Этапы функционирования организации




Создание

СЭВ создан в 1949 году, но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой ЕЭС (Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза). Его целью было экономическое и научно-техническое сотрудничество социалистических стран. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц.

 

члены СЭВ

СССР (Союз Советских Социалистических Республик)

ПНР (Польская Народная Республика)

ЧССР (Чехословацкая Социалистическая Республика)

ВНР (Венгерская Народная Республика)

СРР (Социалистическая Республика Румыния)

НРБ (Народная Республика Болгария)

ГДР (Германская Демократическая Республика), 1950—1990

МНР (Монгольская Народная Республика), с 1962

НРА (Народная Республика Албания), 1949—1961

Республика Куба, с 1972

СРВ (Социалистическая Республика Вьетнам), с 1978

Ассоциированный член:

СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия), с 1964

Наблюдатели:

Народная Республика Ангола

Демократическая Республика Афганистан

Ирак

Народная Демократическая Республика Йемен

Мексика

Республика Никарагуа

Лаосская Народно-Демократическая Республика

Народная Республика Мозамбик

Финляндия

Народная Демократическая Республика Эфиопия

 

 

СЭВ создавался в формате открытой организации, к которой мог присоединиться любая страна. Состав СЭВ постоянно менялся, что отражало политические и экономические изменения в мире социализма. Вскоре после создания к СЭВ присоединилась ГДР (1950 г.), Монголия. В 1991 году СЭВ покинула Албания, но в эти же годы в работе СЭВ периодические принимала участие Югославия (С 1964 г. – ассоциированный член). В 1972 г в состав СЭВ вошла Куба. В 1978 г. в СЭВ вошла последняя страна – Вьетнам.

Члены СЭВ по уставу совета не могли быть членами других международных организаций

Как гласило официальное сообщение, опубликованное 25. I 1949 в результате Московского экономического совещания, С. э. в. создавался на основе принципов "равноправного представительства с задачей обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу технической помощи, оказания взаимной помощи сырьём, продовольствием, машинами, оборудованием и т. п."

Цель СЭВ — содействовать путём объединения и координации усилий стран-членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда, постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития и неуклонному подъёму благосостояния народов стран-членов СЭВ.

Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.

Основные органы СЭВ: Сессия Совета (высший орган), Исполнительный комитет (главный исполнительный орган); комитеты по сотрудничеству в области плановой деятельности, материально-технического снабжения, научно-технического сотрудничества, машиностроения; постоянные комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в отдельных отраслях народного хозяйства; совещания руководителей или представителей компетентных органов (ведомств) стран-членов СЭВ; Секретариат СЭВ (экономический и административно-исполнительный орган). В структуру Совета входят Институт СЭВ по стандартизации и Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы.

СЭВ имел свою расчетную валюту – «переводной рубль», позволяющий создать закрытую валютную систему и без использования конвертируемой валюты вести товарообмен между странами. Торговля между странами была клиринговая (бартерная).

 

Этапы функционирования организации

1. На начальном этапе своего развития (1949 – 1960-е гг.) СЭВ играл важную роль для подъема экономик стран Центральной Европы, принадлежащих к советскому блоку и объявивших о строительстве социализма. Помощь со стороны СССР в эти годы носила в основном ресурсный и технический характер, но она позволила создать основу для национализации промышленности по советскому образцу, приступить к реформам на селе и в определенной степени заменить программу Марщалла, к которой присоединились страны Западной Европы. В тоже время в 50-е годы СССР смог в рамках СЭВ воспользоваться технологическим опытом, прежде всего, ГДР, Чехословакии и в меньшей степени Венгрии. В последующие периоды основным источником технологий в СЭВ оказался Советский Союз.

В эти же годы СЭВ оказал большое влияние на индустриализацию своих членов, во время которой СССР, ГДР и Чехословакия передали в рамках СЭВ большой объем научно-технической документации.

С конца 50-х годов СЭВ стал восприниматься как альтернатива набирающему динамику процессу европейской интеграции и должен был продемонстрировать преимущество социалистической плановой экономики. К этому моменту в рамках СЭВ вошло в практику координирование народнохозяйственных планов членов СЭА. В 60-х годах основным принципом развития сотрудничества в рамках СЭВ стало социалистическое разделение труда. Были сделаны попытки перейти в рамках СЭВ на отраслевую специализацию, охватывающую, как промышленность, так и сельское хозяйство.

2. В 60-е годы выросло значение советской энергетической поддержки развивающихся экономик европейских стран-членов СЭВ. Был построен нефтепровод «Дружба», страны СЭВ стали получать советский природный газ. Появилась объединенная энергосистема «Мир». На Кубу был организован «мост» по доставке нефти.

С 1964 года начала действовать новая система многосторонних расчетов между странами-членами СЭВ. Операции по этим расчетам осуществлялись Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС), который был создан в октябре 1963 года в целях содействия развитию внешней торговли членов СЭВ для расширения их сотрудничества и реализации многосторонних расчетов в переводных рублях. 1 января 1970 года был образован Международный инвестиционный банк (МИБ) для предоставления долгосрочных и среднесрочных кредитов на проведение мероприятий, связанных с реализацией Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ.

3. В начале 1970-х годов страны-члены СЭВ перешли к новому этапу развития

Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973—1974 годов, выразившийся в росте цен на нефть. Западные страны, стремясь ослабить зависимость от импорта сырья и топлива, оперативно перестраивали народнохозяйственные структуры путем внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий (как производство микропроцессоров) и биотехнологий, а неисчерпаемые по тогдашним представлениям запасы ресурсов в СССР плюс неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле лишали страны СЭВ всяческих стимулов к таким новациям. Это обернулось серьёзнейшим отставанием на ключевых направлениях научно-технического прогресса.

Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности. В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции — производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 1970-е годы роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. В 1972—1974 годах создаются Международная экономическая организация «Интерэлектро », хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент».

В последующем Комплексная программа получила дальнейшее развитие и конкретизацию в форме долгосрочных целевых программ сотрудничества (ДЦПС), в т.ч. ДЦПС по обеспечению экономически обоснованных потребностей стран-членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья.

 

Среди важнейших мероприятий ДЦПС, принятой в 1978 и рассчитанной до 1990, а по некоторым направлениям и до 2000, — максимальное вовлечение в хозяйственный оборот национальных топливно-энергетических ресурсов и прежде всего твёрдых видов топлива для производства электроэнергии; расширение поисковых и разведочных работ по выявлению и оценке запасов топлива и сырья, в т.ч. изучение перспектив нефтегазоносности, угленосности и рудоносности территорий стран-членов СЭВ, особенно территорий менее изученных в геологическом отношении стран: CPB, Кубы, MHP, исследований морей и океанов с целью использования их минеральных ресурсов, проведения оценок прогнозных запасов важнейших видов рудных и нерудных полезных ископаемых; разработка и внедрение новых прогрессивных видов оборудования и технических средств для добычи твёрдых полезных ископаемых, нефти и газа, для геологоразведочных работ, для изучения и освоения минеральных ресурсов акваторий; сооружение совместными усилиями предприятий по добыче и переработке руд чёрных и цветных металлов, угля; увеличение полноты переработки нефти, получение искусственного газа и бензина из угля, экономное расходование минерального сырья и топлива.

Среди важнейших результатов плодотворного сотрудничества — уникальные по своей мощности и протяжённости нефтепровод " Дружба" и газопровод "Союз", горно-обогатительный комбинат "Эрдэнэт" в MHP, никелевые заводы на Кубе, объединенные электроэнергетические системы европейских стран-членов СЭВ.

 

В разработке и реализации совместных программ активно участвуют координационные центры (КОЦ) " Интергеотехника", "Интергеонефтегаз", "Интерпромгеофизика", "Интернефтегаз-геофизика", Совет уполномоченных Международных геологических экспедиций в MHP, Совет совместной организации "Петробалтик" и национальные организации стран-членов СЭВ.

 

С целью улучшения работ в области научной и технической информации в топливно-энергетических и сырьевых отраслях стран-членов СЭВ созданы Международные отраслевые системы научно-технической информации (МОСНТИ) — " Геоинформ", "Информнефтегаз", "Информуголь", "Цвет- метинформ", "Черметинформ " и др.

В 1974 СЭВ получил статус наблюдателя в ООН. Целью создания СЭВ провозглашалось

содействие экономическому развитию стран-участников,

повышение уровня индустриализации,

уровня жизни,

производительности труда и т. д.

Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество и т. д. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая (бартерная) торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов.

В 1975 на долю стран-членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: