Экологическая игра –путешествие
«Тропой туриста»
Автор: педагог дополнительного образования
Прозорова Наталья Евгеньевна
Ялуторовск 2022
Экологическая игра –путешествие
«Тропой туриста»
Игра для детей 8-10 лет.
В игре принимают участие 2 команды. Игра проводится в виде путешествия по 5 станциям. Задания и вопросы командам предлагаются поочередно (команды получают маршрутные листы). В конце мероприятия подводятся итоги.
Цель: обобщение, закрепление и углубление экологических знания воспитанников, формирование ответственного и бережного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные:
-формирование экологических знаний;
-расширение кругозора детей;
-формирования познавательных интересов;
-создание условий для благоприятной эмоциональной обстановки;
Развивающие:
-создание условий для развития экологической ориентации поведения детей, их потребности в экологически грамотных действиях и поступках по отношению к природным объектам;
-содействие развитию умения удивляться и восхищаться красотой природы;
- формирование навыков работы в группах;
- развитие внимания, воображения, фантазии, творческих способностей.
Воспитательные:
- воспитание экологической культуры;
- формированиедуховно-нравственных ориентаций;
- развитие творческого потенциала;
- воспитание навыков сотрудничества, коллективизма, умение работать в команде.
Ресурсы: маршрутные листы с названиями станций, карточки с заданиями (для каждой станции), бечевка, ягоды, орехи, кухонная утварь,природный материал, наборы для творчества.
Этапы выполнения мероприятия:
I. Начальный этап - организационный момент.
Введение в тему мероприятия, объяснение правил прохождения маршрута. Из воспитанников 2групп создаются команды. Каждая команда выбирает капитана, который будет организовывать и координировать деятельность всей команды в ходе мероприятия. Команды выбирают название.
II. Основной этап - проведение игры.
Команды отправляются в путешествие по станциям: «Загадочная», «Аптека под ногами», «Экознаки», «Творческая», «Подвижная». На каждой станции их встречает начальник станции с заданиями, заполняет маршрутный лист, проставляет определенное количество баллов.
III. Подведение итогов. Анализ.
В конце мероприятия жюри по результатам оценок в маршрутных листах оценивает находчивость и смекалку команд, определяет победителей, награждает всех участников игры сладкими призами.
Ход игры:
I этап: Начальный этап - организационный
Вступительное слово преподавателя:
Добрый день! Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в природу.
Путешествуя по станциям, вы сможете проверить свою эрудицию. В путешествие отправляются 2 команды.
Каждой команде нужно выбрать капитана – лидера команды и название, связанное с темой.
(Перекличка команд. Капитан команды получает Маршрутный лист).
Каждая из команд отправляется по своему маршруту. Каждой команде нужно побывать на 5 станциях: «Загадочнаяная», «Аптека под ногами», «Экознаки», «Творческая», «Подвижная» и выполнить задание.
Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
А вот теперь, команды, в путь!
II этап- Основной этап
Станция «Паутина»
Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок бечевки и называет одно из растений или животных леса, например, «береза». Ведущий задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который сказал «береза», отдает клубок бечевки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец бечевки. Ведущий задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жук-короед». Далее ведущий задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только пищевым, но и не пищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды (дуб)»?;«Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? (почва и вода)». К концу игры все дети оказываются опутанными бечевкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.
Станция «Пирамида жизни»
Ведущий предлагает играющим стать растением или каким-либо животным. Когда дети сделали свой выбор, то они рассказывают о том, чем питаются. Так, растения «питаются» энергией солнца. Они становятся внизу (2-й ярус пирамиды). Те, кто питается растениями (растительноядные животные) распределяются над растениями (2-й ярус). Хищники же пытаются распределиться над растительноядными.
Очень редко на практике пирамида жизни бывает правильной и устойчивой, но это можно обыграть. Так, нарушение равновесия можно объяснить вторжением человека в естественную жизнь экосистемы.
Станция «Подбери клюв»
Для проведения этой игры подготовьте «птичью еду» разного вида: ягоды в высокой бутылке; ягоды в широкой миске с водой; орехи (в скорлупе) и т.д. Объясните детям, что их задача заключается в том, чтобы подобрать для каждого вида пищи соответствующий клюв. В качестве «клювов» предложите им самые разные предметы: острые палочки, щипцы, лопатки, шумовки и т.д. Каждый ребенок, выбрав себе любую понравившуюся еду, превращается в птицу и ищет себе такой клюв, которым можно ухватить эту еду. Если два (или более) ребенка выбрали одинаковую еду, обсудите, может ли такая ситуация иметь место в природе: две птицы питаются одной и той же пищей. Задайте вопросы: «Может ли птица питаться пищей разного вида? Что произошло бы, если бы все птицы начали питаться одной и той же пищей?»