Региональная политика: главные направления, принципы, основные цели в экономической сфере




Проведение эффективной региональной политики требует глубокого анализа и диагностики социально-экономического развития регионов. В условиях усиливающейся глобализации в экономических отношениях цель социально-экономической системы – придать своей среде и её отдельным составляющим (регионам) характер социально-технологической однородности и уравновешенности, что практически является защитной реакцией общества и содержит в себе функции жизнеобеспечения, устойчивости и безопасности.

Региональная политика государства должна быть направлена на эффективное управление экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, обеспечивая взаимоотношения между государством и районами, а также районов между собой; сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов РФ, а именно на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики региона.

Ведущие направления региональной политики:

a) формирование и развитие местного самоуправления;

b) результативное применение ресурсов, природно-климатических условий региона;

c) ускоренное усовершенствование (развитие) стратегически значимых субъектов РФ;

d) комплексная защита состояния окружающей среды;

e) формирование условий для стабилизации, корректировки или улучшения социально-экономического развития регионов;

f) образование и введение единых минимальных социальных стандартов и одинаковой для всех общественной защиты, гарантирование прав граждан в независимости от экономического потенциала субъектов РФ;

g) построение социальных, правовых, экономических, организационных основ федерализма — единого хозяйственного пространства.

Федеральная региональная политика направлена на достижение общих национальных целей развития страны: в период экономического кризиса преобладают экономические цели, в периоды экономического роста — социальные.

Региональное правительство главной целью своего развития ставит в первую очередь рациональное использование природных, трудовых и капитальных ресурсов региона, обеспечение рационального подхода к развитию регионального хозяйственного комплекса.

Целями в экономической сфере при этом являются результативное применение разнородности экономического потенциала субъектов РФ, объективных положительных сторон от территориального разграничения труда и межрегиональной кооперации.

Экономическая политика регионов должна способствовать экономическому развитию, укреплять государственное устройство, выравнивать социально-экономические условия, обеспечивать однородность страны и более эффективно использовать потенциал регионов.

Главная цель региональной политики состоит в создании условий для формирования обоснованных внутренних территориальных пропорций на основе специализации и сравнительных преимуществ территорий.

Выбор и обоснование целей служит основой определения потенциальных направлений роста региона, выявления отраслей, которые обеспечивают рост экономики региона и оказывают воздействие на развитие сопряженных секторов регионального хозяйства.

Принципы региональной политики показаны на рисунке 4.

 

 

Рис. 4. Принципы политики субъектов РФ

Эти принципы являются основой, на которой базируются системы региональной экономической политики.

Реализация региональной экономической политики является ключевым критерием, обуславливающим принятие и эффективную реализацию управленческих решений, направленных на развитие национальной экономики в период наметившихся структурных трансформаций.

В Нижегородской области региональной политикой занимается Министерство внутренней региональной и муниципальной политики. При этом деятельность органа связана и с местным самоуправлением, и с взаимодействием с некоммерческими, политическими организациями, религиозными и национальными объединениями, и с социологическими исследованиями, и с проектом по поддержке местных инициатив граждан.

За социально-экономическое развитие региона отвечает Министерство экономического развития и инвестиций. Оно занимается стратегическим и программным планированием, прогнозированием социально-экономического прогресса, территориальным развитием, проектным управлением, инвестиционной деятельностью (в том числе внедрением инвестиционного стандарта и целевых моделей), формированием и совершенствованием конкуренции, анализом инфляционных процессов, регулированием контрактной системы, утверждением стандартов закупочной деятельности, ведёт реестр квалифицированных подрядных организаций.

В 2018 году в рамках региональной политики для реализации национальных проектов было привлечено более 32 миллиардов рублей (32,2 млрд руб.) для 2019 года. Из них более 22 миллиардов (22,4 млрд руб.) — это средства федерального бюджета, то есть почти 70 процентов (69,5%). Общая сумма на 2019-й — 2021 годы — более 88 миллиардов (88,1 млрд руб.).

К 2020 году должно появиться 4125 новых мест в общеобразовательных организациях. К 2024 году будет обеспечен ввод около 2 миллионов квадратных метров жилья (1,9 млн. кв. м), организовано не менее 13 центров амбулаторной онкологической помощи, переоснащены или дооснащены медицинским оборудованием 17 региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений, ликвидированы 3 объекта накопленного экологического вреда.

В 1 квартале 2019-го года Нижегородская область приняла участие в федеральных проектах национального проекта «Наука». В 2018-м началась активная работа по включению региона в первую пятёрку по развёртыванию научно-образовательных центров. В апреле 2019 года было подписано постановление Правительства Российской Федерации (от 30 апреля №537), согласно которому Нижегородская область определена как регион, в котором создаётся научно-образовательный центр мирового уровня.

В 2018 году валовой региональный продукт Нижегородской области составил порядка 1,4 триллиона рублей. По величине ВРП Нижегородская область входит в число 15 крупнейших экономик России. Объём инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий за 2018 год составил 259 миллиардов рублей, увеличившись в сравнении с 2017 годом на 2,8%. По этому показателю регион занимает 4 место в Приволжском федеральном округе и 20-е в России.

Проведена серьёзная работа по комплексной программе развития моногородов. В 2018 году в рамках её реализации создано более 3 тысяч (3,2 тыс.) новых рабочих мест, в том числе более 60% высокопроизводительных. В экономику моногородов привлечено около 28 миллиардов рублей инвестиций (27,8 млрд руб.).

Положительным результатом стали мероприятия по подготовке и продвижению заявок на создание в ряде моногородов области территорий опережающего социально-экономического развития. Созданы ТОСЭР в Володарске и Решетихе. Планируется, что в эти ТОСЭР будет привлечено порядка 30 инвесторов, которые вложат в создание новых производств около 2 миллиардов рублей. В результате будет создано около 950 новых рабочих мест и более 2 миллиардов рублей дополнительных налоговых доходов поступит в бюджеты всех уровней.

В 2018 году по всем программам на газификацию было направлено свыше 1 миллиарда 100 миллионов рублей (из них — 731 млн руб. — средства ПАО «Газпром» и 384 млн руб. — региональные средства). Общая протяжённость новых газопроводов составила 124 километра.

Общий объём отгруженной продукции по промышленности в целом за 2018 год составил 1 триллион 518 миллиардов рублей, что на 11% больше, чем в 2017 году. Внешнеторговый оборот Нижегородской области вырос на 28,3% относительно 2017-го и составил 8,7 миллиардов долларов США. Экспорт увеличился в 1,4 раза и составил 5,5 миллиарда долларов, импорт — на 12,6%, и составил 3,2 миллиарда долларов США. В совокупном объёме несырьевой неэнергетический экспорт занимает 73,5%. За 2018 год (по сравнению с 2017-м) данный экспорт увеличился на 34,8%. Его общий объём в цифровом измерении составляет 4 миллиарда долларов. По данному показателю Нижегородская область на 1 месте в Приволжском федеральном округе и 11 месте среди регионов Российской Федерации. Цель, поставленная к 2024 году, выйти на 6 миллиардов долларов. Задача Правительства региона — простимулировать увеличение экспорта через совместную работу с Российским экспортным центром, Правительством России, Региональным центром развития экспорта и предприятиями области.

Российским экспортным центром в 2018 году предоставлена финансовая поддержка 11 компаниям Нижегородской области на общую сумму 9 миллиардов рублей. По итогам работы в 2018 году при содействии Регионального центра развития экспорта 21 нижегородское предприятие заключило 38 контрактов на общую сумму 202 миллиона рублей (3,4 млн. долларов США).

Рост производительности труда в прошлом году, по оценке экспертов, составил 102,5% относительно 2017 года (в 2017 году рост выработки — 101,1%). В конце 2017 года Нижегородская область вошла в число 7 пилотных регионов по реализации программы повышения производительности труда и поддержки занятости. Создан Региональный центр компетенций по повышению выработки, главной задачей которого является поддержка предприятий, планирующих внедрение бережливых технологий в производство.

По итогам 2018 года число высокопроизводительных рабочих мест составило более полумиллиона (507,9 тыс. человек, 111,7% к уровню 2017 года). В том числе более 420 тысяч (421,3 тыс. чел.) — в отраслях реального сектора экономики. В целом по приросту высокопроизводительных рабочих мест (53,2 тыс. ед.) Нижегородская область на 4 месте в Приволжском федеральном округе и на 10 месте в России.

В Программе по повышению производительности труда в промышленности по итогам 2018 года участвовало 18 предприятий. Планируется, что в 2019 году примут участие ещё не менее 40 организаций обрабатывающих отраслей промышленности, а к 2024 году — не менее 200.

Регионом инициирован проект создания Национального института производительности, который позволит готовить не только руководителей, но и профессиональные коллективы предприятий, а также тренеров и преподавателей для Региональных центров компетенций.

С 1 января 2019 года вступил в силу региональный Закон «О мерах по развитию кадрового потенциала сельскохозяйственного производства Нижегородской области», который был разработан Правительством области совместно с Законодательным Собранием. Главным «магнитом» для привлечения кадров на село по-прежнему остаётся жильё. В 2018 году в сельскохозяйственных районах области введено в эксплуатацию 2500 квадратных метров жилых помещений. В наступившем планируется ввести ещё 3500.

Благодаря отлаженному механизму взаимодействия Правительства, Законодательного Собрания и аграриев обновляется парк техники, модернизируются сельскохозяйственные объекты, создаются современные территориальные кластеры, развивается сельская инфраструктура.

На поддержку АПК перечислено более 3,5 миллиардов рублей (3 558,6 млн руб.). Большая их часть — свыше 2 миллиардов (2 306,0 млн руб.) — из областного бюджета и более 1 миллиарда (1 252,6 млн руб.) — из федерального. Это на 2,6% выше уровня 2017 года. Поддержка отрасли животноводства по отношению к 2017 году выросла на 123,1% (1 345,8 млн руб.), растениеводства — на 132,8% (1 040,5 млн руб.)

По различным программам, направленным на стимулирование обновления материально-технической базы, в 2018 году сельхозпредприятиями приобретено более 350 единиц сельскохозяйственной техники, в том числе 46 комбайнов и 80 тракторов.

На сегодняшний день регион полностью обеспечивает себя зерном и картофелем. Выручка сельскохозяйственных организаций от реализации продукции, товаров, работ и услуг составила более 37 миллиардов рублей (37,6 млрд руб.), что на 10,6% больше уровня 2017 года. Получена прибыль в объёме свыше 3 миллиардов (3,2 млрд руб.), что на 13,8% больше 2017 года.

В 2018 году введено в эксплуатацию 16 животноводческих комплексов общей мощностью 4,7 тысячи голов крупного рогатого скота, и до 2021 года будет введено ещё 20 на 9,6 тысячи голов. В этом году выходит на проектную мощность второй свинокомплекс в Большемурашкинском районе (объёмом производства 180 тысяч откормленных свиней в год).

С 2018 года в регионе реализуется проект по выращиванию и переработке технической пеньки. В 3 квартале 2019 года начинается строительство пенькоперерабатывающего завода с мощностью переработки 6 тысяч тонн пеньки в год (окончание строительства 1 квартал 2020 года).

В 2018 году на реализацию грантовой поддержки и развития малых форм хозяйствования из федерального и областного бюджетов выделено более 112 миллионов рублей (112,3 млн руб.). Благодаря этому получили возможность реализовать свои проекты 16 начинающих фермеров. С третьего квартала 2019 года начнётся реализация нового вида поддержки малых форм хозяйствования в рамках Федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

В 2018 году в Нижегородской области разработан проект «Экспорт продукции АПК», который предусматривает увеличение экспорта сельхозпродукции в 2,2 раза — с 226 миллионов долларов в 2017 году до 492 миллионов к 2024 году.

По состоянию на конец декабря 2018 года уровень официально зарегистрированной безработицы в Нижегородской области составил 0,4%. Нижегородская область на протяжении 8 лет входит в десятку регионов с низким уровнем безработицы и в рейтинге субъектов занимает 1 место в ПФО и 3 место среди регионов России. При этом уровень занятости по области (68,5%) сохраняется выше, чем в среднем по России (65,6%). На создание благоприятных условий для её обеспечения и социальную поддержку безработных граждан в 2018 году было направлено более 723 миллионов рублей. За 2018 год в областной банк заявлено 173 с половиной тысячи вакансий (за 2017 год — 172,2 тыс.), организованы и проведены 243 ярмарки вакансий и учебных рабочих мест.

Средняя заработная плата (по полному кругу предприятий) в 2018 году составила почти 33 тысячи рублей (32,9 тыс. руб.). Это 5 место в Приволжском федеральном округе и 44 место в России. Темп роста реальной заработной платы составил 103,4%. По уровню зарплаты педагогических работников общего и дошкольного образования, а также тех, кто оказывает педагогические услуги детям-сиротам, область занимает 2 место в ПФО. По уровню зарплаты врачей, социальных работников и преподавателей высшего профессионального образования — 4 место.

В жилищном строительстве сохраняется положительная динамика — за 2018 год введено в эксплуатацию более 1 миллиона 300 тысяч квадратных метров жилья (1351,1 тыс. кв. м). Это на 3,3% выше уровня 2017 года. По объёму ввода жилья область находится на 4 месте в Приволжском федеральном округе и на 14 месте в России.

По итогам 2018 года жителям Нижегородской области было выдано более 32 тысяч (32 546) ипотечных жилищных кредитов, что на 22,3% больше показателей 2017 года. Если в деньгах, то это почти 58 миллиардов рублей (57 790 млн руб.) — на 29,5% выше, чем в 2017 году (40 716 млн руб.).

В рамках реализации государственной программы в 2018 году 756 семей улучшили свои жилищные условия и почти 6 тысяч (5 995) семей получили меры социальной поддержки.

 

Расселения из аварийного жилищного фонда ожидают жители 894 многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции с 2012 года по 1 января 2017-го. Планируется, что к 2025 году более 14 тысяч нижегородцев переедут в благоустроенное, комфортное жильё.

На строительство, реконструкцию и проектирование автодорог и инженерных сооружений в 2018 году было направлено 2,5 миллиарда рублей, из них 1,3 миллиарда — средства федерального бюджета. В результате введены в эксплуатацию почти 16 километров новых автодорог.

На цели по ремонту дорог было выделено почти 9 миллиардов (8,9 млрд руб.). В 2018 году удалось отремонтировать более 650 километров (654,5 км). В планах 2019 года — ещё более 700 километров.

Планируется строительство новых дорог - в районе населённых пунктов Неклюдово и Золотово. Государственный контракт заключён. Стоимость объекта — более 3,5 миллиардов рублей (3,56 млрд руб.). Положительное решение принято и о продолжении строительства обхода Балахны. Общий объём федеральных средств составит более 15 миллиардов рублей.

Нижегородская область стала одним из немногих субъектов, которые приняли участие в финансировании обновления железнодорожного подвижного состава. В результате было приобретено 5 электропоездов.

На дорогах появилось более 100 (101) автобусов, приспособленных для перевозки инвалидов-колясочников. Тема доступности транспорта особенно актуальна для маломобильных людей. Общий объём средств, направленных на эти цели в прошлом году из федерального и областного бюджетов, составил 197 и 610 миллионов рублей соответственно.

Всего в 2018 году на городские и областные маршруты вышли 149 новых автобусов. Акцент был сделан в сторону работающих на газомоторном топливе (119 машин).

В прошлом году частичный капитальный ремонт был сделан в 97 образовательных организациях 40 муниципалитетов региона.

В 2018 году введены в эксплуатацию две школы — на 150 мест во Фролищах Володарского района и пристрой к Тонкинской школе на 400 мест. В данный момент продолжается строительство ещё 6 объектов. Они будут введены в эксплуатацию в 2019—2020 годах. Два из них — в областном центре (в микрорайоне «Цветы» и в районе Нижегородской сельхозакадемии), 1 — в Богородске и учебный корпус Выездновской средней школы в рабочем посёлке Выездное Арзамасского района. Завершается строительство в посёлке Гидроторф Балахнинского района и в Суроватихе Дальнеконстантиновского. 1 сентября школы примут первых учеников. Планируется строительство образовательного центра в Верхних Печёрах на 1500 учеников. До конца 2019-го планируется ввести в эксплуатацию 20 детских садов на 2120 дополнительных мест для малышей до 3-х лет. Это 12 объектов в Нижнем Новгороде (1440 мест), 2 — в Выксе (150 мест), по одному — в Богородском районе (100 мест), Краснобаковском (80 мест), Дальнеконстантиновском (60 мест), Сергачском (50 мест). Также по 1 объекту будут введены в городах Бор (160 мест) и Первомайск (80 мест).

Первый «Кванториум» (технопарк) был открыт в ноябре 2018 года на базе Парка науки университета имени Лобачевского. На его создание было выделено почти 110 миллионов рублей (109 492,9 тыс. руб.). Из них более 60 миллионов (61 768,9 тыс. руб.) — федеральные средства, ещё около 50 (47 724,0 тыс. руб.) — областные. В 2019 году откроются ещё два, а к 2024 году планируется работа 13 «Кванториумов».

Меры, направленные на стимулирование многодетности, привели к увеличению семей с тремя и более детьми. В 2018 году доля третьих и последующих детей составила 18,3% от общего числа родившихся (в 2017-м было 17%). На протяжении четырёх последних лет количество вторых детей в семьях превышает количество первенцев.

В 2018 году ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребёнка или последующих детей до достижении 3 лет малышами составляла 8800 рублей. Количество получателей — почти 10 тысяч человек (9,7). На эти цели в областном бюджете было предусмотрено более 800 миллионов рублей (809,8 млн руб.) В 2019 году размер выплаты составил 9000 рублей.

Значительный объём соцподдержки приходится как раз на семьи с детьми (в 2018 году — 35% от общего объёма финансирования). В 2018 году на поддержку данной категории было направлено почти 7 миллиардов рублей (6,7 млрд руб.) — на 8,7% больше, чем в 2017 году. В целом же объём социальных выплат в 2018 году составил порядка 19 миллиардов — на 5,4% больше 2017 года.

Доход менее величины прожиточного минимума на одного человека в регионе имеют более 320 тысяч нижегородцев (321,9 тыс. человек), что составляет почти 10% населения Нижегородской области. К 2024 году планируется снизить долю граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, до 5%. В 2020 году этот показатель не должен превышать 8,6%.

Бригады специалистов двух Поездов здоровья (Северного и Южного), состоящие из врачей более 15 специальностей, за 3 месяца (с 15 июня по 15 сентября 2018 г.) посетили 131 населённый пункт в 48 районах области. Было обследовано 28 тысяч пациентов, проведено 50 тысяч консультаций, 27 с половиной тысяч исследований. Было выявлено более 7 тысяч заболеваний, в том числе 286 случаев подозрений на злокачественные новообразования. Многие люди были отправлены на дообследование в больницы.

Готовится региональная программа капитального ремонта медицинских организаций области. Это трудоёмкая работа с учётом того, что для медицинских целей используются около 3000 зданий, построенных с конца 19 века до 90-го года 20-го века. В 2018 году на капитальный ремонт медицинских организаций было направлено 159 миллионов рублей, то в этом году запланировано выделить 717 миллионов.

В 2018 году в пяти населённых пунктах построено 5 новых модульных ФАПов (в Сеченовском, Арзамасском, Шарангском, Воротынском и Воскресенском районах). Сумма вложенных средств составила более 48 миллионов (48,3 млн руб.)

В июне 2018 года был запущен в эксплуатацию новый корпус нижегородской детской городской клинической больницы №1. Учреждение стало первым детским стационаром, работающим по принципу «бережливого производства». Для улучшения его материально-технической базы в прошлом году было закуплено за счёт всех источников финансирования 43 единицы оборудования (на общую сумму 29 111,6 тыс. рублей). Частично капитально отремонтированы подразделения нескольких детских городских больниц — №1, №42 Московского района, №17 Сормовского, и детских поликлиник — №39 и 48 Советского района.

 

Ещё один проект, который довольно успешно развивается, — «Бережливая поликлиника». В течение года проект реализуется в 54 медицинских организациях Нижегородской области. По её принципам в 2018 году созданы комфортные условия в 9 детских поликлиниках и детских поликлинических отделениях, закуплено 123 единицы современного медицинского оборудования. На эти цели направлено более 180 миллионов рублей (187,2 млн руб.). В 2019 году общее количество медицинских организаций, участвующих в проекте «Бережливая поликлиника», составит 158, из них детских — 73, взрослых 85. К 2021 году все детские поликлиники должны быть приведены к стандарту «бережливой».

В 2018 году продолжалась реализация мероприятий, направленных на снижение младенческой и детской смертности. В области развивается пренатальная (дородовая) диагностика и раннее обследование новорождённых. Развиваются детское здравоохранение, паллиативная помощь, высокотехнологичная медицина, в регионе успешно проводятся не просто самые сложные, а уникальные операции. По предварительным данным за 2018 год снизилась, пусть и незначительно (на 0,2%) смертность от болезней системы кровообращения. Для развития этого направления в области будет реализовываться региональный проект по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Общая сумма средств на 2019−2021 годы — более 800 миллионов рублей (816,7 млн руб.)

Ещё одно важное направление — это борьба с онкологическими заболеваниями. В области сейчас создана целая система оказания онкологической помощи. Смертность от новообразований в 2018 году уменьшилась по сравнению с 2017-м на 5,2%. Основные мероприятия по дальнейшему развитию направления отражены в проекте «Борьба с онкологическими заболеваниями». Общая сумма областных и федеральных средств на проект составит более 3 миллиардов рублей (3,2 млрд руб.). Они пойдут на закупку 435 единиц оборудования для 3-х организаций. Главным мероприятием проекта является создание в Нижегородской области онкологического кластера. Он подразумевает строительство взрослого областного онкологического центра на 420 коек и центра детской онкологии и онкогематологии на 80 коек. Планируемый объём финансирования строительства составит около 10 миллиардов рублей. В настоящее время проведены конкурсные процедуры по выбору подрядчика на разработку проектно-сметной документации, предоставлен земельный участок под строительство площадью почти 9 гектаров (8,7 га).

В прошлом году в регионе начала работу санитарная авиация. Было совершено 75 вылетов. На данный момент уже два вертолёта в случае экстренной необходимости готовы доставлять пациентов дальних районов в медицинские учреждения. На обеспечение работы службы предусмотрено 106 миллионов рублей из федерального бюджета.

Всего на реализацию нацпроекта «Экология» на 2019—2021 годы предусмотрено более 13 миллиардов рублей. В 2019 году регион перешёл на новую систему обращения с отходами. В области работают 9 региональных операторов, с каждым из которых заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО.

К настоящему времени в области построено 5 современных комплексов обработки и размещения твёрдых коммунальных отходов. В 2018 году построен и введён в эксплуатацию современный автоматический мусоросортировочный комплекс на территории действующего полигона «МАГ-1».

Был установлен предельный уровень цены на услугу по обращению с ТКО, для наиболее нуждающихся категорий граждан предусмотрена дополнительная мера социальной поддержки в виде понижающего коэффициента в размере 0,5 к цене на эту коммунальную услугу. В целом же в Нижегородской области 23 федеральных и региональных льготных категорий граждан, которые в той или иной степени получают поддержку при её оплате. В рамках федерального проекта «Формирование комплексной системы обращения с ТКО» запланировано создание и введение в эксплуатацию ещё 3 мусоросортировочных комплексов твёрдых коммунальных отходов в Арзамасском, Уренском районах и городском округе Навашинский.

В рамках федерального проекта «Чистая страна» в регионе запланированы мероприятия по ликвидации 7 крупнейших несанкционированных свалок в границах городов (на общей площади 102,1 га). Продолжается работа по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба — «Чёрной дыры», «Белого моря» и полигона «Игумново». Общая стоимость из средств областного и местного бюджетов — 7 миллиардов рублей.

Другим важным проектом является федеральный проект «Оздоровление Волги». В ноябре 2018 года состоялось заседание научно-технического совета при Минобрнауки России с участием представителей Минэкологии Нижегородской области, на котором речь шла об изучении источников диффузного загрязнения водных объектов бассейна Волги. Тогда же был рассмотрен проект плана соответствующих мероприятий. В соответствии с ним Институтом водных проблем Российской академии наук в 2019 году в районе Бурнаковской низины в Нижнем Новгороде начаты работы, направленные на инвентаризацию источников загрязнения и охрану водных объектов от диффузных загрязнений. Также в рамках проекта «Оздоровление Волги» на территории всех муниципалитетов области планируется строительство, модернизация и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства. Уже проведена масштабная работа по оценке систем очистки сточных вод. Разработана региональная программа по строительству и модернизации очистных сооружений, поскольку большая часть этих сооружений — около 85% - построена в 60-х — 70-х годах прошлого века. Всего на реализацию мероприятий проекта в 2019—2024 годах из всех уровней бюджетов запланировано более 18,5 миллиардов рублей (18791,27).

В прошлом году в различных секциях региона занимались более 38% (38,2%) жителей. По сравнению с 2017-м, — это больше на 2,6%. Нижегородцы завоевали более 330 (336) медалей на соревнованиях самого высокого уровня. Были открыты 2 физкультурно-оздоровительных комплекса — в Воскресенском и Тоншаевском районах (общая стоимость строительства — более 930 миллионов рублей), в этом году уже начали строить ФОК в Дальнеконстантиновском.

На селе, особенно в отдалённых районах области, дворцы культуры становятся настоящими центрами не только культуры и досуга, но и просто общения. Поэтому для жителей Бутурлинского, Дальнеконстантиновского, Краснобаковского, Кстовского, Сеченовского и Шарангского районов крайне важно, что в прошлом году по региональной адресной инвестиционной программе там построили 6 модульных домов культуры (84,8 млн руб.).

На средства областного бюджета в 2018 году (51,6 млн руб.) капитально отремонтированы 11 государственных учреждений культуры, отреставрированы фасады более 70 объектов культурного наследия на общую сумму около 250 миллионов рублей. В том числе Театр драмы, литературный музей, музей-квартиру имени Горького, Домик Каширина.

В 2018 году в регионе проведено свыше 230 тысяч мероприятий. В регионе набирают популярность разнообразные культурные акции — такие как Литературная ночь, Искусство объединяет, Ночь музеев. В прошлом году последняя собрала 80 тысяч посетителей, а в этом — в два раза больше — 161 тысячу.

В общей сложности в 2018 году туристско-экскурсионный поток в Нижегородской области составил 2 миллиона 700 человек (в том числе — 1,3 млн. туристов. Во время чемпионата мира по футболу поток составил 355 тыс. чел.). Сейчас ведётся активная работа по созданию паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров». Общая сумма финансирования составляет свыше 14,3 миллиардов рублей. В распоряжение по перечню мероприятий кластера «Арзамас-Дивеево-Саров» включены 54 объекта.

Дополнительно в 2018 году Ростуризмом поддержано финансирование на 2019 год на иные объекты обеспечивающей инфраструктуры кластера в селе Дивеево (водозабор, очистные сооружения и дорога) на общую сумму 222 миллиона рублей. Значимость этого проекта не только в воссоздании исторического облика Саровской и Дивеевской обителей, но и в развитии всей прилегающей к ним территории, улучшении условий для жителей, паломников, туристов.

Ещё одно важное направление работы — формирование и развитие комфортной городской среды на территории региона. Во всероссийском конкурсе проектов для малых городов и исторических поселений Семёнов, Арзамас, Саров и Выкса стали победителями и получили гранты на реализацию мероприятий. Нижегородская область стала второй в России по размеру призового фонда (325 млн руб.).

В 2018 году в программе поддержки местных инициатив приняли участие все районы и городские округа. Было реализовано 468 инициатив на общую сумму 608 миллионов рублей. Также 52 муниципальным образованиям была предоставлена субсидия на поддержку муниципальных программ. По итогам их реализации проведено благоустройство 855 дворовых территорий (по количеству домов), 69 общественных пространств и 6 парков. К благоустройству планируется 348 дворовых территорий и 100 общественных пространств.

С учётом федеральных трансфертов по итогам 2018 года консолидированный бюджет области исполнен по доходам в сумме 195,4 миллиарда рублей, что на 11,6% превышает уровень 2017 года. Доходы областного бюджета получены в сумме 161,4 миллиард рублей, это на 18,1 миллиарда выше, чем в 2017-м. Расходы консолидированного бюджета исполнены в сумме 186,2 миллиарда, что на 4,1% больше уровня 2017 года (в том числе расходы по отраслям социальной сферы — 124,5 млрд. рублей или 67% всех произведённых расходов консолидированного бюджета). Профицит консолидированного бюджета составил 9,2 миллиарда. Он сложился в связи с перевыполнением плана по основным доходным источникам, экономией по расходам, а также с поступлением в конце года дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета.

Следовательно, региональная политика в Нижегородской области была направлена в 2018 году на улучшение социально-экономического положения субъекта РФ в разнообразных направлениях программы национального развития. В 2019-2024 годах будет продолжено повышение качества жизни населения региона.

 

 

Список литературы

1. Коришева О. В. Экономическая безопасность: Учебное пособие. - М.: РУТ (МИИТ), 2018. – 80 с.

2. Крутиков В. К., Дорожкина Т. В., Костина О. И., Якунина М. В. Экономическая безопасность. Учебно-методическое пособие/Крутиков В. К., ─ Калуга: ИП Стрельцов И. А. (Изд-во «Эйдос»), – 2017. ─ 196 с.

3. Кунцман М. В. Экономическая безопасность: учебное пособие / М. В. Кунцман. – М.: МАДИ, 2016. – 152 с.

4. Мельников А. Б. Экономическая безопасность: учеб. пособие / А. Б. Мельников, Г. В. Маханько. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 171 с.

5. Меньшикова Е. А. Экономическая безопасность: учеб. пособие / Е. А. Меньшикова. - Хабаровск: Изд~во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. - 327 с.

6. Овчаренко В. П., Богатырёва О. Н., Глушаков А. Ю. Экономическая безопасность предприятия: учеб. пособие. / ВШТЭ СПбГУПТД. - СПб., 2017. - 51 с.

7. Павленков М. Н. Экономическая безопасность: учебное пособие / М. Н. Павленков; Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. - Нижний Новгород: НИУ, 2016. - 175 с.

8. Астремский А. Д. Анализ приоритетов государственной политики регионального развития. Вестник Екатерининского института. 2019. № 2 (46). С. 4-7.

9. Баринов М. А. Диагностика региональной экономической политики. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 2-2. С. 238-243.

10. Сайт Министерства внутренней региональной и муниципальной политики: https://mvp.government-nnov.ru

11. Сайт Министерства экономического развития и инвестиций: https://minec.government-nnov.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: