:
— маркетинг медицинских услуг, включая процесс продвижения и реализации медицинских услуг для удовлетворения потребностей населения;
— маркетинг организаций (создание, поддержание связи населения с медицинским учреждением);
— маркетинг отдельных лиц (создание отношений с конкретным специалистом);
— маркетинг мест (создание, поддержка и приспособление лечения к конкретной местности, где находится пациент);
— маркетинг идей (разработка и реализация форм и методов общественного характера: формирование здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, планирование семьи и т. д.).
— Маркетинг - это комплексная деятельность специалистов по организации производства, сбыта продукции и реализации услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей населения с учетом выявленного ранее спроса и возможной прибыли.