МЕХАНИКА ВНУТРИ ГОЛОВЫКУКЛЫ
Куклу можно заставить делать очень многое: «говорить» (открывать рот), открывать и закрывать глаза или вращать ими, подмигивать одним глазом, высовывать язык; у собаки могут подниматься и опускаться уши, у поросёнка двигаться нос-пятачок, хобот слонёнка может вращаться во все стороны, сгибаться, набирать воду и выпускать её фонтанчиком, и т.п.
Всё это достигается с помощью специальной механизации внутри головы куклы. Следует, правда, помнить и о том, что куклу нельзя перегружать механикой. Во-первых, излишняя механизация затрудняет работу актёра с куклой, а во-вторых, она может убить природу куклы, превратить её в подобие живого существа. Например, великолепный механизатор кукол С.А. Рубанович, хорошо знавший природу куклы и её возможности, работавший актёром в Ленинградском Большом театре кукол, выполнил куклу лебедя для эстрадного номера. Трудно назвать то, чего не могла бы сделать эта кукла. Её головка поднималась и опускалась, открывался клюв, шея была настолько гибкой, пластичной, что лебедь могла положить головку под крыло, клювом почистить пёрышки крыльев и хвоста. Вне эстрадного номера кукла была «живее» настоящего лебедя. Однако на ширме многое терялось. Даже хороший артист не мог использовать всех технических возможностей куклы, и в работе от многого пришлось отказаться, а кое-что переделать - упростить. Кукле нужны свои, кукольные движения - яркие и выразительные.
Существует много способов механизации различных деталей головы куклы, рассказать обо всех просто невозможно. Каждый конкретный случай механизации зависит от тех требований, которые предъявляются кукле. То, что нужно одной, не подходит другой. Многое определяется скульптурой куклы, и пока не увидишь головку её в скульптуре, трудно подобрать оптимальный вариант. Значительно проще механизировать ту головку, в скульптуре которой художником изначально продумана и запрограммирована та или иная механика. Мы рассмотрим несколько способов механизации рта и глаз, которые в театральной практике встречаются чаще всего.
|
МЕХАНИЗАЦИЯ РТА
Рассмотрим один из вариантов открывания рта у куклы, когда верхняя губа остаётся неподвижной, а нижняя вместе с подбородком опускается вниз.
Головка куклы должна быть выклеена плотно и хорошо высушена. Желательно, чтобы папье-маше было проклеено марлей или тонкой тканью типа бязи. Это необходимо для прочности, т.к. папье-маше придётся резать, пришивать к нему проволоку, закреплять пружинки, резинки и т.д. На голове намечается линия рта и линия, по которой челюсть будет опускаться вниз. Характер второй линии зависит от конфигурации подбородка и формы головы, но в любом случае нужно стараться, чтобы зазор между подвижной челюстью и неподвижной частью головы был минимальным. Острым ножом по намеченной линии отрезается челюсть от головки и вырезается часть затылка, чтобы можно было свободно работать внутри головки.
Из проволоки сечением » от 3 мм выгибается дужка по внутренней стороне губы отрезанной челюсти. Свободные концы проволоки хорошо бы оставить подлиннее. Закруглённым концом вставляем проволоку в овал губы, протыкаем шилом дырочки в папье-маше с той и другой стороны проволоки на расстоянии 1 см и пришиваем её к губе тонкой медной или любой другой мягкой проволокой. Шов зашпаклёвывается с обеих сторон мелкими опилками, замешанными на клее ПВА. Отметив на головке, где приблизительно должна проходить ось (лучше ближе к затылочной части), отмеряем это расстояние на прямых концах проволоки, пришитой к челюсти. Откусываем лишнюю проволоку, а концы загибаем в виде колечек с внутренним диаметром, чуть большим толщины оси, которая должна свободно входить в эти колечки, чтобы ось в них болталась.
|
Подчеркнём, что в изготовлении всех механик, в чёткости их работы категория чуть-чуть имеет огромное значение. Оба конца проволоки надо соединить между собой П-образной скобочкой, изготовленной тоже из проволоки (можно меньшего диаметра). Скобочка прикрепляется полоской ткани, проклеенной клеем ПВА, или припаивается как можно ближе к оси, так как к этой скобочке крепится жилка (с её помощью осуществляется открывание рта) и резинка или пружинка, которые возвращают челюсть в исходное положение. Поэтому, чем дальше скобочка будет удалена от оси, тем больше должен быть рычаг, который тянет жилку, а это не всегда возможно. По закону физики (выигрывая в расстоянии, мы проигрываем в силе, и наоборот) резинка или пружинка, возвращающая челюсть в исходное положение, должны быть настолько сильными, чтобы смогли это сделать, то есть, чем ближе скобочка, к которой они крепятся, от оси, тем сильнее приходится натягивать резинку или пружинку. Оптимальное удаление скобочки с тягами определяется практически, добиваясь того, чтобы тяга, открывающая рот, опускалась как можно меньше, и сила, затраченная на это, была минимальной. Необходимо найти точное положение оси, то есть те отверстия в головке, через которые должна проходить ось с подвижной челюстью. Вставив челюсть в исходное положение, берём отрезок прямой проволоки такого же диаметра, как ось, но меньшего размера, чтобы он мог войти внутрь головки. Продеваем его через отверстия в концах проволок челюсти и сдвигаем до отказа вправо или влево. Место соприкосновения проволоки с папье-маше будет искомой точкой для отверстия оси. Шилом протыкаем отверстие, вынимаем проволоку, заменяющую ось, и через полученное отверстие с внешней стороны куклы вставляем настоящую ось, которая затем должна пройти через колечки на проволоке, к которой пришита челюсть и, проделав ею второе отверстие в головке куклы, выйти наружу.
|
Обязательно нужно проверить, хорошо ли двигается челюсть, и если её где-то зажимает - подрезать ножом папье-маше. Затем вынуть ось, к П-образной скобочке в центре её привязать жилку для открывания рта и резинку или пружинку, для возвращения его в первоначальную позицию. Всё это проделывается снаружи, пока ось не закреплена, чтобы потом не пришлось монтировать это внутри головки куклы, что очень сложно, особенно если головки маленькие. Теперь пора поставить челюсть на место. А чтобы она находилась в нужном положении и не сдвигалась по оси в ту или другую сторону, необходимо поставить ограничители. Можно припаять шайбочки, использовать металлическую или полиэтиленовую трубочку, можно навить плотную спираль необходимой длины из мягкой проволоки. Окончательная сборка производится в следующем порядке: ось вставляется в подготовленное отверстие в голове, надевается шайбочка или трубочка, затем челюсть и вновь шайбочка или трубочка. Конец оси должен через второе отверстие выйти наружу головки. Концы оси, выходящие наружу с той и другой стороны, по 15-20 мм загибают и закрепляют (пришивают) тонкой мягкой проволокой к папье-маше. Сверху их заклеивают тряпочкой или зашпаклевывают опилками с клеем ПВА.
Резинку или пружинку, прикрепленную к П-образной скобочке, следует закрепить в папье-маше в таком натяжении, чтобы не требовалось особого усилия тянуть за жилку, привязанную к той же скобочке и открывающую рот, а резинка или пружинка должны легко возвращать челюсть в исходное положение. Если этого не происходит, значит, слабо натяжение резинки.
Второй вариант открывания рота аналогичен первому, разница лишь в том, что открывается не вся челюсть, а только губа, которая приводится в движение так же, как в предыдущем варианте. К верхней части нижней губы пришивается изогнутая проволока, концы которой загибаются круглогубцами в виде колечек, через которые будет проходить ось. Намечается карандашом то расстояние, на которое губа должна опускаться вниз, и эта часть вырезается. Между губой (в закрытом состоянии) и подбородком образуется отверстие, которое необходимо замаскировать. Для этого лучше всего использовать простой трикотаж (он хорошо тянется). Вырезаем кусочек трикотажа, чуть большего отверстия, которое требуется закрыть. Верхний конец приклеиваем к губе, а нижний - по всему вырезу подбородка, слегка натягивая трикотаж, чтобы не было складок. Эту операцию проделывают лишь после того, как губа закреплена на оси. Процесс закрепления может быть таким же, как в первом варианте.
В третьем варианте механика рта несколько отличается от первых двух. Иногда требуется, чтобы рот куклы открывался широко, распахивался, как крышка шкатулки.
Челюсть отрезается по линии открывания рта. Желательно, чтобы линия под подбородком (на рисунке показана пунктиром), где должна проходить ось, была прямой. В данном варианте наиболее простым способом соединения челюсти с остальной частью головы является петельный. Вместо петли можно использовать полоску кожаного ремня или просто кусочек упругой кожи, как показано на рисунке. Соединение получается мягким и эластичным. Пружинка или резинка, удерживающие челюсть в закрытом положении, крепятся непосредственно к челюсти, а с обратной стороны, примерно в том же месте, закрепляется жилка, с помощью которой рот открывается. Это простой способ, но не практичный, поскольку он не создаёт жёсткости, устойчивости, стабильного положения рта в момент закрывания. Всё это обеспечивается, если изготовить шарнирное соединение из проволоки или использовать маленькую форточную петлю. Шарнирное соединение легко выгнуть из проволоки сечением 2-2,5 мм. Берём два куска проволоки. Конец одного зажимаем в тиски и вокруг него наматываем часть второго куска проволоки так, чтобы получилась плотная спираль (длина её зависит от ширины челюсти). С той и другой стороны спирали оставляем прямые концы проволоки длиной 60-100 мм и загибаем их в одном направлении. Концы той проволоки, на которую навита спираль, тоже загибаем в одном направлении. Получается проволочный шарнир - петля (см. рисунок). Одна его часть пришивается к нижней плоскости челюсти, вторая, соответственно, к тому месту головы, от которой отрезана челюсть. Сложив вместе обе половины, намечаем место, куда необходимо пришить проволочные концы второй части шарнира.
Внутри головки (примерно, в точках А и Б - см. иллюстрацию) закрепляется резинка, которая удерживает челюсть в закрытом состоянии. Жилка крепится также в районе точки А, но с обратной стороны челюсти. Вариант простой и удобный, но тоже имеет свой недостаток. Жилка, при помощи которой рот открывается, видна зрителю, даже если основная часть её прячется в одежде куклы. Если возникает потребность спрятать её, можно использовать следующий вариант механики рта.
На ось - 1, которая пришивается на неподвижной части головы - 2, ставится валик - 3 с прикрепленной к нему челюстью - 4. Резинка - 5 крепится, как в предыдущем варианте: один конец на валике, а второй на папье-маше неподвижной части головы. Один конец жилки (тяги) закрепляется на том же валике - 3, но в противоположном направлении по отношению натяжения резинки. Второй конец подвязывается к рычагу (иначе мы его назовем «курок»), который закреплён на ручке гапита или на ползунке.
Нажимаем пальцем на курок - рот открывается, отпускаем - возвращается в исходное положение за счёт натяжения резинки. Но необходимо помнить, что сила натяжения резинки и усилие, с которым приходится давить на курок, возрастают пропорционально уменьшению радиуса валика - 3. Следовательно, чтобы меньше затрачивать усилий на открывание рта, радиус должен соответствовать тяжести челюсти - 4, прикреплённой к нему, и силе натяжения резинки - 5.
ЛЕНТОЧНЫЙ РОТ
Нередко требуется механизировать рот куклы, у которой маленькие губки, но она должна петь и раскрывать эти губки очень хорошо. В качестве варианта можно предложить "ленточный рот", который применяется для движения вниз-вверх одной губы или двух одновременно. Принцип движения во всех этих случаях аналогичен.
Сначала в папье-маше головки вырезается нижняя губа. Затем берётся тонкая чёрная ленточка из плотной ткани или тонкой кожи. Размеры ленточки определяются размером головки куклы, шириной губ на ней, а также расстоянием, на которое должен раскрываться рот. Один конец ленточки прикрепляется к губе. На станке вытачиваются из дерева в виде катушечек два направляющих ролика (см. картинку), длина которых должна соответствовать ширине ленточки. По центру в них надо просверлить отверстия, вставить из проволоки оси, выгнуть, как показано на схеме, и прикрепить к папье-маше (иногда вместо деревянных роликов используют твёрдую полиэтиленовую трубку). Ко второму концу ленточки прикрепляется проволочная скобка в виде треугольника, к которому впоследствии крепится пружинка или резинка, удерживающая губу в верхнем положении.
В этом же месте, где приклеивалась к губе ленточка, закрепляется жилка (тяга), свободный конец которой нужно пропустить через отверстие, проделанное в шейке куклы и гапита.
Поставив губу на место и пропустив прикреплённую к ней ленточку между направляющими роликами, можно присоединить пружинку (или резинку) и закрепить её в натянутом состоянии в верхней точке головы. Сила натяжения резинки или пружинки определяется практически. Аналогичным образом проделываются все операции, когда ставится один направляющий ролик (см. рисунок). Он же одновременно является блоком, по которому скользит ленточка, но уже не к верху, а вниз. Бывают случаи, когда в верхней части головки очень мало места для размещения пружинки или резинки, тогда стоит воспользоваться данным вариантом. Точка крепления пружинки может быть любой, например, в точках S (рисунок «а»)или S1, S2.
В практике механизации рта куклы бывает и такое: нет возможности внутри головы вытянуть ленту на ту длину, какую требует открывающийся рот. Тогда приходится воспользоваться системой барабана, наматывающего на себя ленту (рисунок «б»). Барабан вытачивается на станке или берётся обычная катушка из-под ниток. Так же, как и в предыдущих случаях к одному концу ленты прикрепляется вырезанная губа, а к ней жилка. Другой её конец проходит через направляющий ролик - 1 и крепится на барабане - 2 в точке S (рисунок «б»). На этом же барабане просверливается отверстие для жилки. Вставляют в отверстие жилку, закрепляют один конец узелком, наматывают на барабан 2-3 витка, а ко второму концу привязывают пружинку, которая свободным концом крепится в удобной точке затылочной части головы куклы. Если для натяжения использовать не пружинку, а резинку, можно обойтись без жилки, тогда резинку следует закрепить на барабане в том же отверстии, которое сверлили для жилки, а второй конец - в папье-маше затылочной части.
В исходном положении (рот закрыт, лента намотана на барабан) жилка размотана, пружинка (или резинка) в натянутом, но сжатом состоянии. В момент натяжения жилки губа опускается вниз, открывается рот, лента разматывается с барабана, а жилка с прикреплённой к ней пружинкой (или резинкой) наматывается на барабан.
Пружина (резинка) растягивается, барабан начинает вращаться и наматывает на себя ленту, губа возвращается в исходное положение, рот закрывается. Так, натягивая жилку (тягу) или отпуская, приводим в движение губу, рот открывается или закрывается. Комбинируя варианты, рассмотренные выше, можно механизировать верхнюю губу или даже обе - и верхнюю и нижнюю, как показано на рисунках.
Все приведённые варианты механизации рта куклы (не только ленточные, но и описанные в предыдущих разделах) могут быть использованы для любой системы кукол, исключая мимирующую и теневую.
В практике изготовления театральных кукол, особенно эстрадных, встречаются и более сложные варианты механики рта. Многие, вероятно, помнят куклу конферансье из "Необыкновенного концерта" С.В. Образцова. Рот у этой куклы очень выразительный. Трудно забыть её кривую улыбку или, точнее, ухмылку, открытый смех, какую-то особую артикуляцию. Механика рта сложная: работают обе губы, открываясь и закрываясь, и меняется их ракурс, относительно основной оси. За счёт этого и возникает богатство мимики. Данный пример ещё раз убеждает, что конструкция куклы в значительной мере определяет диапазон и своеобразие её выразительных средств.
МЕХАНИКА ГЛАЗ
Механика глаз в кукле так же разнообразна, как и механика рта. В зависимости от того, что необходимо конкретной кукле, глаза могут двигаться вправо и влево, открываться и закрываться, вращаться, можно заставить двигаться один зрачок или зрачок оставить неподвижным, а закрывать его будет веко. Конечно, всегда возникает вопрос, нужна ли кукле вся эта механика? Стоит ли начинять её всевозможной механикой, усложнять и без того тяжкий труд актера-кукольника, которому приходится думать в момент создания сценического образа о разных рычагах, тягах, поворотных шайбах и т.д. Безусловно, всем куклам этого не требуется. Но иногда удачно найденное движение глаз ярче, чем что-нибудь иное, подчеркивает характер персонажа и помогает актёру в создании цельного образа. Как помогают актрисе сыграть чувство смущения закрывающиеся глазки куклы! Можно, конечно, сыграть смущение и без таких глаз, но легкий наклон головы и медленно закрывающиеся выразительные глаза сделают это убедительнее. Вот почему и художнику и конструктору необходимо знать основные варианты механизации глаз. В дальнейшем, отталкиваясь от полученных знаний, легче придумывать новые способы необходимые той кукле, тому персонажу, который будет создаваться.
Нет необходимости рассматривать все варианты механики глаз. Остановимся на нескольких основных.
1. Глаза закрываются и открываются.
а) самый простой вариант, когда оба глаза расположены в одной плоскости и на одной оси;
б) глаза расположены в разных плоскостях и монтируются на разных осях под углом друг к другу.
2. Глаза двигаются вправо и влево.
3. Глаза вращаются.
4. Закрывается верхнее веко.
ГЛАЗА ЗАКРЫВАЮТСЯ И ОТКРЫВАЮТСЯ
В первую очередь рассмотрим один из вариантов механики закрывающихся и открывающихся глаз, когда оба глаза в одной плоскости и монтируются на одной оси. Требования к папье-маше головок кукол всегда одно и то же: быть лёгким, плотным и прочным. Сначала вырезаются ножом нарисованные на головке глазницы, затем затылочная часть, чтобы можно было свободно работать внутри головки. Штангенциркулем замеряется размер глаза. Глаза кукол могут быть круглыми, овальными, вытянутыми в высоту или в ширину, выпуклыми и т.д. Если глаза выпуклые, они должны по диаметру соответствовать глазницам. Чем меньше выпуклость глаза, тем больше диаметр шарика. Глаза вытачивают на токарном станке из дерева или плотного пенопласта. Глаза из пенопласта монтировать проще. Предварительно заготавливается круглая палочка, которая будет служить стержнем для глаз. В пенопластовых заготовках, из которых должны вытачиваться глаза, просверливаются отверстия меньшего диаметра, чем только что выточенный стержень (если стержень 15 мм, то диаметр отверстия должен быть 12-13 мм). Пенопластовые заготовки должны сидеть на стержне очень плотно, иначе из них трудно выточить нужную форму глаза. Сложно определить точное расстояние между глазами. Вот тут-то и проявляется удобство пенопластовых глаз, которые благодаря деревянному стержню можно сдвинуть в ту или иную сторону, если расстояние вначале определено неверно. Лишний конец стержня рекомендуем отпилить. В том случае, когда глазки вытачиваются полностью из дерева, ошибки в определении расстояния между ними быть не должно, ибо они не встанут в глазницы, и придется гантельку (глазки, выточенные вместе, напоминают форму гантели) распиливать и раздвигать на оси или сдвигать, а то и вытачивать новые глазки. Поэтому при вытачивании глазок целиком из дерева надежней всего пользоваться шаблоном. Его легко изготовить из пластилина: взять палочку и на ней вылепить глазки необходимого размера и формы, и уже по этому пластилиновому шаблону выточить деревянный. Когда глазки выточены, необходимо просверлить для оси отверстие сверлом, диаметр которого должен быть чуть-чуть больше диаметра проволоки, используемой для оси. Глаза на оси должны свободно вращаться, но не болтаться. Чтобы отверстие было точно по центру, сверлить лучше с двух сторон, навстречу друг другу. Бывает, что длины сверла не хватает для сквозного отверстия, тогда можно воспользоваться проволокой, из которой делается ось: расплющить слегка один конец, заточить его и использовать как импровизированное сверло любой длины, но предварительно необходимо с той и с другой стороны просверлить, насколько возможно, настоящим сверлом. Для жилки и для резинки требуются еще два отверстия (просверлить их надо тонким сверлом 1-1,5 мм, как показано на рисунках).
После этого глаза вставляются в глазницы и намечаются отверстия для оси, если она будет выходить наружу. Если ось крепится (пришивается) изнутри, концы её выгибаются по форме головки и пришиваются мягкой проволокой, как мы это уже делали при механизации рта. Глаза в глазницах должны свободно вращаться, однако зазор между глазами и папье-маше должен быть минимальным. В том случае, когда ось неудобно крепить изнутри и возникает необходимость вывести её наружу, проделывают отверстия в папье-маше. Один конец проволоки, которая служит осью, надо загнуть 15-20 мм, второй вставить в отверстие папье-маше, пропустить через отверстия в глазах, лежащих в глазницах, и проткнуть отверстие в папье-маше с другой стороны. Кончик проволоки 15-20 мм, вышедший наружу, тоже нужно загнуть и пришить тонкой проволочкой, после чего замаскировать опилками, замешанными на клее, и заклеить тряпочкой или бумагой. После высыхания это место придется зашкурить. Чтобы глазки не «ёрзали» по оси, достаточно поставить с обеих сторон между глазами и папье-маше ограничители из полиэтиленовой трубки как это делается при механизации рта.
На одну ось можно смонтировать и разъединённые глаза, тогда появляется возможность закрывать то один глаз, то другой или оба вместе, но в этом случае они монтируются несколько по-иному.
Глаза нужной формы вытачиваются по отдельности. Так же просверливается отверстие для оси в каждом шарике. Надев их на проволочную ось и вставив в глазницы, замеряют расстояние между глазами по линии оси и заготавливают нужной длины полиэтиленовую трубочку или проволочную спираль. Трубочка ставится между глазами, чтобы они чётко находились в глазницах и не сдвигались к центру. При необходимости такие же трубочки могут быть и на концах оси, как во втором варианте. В оба шарика ввинчиваются маленькие шурупы или вколачиваются маленькие гвоздики - ограничители, кроме того, необходимо вколотить сделанные из проволоки штыри, как показано на схеме.
На концах штырей должны быть колечки, к которым удобно закреплять жилку (тягу) и резинку или пружинку. Резинка или пружинка закрепляется в слегка натянутом состоянии, она удерживает глаз в открытом положении. Если потянуть за жилку, конец которой крепится на том же колечке штыря, что и резинка, глаз закроется. Но тянуть приходится кверху, а все рычаги управления, как правило, располагаются на гапите или штоке в нижней части - на ручке. Поэтому, чтобы изменить направление тяги, жилку необходимо пропустить через блок. Блок можно выгнуть из проволоки, надев на неё полиэтиленовую трубочку, чтобы жилка лучше скользила и не перетиралась. В качестве блока можно использовать деревянный брусочек из твёрдого дерева. В брусочке просверлить отверстия (через которые должна проходить жилка), после чего его приклеивают к папье-маше в необходимом месте. Все направления движения тяг показаны на схеме.
Если глаза должны закрываться вместе, тяги соединяются в одну, если по отдельности, каждая тяга закрепляется на своем рычаге управления.
Мы рассмотрели три примера, когда оба глаза находятся на одной оси, но бывают случаи, и очень часто, когда глазницы расположены под углом друг к другу. В этом случае требуются разные оси. Всё проделывается как и в предыдущих вариантах, с той лишь разницей, что каждый глаз монтируется отдельно на своей оси. Глаз вытачивается с небольшой шейкой (10-12 мм в диаметре), на краю которой имеется бортик-ограничитель, чтобы жилка не соскакивала.
В шейке глаза чуть выше оси просверливается отверстие, где жилки и резинки закрепляются навстречу друг другу. Жилку наматывают (пол-оборота или даже целый оборот) вокруг шейки глаза и направляют её вниз. При натяжении жилки глаз должен закрываться. Действие резинки направлено в противоположном направлении. Сила её натяжения определяется практически.