Здравоохранение в условиях рыночной экономики




С развитием элементов рыночных отношений в здраво­охранении появилось понятие медицинский субъект как произ­водитель медицинских услуг. Правовую основу этот термин получил с принятием закона «О медицинском страховании граждан в РФ» (1991 г.).

Под медицинским субъектом понимается любое медицинское учреждение (предприятие, организация или коллектив), производящее услуги в области здравоохранения, независимо от форм собственности.

Партнеры медицинского субъекта могут быть самые различные.Эго могут быть другие медицинские учреждения, участвующие в реализации сложного лечебно-диагностического процесса. Например, при оказании плановой медицинской помощи по поводу урологического заболевания партнерами поликлиники могут выступать: стационар, консультативно-диагностический и НИЙ-центр, кафедра урологии медицинского института п др. Кроме того, к этой группе относят предприятия, являющиеся поставщиками оборудования, инструментария, лекарственный препаратов и других материальных ресурсов медицинского назначения.

Следующую группу составляют финансово-кредитные организации. В рыночных отношениях роль банковского кредита, являющегося одним из источников финансирования деятельности лечебно-про­филактических учреждений, возрастает. Кроме того, возраста­ет роль таких банковских услуг, как лизинг и факторинг.

Третий крупный узелрыночных отношений образует госу­дарство.

Государство заинтересовано в привлечении медицинских уч­реждений, предприятий к выполнению разработанных соответ­ствующими правительственными органами программ в области охраны здоровья населения в целом и его отдельных социальных групп в частности. Государство должно заинтересовать лечебно-­профилактические учреждения в выполнении программ, предос­тавляя им налоговые льготы, финансовую поддержку и т.д.

Четвертая группа контрагентов рыночных отношений — граждане. Эта группа весьма неоднородна по своему составу, по функциям, осуществляемым в процессе реализации хозяй­ственных связей в условиях рынка.

Рынок функционирует, базируясь па трех основных принци­пах: эквивалентность, возмездность, взаимовыгодность. В чем смысл этих принципов? Дело заключается в том, что каждому участнику рыночных отношений должно быть интересно, выгод­но устанавливать хозяйственные контакты с партнерами. Выпол­ненные работы, оказанные услуги должны быть оплачены.

Обратимся к выяснению структуры рынка услуг здравоох­ранения.Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных, взаимосвязан­ных рынков, элементов «большого рынка» (рис.1).


<

 
 

Рыночный механизм является процессом, посредством которого продавцы и покупатели взаимодействуют, чтобы определить цену и количество производимых услуг.

Главными элементами этого рыночного механизма являются 4 параметра:спрос, предложение, цена и конкуренция. Так же функционирует механизм рынка услуг здравоохранения.

Спрос - количество медицинскихуслуг, которые желают и мо­гут приобрести пациенты за некоторый период по определенной пене. Бесполезно определять величину спроса без цены, так как он изменяется в зависимости от нее (обратная связь). При снижении цены пациент желает приобрести больше услуг (эффект дохода), услуга дешевеет относительно других услуг и приобрести её отно­сительно выгоднее (эффект замещения). Спрос чутко реагирует и на различные неценовые воздействия.

К неценовым факторам, влияющим на спрос, относятся:

· демографические (половозрастная структура, территориаль­ное расселение, миграция, состав семей, культурный уровень насе­ления). Например, процесс постарения населения приводит к по­вышению спроса на лекарства;

· социально-экономические (занятость, уровень безработицы, оплата труда, профессиональный состав, распределение населения по уровню дохода - покупательская способность). Рост доходов расширяет возможности получения медицинских услуг;

· медицинские (состояние здоровья). Численность пациентов в стране зависит от уровня и структуры заболеваемости;

· изменение вкусов пациентов (мода на определенные виды исследования);

· климатогеографические (влияние на состояние здоровья);

· психологические (мотивация, убеждение);

· форсирование спроса могут обеспечить сами врачи своими диагнозами.

Для наиболее полного удовлетворения запроса покупателей и потребителей медицинских услуг на рынке необходима классифи­кация видов спроса на медицинские услуги.

· отрицательный • полноценный

· отсутствующий • чрезмерный

· скрытый • нерациональный

· падающий • отложенный

· нерегулярный • мигрирующий

Отрицательный. Например, у населения может сформироваться негативный спрос на профилактические прививки, велели и наличия осложнений от них Следствием отказа от прививок мож явиться вспышка инфекционной заболеваемости. Отрицательный спрос существует на посещение стоматолога, так как нет времени средств заниматься своим здоровьем. Задачи маркетингапроанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к данному виду услуг и может ли программа маркетинга изменить негативное от­ношение к ним.

Отсутствующий. Например, нет спроса на какие-либо устарев­шие диагностические процедуры или методы лечения. Задача мар­кетинга - найти более прогрессивные методы диагностики и лече­ния.

Скрытый. Например, в ЦРБ нет своего аппарата ультразвуко­вых исследований. На эту диагностическую процедуру у населения наблюдается скрытый спрос, так как эти процедуры достаточно информативны, просты, безболезненны, а также дают возможность с меньшими затратами времени поставить диагноз и своевременно назначить нужное лечение.

Падающий. Рано или поздно любое медицинское учреждение столкнется с падением спроса на какую-либо услугу. Задача мар­кетинга- проанализировать причины падения спроса и опреде­лить, можно ли снова стимулировать сбыт.

Нерегулярный. У многих лечебно-профилактических учрежде­ний спрос колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки или перегрузки. На ­ пример,осенне-весеннее обострение язвы желудка и 12-перстной кишки.Задача маркетинга- изыскать способы сглаживания коле­банийв распределении спроса по времени за счет увеличения объ­ема профилактических мероприятий перед ожидаемым обострени­ем тех или иных заболеваний.

Полноценный. В этом случае организация удовлетворена своей деятельностью - имеются хорошо подготовленные специалисты, достаточное оснащение аппаратурой, в результате достигнута вы­сокая информативность диагностики, расширяется перечень данноговида услуг. Задача маркетинга(он в этом случае поддерживающий) - поддержать уровень спроса, несмотря на усилия конкурентов, используя разработку сервиса, рекламы.

Чрезмерный. В гинекологическом отделении высокие показа­ли производства абортов. Это связано с низким уровнем информированности населения о мерах контрацепции. Задачи маркетинга (демаркетинг) - изыскать способы снижения спроса - консуль­тировать молодые семьи о мерах контрацепции или повысить цены наданный вид услуг, это также может снизить спрос.

Нерациональный. В данном случае также используется демар­кетинг- противодействие спросу на товары, вредные для здоровья, такие как спиртные напитки, табачные изделия, наркотические средства.

Отложенный. Вольному требуется какая-либо сложная опера­ция, отнесенная к категории плановых. Ей предшествует подготов­ка больного: диагностическая, психологическая, медикаментозная, профилактическая. Таким образом, операция на некоторое время откладывается. Знать этот спрос нужно для планирования деятель­ности лечебно-профилактических учреждений.

Таким образом, виды спроса являются инструментом для медицинского маркетинга.

Понятие спроса связано с характеристикой потребителей. Они делятся на пять групп:

1. Пациенты с низким уровнем доходов (экономичные пациен­ты - пенсионеры, студенты). Они рассматривают медицинские ус­луги различных организаций как взаимозаменяемые, спрос на ко­торые падает при повышении цены. К этой категории относится более 50 % всех пациентов.

2. Пациенты с высоким уровнем доходов (престижные пациен­ты - часть интеллигенции, предприниматели). Для них важен пре­стиж, качество медицинских услуг, они мало чувствительны к це­нам (20 % потребителей).

3. Этичные пациенты (по уровню доходов эти пациенты могут быть отнесены к любой из первых двух групп). Для них важны этические качества услуги - принадлежность к стране- производителю, городу (20 % потребителей).

4. Новаторы ориентируются на все новое (методы диагностики и лечения). У них качество услуги связано с возрастом врача, они отдают предпочтение молодым специалистам более восприимчи­вым к использованию новаций.

5. Консерваторы, наоборот, ориентированы на старые прове­ренные методы лечения, они предпочитают медработников со ста­жем.

По отношению к потребителю различают эластичный и неэла­стичный спрос. Эластичный спрос связан с экономичными пациен­тами, незначительное снижение цены на услуги приводит к суще­ственному возрастанию спроса. Неэластичный спрос определяется престижными пациентами, для них цена не так важна.

Предложение - количество медицинских услуг, которое медра­ботник может оказать в определенный период времени населению. Зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а пря­мая (по мере роста цен производители предлагают пациентам больше услуг и наоборот).

Неценовые факторы, влияющие на предложение:

· количество врачей и медсестер (чем их больше, тем выше Предложение);

· стоимость медицинского оборудования (при высокой стоимо­сти оборудования приобрести его могут не все лечебные учрежде­ния и предложение услуг, производимых с помощью данного обо­рудования, будет невысоким);

совокупность медицинского оборудования;

налоги (высокие – снижают виды услуг);

выход на рынок новых конкурентов увеличивает предложение.

Цена как денежное выражение стоимости услуги формиру­ется при взаимодействии на рынке носителей спроса и предло­жения (пациентов и медработников).

Цена - как денежное выражение стоимости услуги, формирует­ся при взаимодействии на рынке носителей спроса и предложения (пациентов и медработников).

Цена спроса - предельно высокая цена, за которую пациенты согласны приобретать медицинские услуги, выше цена не может подняться, так как упадет спрос.

Цена предложения - предельно низкая цена, по которой произ­водители еще готовы оказывать услуги пациенту. Рыночная цена не опускается ниже цены предложения, так как деятельность пред­принимателя будет неэффективной.

В результате взаимодействия этих двух видов цен устанавлива­ется рыночная цена. Она фиксируется в точке пересечения кривой спроса и предложения, эта точка (равновесная) и цена равновесная. Только в этой точке цена одновременно устраивает и производите­ля медицинской услуги, и потребителя.

Для медицинских услуг применяются: монопольные цены (устанавливаются производителем); номинальные цены с учетом себестоимости и минимальной прибыльности; оптовые цены (для организаций отпускается большое количество товара со значительной скидкой); розничные цены (в магазине) с учетом допустимых наценок и выгоды продающей организации (продавца); рыночные цены (равные розничным) (определяются группой продающих субъектов с учетом общей выгоды); скользящие цены (устанавливаются с учетом различных условий); твердые цены (определяются государством, ассоциациями потребителей, договорами).

Существуют специальные сокращенные названия цен. Так, например, "сиф" - цена (стоимость товара, включая стоимость перевозки до потребителя); фоб - цена доставки товара к потребителю; франко - цена, включающая стоимость товара, транспортные расходы, затраты на погрузку, охрану, хранение.

 

Понятие конкуренции является ключевым, выражающим сущность рыночных отношений. Конкуренцию можноопределить как тип взаимоотношений между производителями по поводуустановления цен и объемов предложения товаров и услуг, а также между потребителями по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Определяющее значение имеет число производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена. Хороший рынок – это когда много продавцов одного товара и покупателей. Каждый продавец может продать кому хочет в соответствии со своей выгодой, а покупатель – купить. Ни один продавец, ни один покупатель не могут удовлетворить весь спрос и предложение – это хорошая (совершенная) конкуренция. Если имеются ограничения для продавцов или покупателей – то это несовершенная конкуренция и требуется вмешательство государства для корректировки. Так в США государство через Американскую медицинскую ассоциацию искусственно сдерживает предложение медицинских услуг: ограничиваются набор на медицинские факультеты, увеличивается плата за обучение, контролируется приток врачей-эмигрантов и их доступ к занятиям медицинской практикой. Без ведома ассоциации не могут быть одобрены сколь-нибудь значительные инициативы, касающиеся медицинского обслуживания.

Рынок здравоохранения существенно отличается от нормального рынка: конкуренция ограничена, информация о ценах на медицинские услуги не ясна: если цены более низкие, то не знаешь лучше ли качество услуг. Рынку здравоохранения присуща несовершенная конкуренция, как это видно из таблицы:

_________________________________________________________

Рынок совершенной конкуренции Рынок медицинских услуг  
Большое количество продавцов Число продавцов ограничено, существуют ограничения входа на рынок, возможны даже ситуации, близкие к естественной монополии.  
  Однородность товара Неоднородность медицинской услуги, ее индивидуальность, уникальность.
  Хорошая информированность покупателей Несовершенная информация
  Возможность сопоставления цены товара и его качества Невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества.
  Производители стремятся к максимизации прибыли Наличие большого числа государственных или частных "бесприбыльных" организаций.
  Реализация продукции осуществляется, как правило, напрямую. В большинстве случаев требуется участие "третьей стороны" - компетентного посредника, который и оплачивает значительную часть медицинских услуг.
         

 

Как видно из материала, рынок здравоохранения по преимуществу монопольный. В нашей стране из-за низкого среднего уровня жизни население не может отвлекать заметные средства на покупку медицинских услуг, а также отсутствие имиджа здорового образа жизни не ведет население к профилактическим медицинским обследованиям. С другой стороны, из-за государственной монополии, незначительной суммы средств, выделяемых на здравоохранение из госбюджета, преобладание экстенсивных методов развития (построек больниц, увеличением числа медработников без освоения более дорогих, но эффективных методов лечения через повышение материально-технической базы здравоохранения, повышение профессионального уровня подготовки специалистов, приобретение более совершенных лекарственных препаратов) являются основными причинами кризиса отечественного здравоохранения.

Для создания более эффективного рынка здравоохранения необходимо ЛПУ иметь возможность свободно распоряжаться финансовыми средствами для приобретения более совершенного оборудования и более подготовленных специалистов. Эта возможность возникла после выхода ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском в Российской Федерации», в соответствии с которыми дано право ЛПУ производить платные медицинские услуги. В результате ЛПУ могут развивать рыночные отношения через рынок трудовых резервов и рынок материальных ресурсов.

 

Конкурентоспособность услуги - это способность реализовать ее на медицинском рынке. Она определяется только при сравнении с аналогами. Различают 2 вида конкурентоспособности: ценовая инеценовая. Ценовая конкурентоспособность основана на различии цен нашего товара и товара конкурента. Неценовая основана на потребительской ценности услуги. Неценовая более предпочтительна, так как она делает конкурентоспособность более стабильной. Конкурентам для создания аналога потребуется больше снижать цены, чем для создания аналога изделия в ценовом варианте.

Режим свободной конкуренции. Это значит, что на рынке множе­ство потребителей услуг. Экономический интерес потребителя (пациента) заключается в том, чтобы получить медицинскую услугу и удовлетворить свою потребность. Причем у потребителей имеется определенный объем совокупного денежного дохода, предназначенного для получения медицинских услуг. Поэтому желающие получить медицинские услуги предлагают за более низкие цены, равные так называемым ценам спроса. Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, за которую пациенты согласны получать услуги. Выше нее рыночная цена подняться не может — у пациентов больше нет денег для они приобретения услуги.

Действия производителей медицинских услуг совсем иные. Они собираются оказывать услуги по более высоким ценам, понимая, что у потребителей услуг совсем иные устремления. В результате образуются цены предложения.

При этом действуют следую­щие законы ценообразования:

1. Цена стремится к такому уровню, при котором спрос ра­вен предложению.

2. Если под влиянием неценовых факторов произойдет по­вышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет. Если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложение — цена снизится. Взаимодействие цены спроса и цепы предложения иллюстрирует рис.6.2.

 


Зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а прямая. Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от измене­нияцены.Другими словами, по мере роста цен производители предлагаютбольшее количество услуг, а по мере их снижения – меньшее.

На предложение влияет не только цена, но и ряд других факторов:

1. Стоимость медицинского оборудования: повышение ожи­даемой стоимости медицинского оборудования в конце концов сокращает предложение медицинских услуг.

2. Совершенствование медицинского оборудования: если вводится более совершенное медицинское оборудование, то сни­жаются издержки и при прочих равных условиях оказывается большее количество медицинских услуг.

3. Налоги: повышение налога снижает предложение.

4. Выход на рынок медицинских услуг новых конкурентов вне зависимости от цен увеличит предложение.

6. Сегментация рынка

Любое лечебно-профилактическое учреждение или частнопрак­тикующие специалисты понимают, что их услуги не могут нра­виться сразу всем потребителям, поэтому они сосредоточиваются на обслуживании определенных частей (сегментов рынка).Процесс классификации потребителей на группы с различными нуждами, характеристиками или поведением называется сегмен­тацией рынка. В практике работы ЛПУ важное место занимает определение профиля сег­мента рынка.

Группы потребителей формируются различными путями - на основе географического, демографического, психогра­фического и поведенческого факторов:

· сегментирование по географическому принципу означает вы бор определенной территории (город, район);

· сегментирование по демографическому принципу заключается в разбивке рынка на основе таких демографических переменных, такихкак: пол, возраст, размер семьи. Демографические характеристик легче большинства других типов поддаются замерам;

· сегментирование по психографическому принципу осуществляется среди потребителей медицинских услуг, которые могут пит разделяться на группы по признакам принадлежности к общественному классу, образу и стилю жизни или личностным характеристикам;

· сегментирование по поведенческому принципу проводится на основе поведенческих особенностей потребителей медицинских услуг. Потребители делятся на группы, в зависимости от их знания, отношений, характера реакции на услугу, повода для покупки услуги, преследуемой выгоды.

Каждый продавец медицинских услуг выявляет наиболее привлекательные сегменты рынка, которые он в состоянии эф­фективно обслужить. Чаще всего используют географические, демографические, психографические переменные.

После выделения собственного сегмента на рынке услуг меди­цинскому учреждению нужно определить, какие позиции он хочет занять в данном сегменте. Позиция услуги - это место, занимае­мое услугой в умах потребителей по отношению к конкурирующим продуктам. Если продукт воспринимается точно таким же, как уже существующий на рынке, для потребителя нет смысла его поку­пать. Значительное влияние на ориентацию медицинских услуг в сегменте рынка оказывает экологическое благополучие террито­рии, уровень культуры, поведение потребителя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: