Перспективы развития института Президента в России




 

Первый период правления В.В. Путина позволяли многим экспертам задавать вопрос: «Каким будет место Путина в истории России?». Сегодня данный вопрос практически не звучит. Правление Путина характеризуется рядом отличительных признаков, не только позиционирующих его от времени правления Б.Н. Ельцина, но и позволяющих вписать его во вполне определенную нишу российских правителей.

Необходимо отметить и то, что такое понятие как «эпоха Путина» уже начинает обретать реальные контуры.

Из многочисленных мнений и работ, посвященных данной теме, необходимо выделить те публикации, в которых предприняты попытки объективизировать процесс поиска преемника.

Однако необходимо обратиться к истории. Вот что пишет в своих воспоминаниях А. Микоян: «Была ситуация выбора вождя. Неважно, в каких словах это было обозначено. И был выбран самый слабый. И этот самый слабый потом их всех съел. Умер Сталин. Все боялись Берии - выбрали Хрущева, которого никто всерьез не воспринимал: шут гороховый. Он их всех убрал. Брежнев тоже, каждый раз все было мягче и мягче, но и он тоже убрал всех: Шелепина, Подгорного…».

Известный российский журналист Е. Киселев, размышляя о преемнике, выделил трансформацию «наименьшего зла» в нечто большее: «А знаменитая история про Анну Иоанновну в 1730 году, когда члены Верховного Тайного Совета попробовали поставить во главе государства самую слабую из всех дальних родственниц царя Петра, которая жила в Курляндии, не имела ни связей, ни опоры, ни поддержки?! Пытались навязать ей так называемые кондиции, по сути дела, была попытка создать конституционную монархию. Как известно, кончилось тем, что Анна Иоанновна кондиции изволила физически разорвать и выкинуть, а «верховникам», опять-таки, не поздоровилось: некоторые из них кончили жизнь в крепости и даже на эшафоте. Вспомним и про то, как уже при советской власти, когда было ясно, что умирает Ленин, наиболее влиятельные лидеры большевистской партии проявили поразительную недальновидность, не восприняв поначалу Сталина всерьез, позволив Иосифу Виссарионовичу сосредоточить колоссальную власть в своих руках. Вспомним, как Хрущева и Брежнев элита выдвигала на самый верх по принципу «наименьшего зла». И уж от Путина никто не ждал его нынешней жесткости, порой граничащей с жестокостью».

Необходимо обратить внимание на то, что объективизация «эпох», связанных с тем или иным российским правителем, является более чем условной, так например, Л.И. Брежнева нельзя признать реформатором, как и В.В. Путина реакционером и консерватором. Можно согласиться с М. Леонтьевым, что режим Путина является «вегетарианским». Но В.В. Путин, безусловно, вписан в вертикально-континуальный формат, в котором представлены: Александр III, И.В. Сталин и Ю.В. Андропов.

Американский Президент Ричард Никсон некогда произнес фразу: «Каким ты останешься в истории своей страны, зависит от тех людей, которые через много лет будут писать учебники по истории страны для школьников». Эту фразу можно применить и к В.В. Путину.

Анализ четырех «трехперсональных» концептуальных форматов позволяет нам выделить два вектора в будущее нашей страны. Первый вектор - это вектор распада. Неудачные реформаторы Николай II и М.С. Горбачев привели страну к распаду своими неудачными действиями. Но есть и вектор «застоя», когда на смену неудачливому реформатору Н.С. Хрущеву пришел Л.И. Брежнев. Анализ двух данных векторов не только позволяет нам увидеть то, каким останется В.В. Путин в истории нашей страны, но и построить прогнозную модель.

Из представленной в табл. 2.1. матрицы следует, что преемник В.В. Путина с достаточно высокой вероятностью станет «неудачливым реформатором». Но четыре «3-персональных формата» позволяют нам выявить, как минимум, два вектора движения России в будущее: застой и распад. Причем данные векторы сегодня можно условно считать равновероятными.

Поливариантность будущего России проявляется и в том, что активно обсуждаемый в российском экспертном сообществе проект по сохранению В.В. Путина в президентском кресле на третий срок имеет в качестве аналогов в истории нашей страны «корниловский мятеж» и ГКЧП. И «Корниловский мятеж» и ГКЧП - это, безусловно, консервативные вектора. Это - рефлективное проявление необходимости защитить завоевания уходящей эпохи. Именно поэтому изменения Конституции РФ, позволившие избрать В.В. Путина Президентом России на третий срок - это консервативный вектор. А последствия консервативного вектора для нашей страны общеизвестны.

Каким останется В.В. Путин в истории России зависит целиком и полностью от того, кто именно будет писать учебники по истории нашей страны в недалеком будущем. Можно предположить, что от того, произойдет ли распад России, вероятность которого многими авторами даже не оспаривается, зависит оценка исторического образа В.В. Путина. Но уже сегодня можно предположить, что образ Путина будет, скорее всего, близок к черно-белому образу Н.С. Хрущева, созданному Э. Неизвестным. Причем сочетание черного и белого в образе В.В. Путина является более естественным, чем у Н.С. Хрущева.

Для многих либералов элитарная трансформация действующей Конституции является абсолютно неприемлемой. Сегодня сложно предположить, в какой именно формат противостояния может вылиться пытка изменения действующей Конституции РФ в рамках 136 статьи Конституции, но вероятность подобного противостояния крайне высока. И эта опасность заключается в том, что у противников действующей власти появляется уникальный шанс напрямую обратиться к народу. Другое дело, что российские либералы не менее далеки от народа, чем действующая федеральная власть.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе проведенного исследования можно сделать определенные выводы.

Институт Президента является довольно прочно сложившейся формой организации общественных отношений людей в сфере власти. Он сформировался на основе устоявшийся общественных связей, определяющих особенности управления тем или иным государством. Указанный институт характерен для стран с республиканской формой правления. Для России, равно как и для Франции, Казахстана, Украины, Польши, Ливана и др., характерна полупрезидентская республика, суть которой сводится к тому, что президент обладает сильной властью, осуществляемой в условиях несколько меньшей степени разделения властей, чем в чисто президентских республиках.

История формирования института Президента в России имеет продолжительную историю. Впервые данный термин зафиксирован в документах 1699 года. Затем понятие «президент» претерпевало определенные изменения и трансформации. Только в 1991 году начался процесс формирования института Президента России в современном понимании.

В настоящее время Президент России - это глава нашего государства и гарант Конституции. Он обладает властными полномочиями, правами и обязанностями, определяющими его конституционно-правовой статус первого лица государства.

Описывая структуру современного политического лидерства, следует отметить, что оно дифференцировалось по своим ценностным ориентациям и социальной направленности. В качестве основания типологии выделяют отношение к осуществлению модернизации.

В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве. Эти тенденции - институциализация и профессионализация лидерства.

Таким образом, в настоящее время одной из проблем российского общества стало выявление номинального и фактического политического лидерства. Значительную роль и при демократических режимах в формировании государственной политики нередко играют неофициальные советники высших должностных лиц, которых часто называют “серыми кардиналами”. Среди них люди, не занимающие официальных постов, но имеющие доступ к ключевым политическим фигурам; а также действительные политические лидеры, которые по своему влиянию могут превосходить иных министров и других официальных лиц. Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать политическими лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального воздействия на политику. Эта степень далеко не во всех случаях соответствует должностному положению того или иного человека, хотя, конечно, от уровня должности в государственном аппарате или партийном руководстве прямо за­висит тот или иной объем властных полномочий. Вместе с тем расстановка сил в правящих кругах может сложиться таким об­разом, что даже глава государства в значительной мере оказывается номинальным политическим лидером, а фактическая власть сосредоточивается в руках других политических лиц.

На наш взгляд, нынешнее положение Президента относит республиканскую форму правления России к смешанному типу, попупрезидентской республике, отличающуюся от традиционной (французской) модели еще большими полномочиями президента.

Особенно звучание в настоящее время приобретает проблема дальнейшего развития института Президента в России.

 


Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ. Официальный текст. - М.: Норма, 2010.

2. ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» № 2-ФКЗ от 17 декабря 1997 года (в ред. Федеральных конституционных законов от 31.12.1997 N 3-ФКЗ, от 19.06.2004 N 4-ФКЗ, от 03.11.2004 N 6-ФКЗ, от 01.06.2010 N 4-ФКЗ).

. ФЗ от 10 января 2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»// СЗ РФ. - 2003. - №1.

. Административный Кодекс РФ. От 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. С изменения и дополнениями от 03 июня 2010 г. // Правовая система «Гарант», 2010.

. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ //Правовая система «Гарант», 2010.

. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон РФ «О гражданстве РФ» от 13 ноября 2003 года № 369592-3 // Правовая система «Гарант», 2010.

. ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан» от 25 июля 2002. //Правовая система «Гарант», 2010.

. Федеральный Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2010 г.). - М.: Правовая система «Гарант», 2011.

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2010 г., 15 апреля 2010 г., 10 июля 2010 г.). - М.: Правовая система «Гарант», 2010.

10. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»(с изменениями от 30 июня 2003 г., 7 марта 2010 г.) // Правовая система «Гарант», 2010.Указ Президента РФ от 9 июля 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Гарант, 2010.

11. Указ Президента РФ от 10 января 2000 года «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. - 2000. - 11 января.

Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (с изменениями от 11 июля 2004 г., 31 августа, 1 декабря 2010 г.). - М.: Правовая система «Гарант», 2010.

13. Указ Президента РФ от 13 апреля 1996 г. №549 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе» // Собрание законодательства Российской Федерации - 15 апреля 1996 г. -№16 - Ст. 1842.

14. Указ Президента РФ от 02.10.1996 № 402 «Об утверждении Положения об Администрации Президента РФ»// СЗ РФ. - 2000. - № 31. -С. 23.

. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. «Об утверждении Положения о полномочном Представителе Президента РФ в федеральном округе» // СЗ РФ, 2000. - №22. - Ст. 2330.

. Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2010 года № 1218 «Об утверждении Положения о посольстве Российской Федерации в зарубежном государстве» // СЗ РФ, 2010. - № 35. -С.2360.

. Указ Президента РФ от 11 сентября 2000 г. № 415 «Об утверждении Положения о Государственном Совете РФ» // СЗ РФ, 2000. - № 36. - Ст.2331.

. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. N 12-П // ВКС. - 1996. - № 6.

. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 // Российская газета, 2002, 19 ноября.

. Указ Президента РФ от 9 июля 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Гарант, 2010.

Специальная литература

21. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов Административное право РФ. - М., 2004.

. Абдулатипов Р.Парадоксы суверенитета. - М., 2002.

23. Алексеев Ю.П. Федеральное управление. Курс лекций. - Ростов-на-Дону: Юнити, 2010.

. А.А. Безуглов, С.А. Солдатов. Конституционное право России. Т.2. - М. 2010г.

25. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2004.

. Блондель Ж. Политическое лидерство. - М.: Политические науки, 2004.

27. Венедиктов А.С. Избранные труды по гражданскому праву. - Л.: 1969.

28. Васютин Ю.С., Иванов В.Н. Проблемы соотношения федеральных и региональных структур. - Орел: Орел, 2004.

29. Вестник Конституционного Суда России. - 2003. - С. 52.

30. Гончаров Д.В, Гоптарева И.Б. Введение в политическую науку.- М.: Юрист, 2002.

. Государственное и муниципальное управление. Словарь / Под ред. Н.И. Глазуновой, Ю.М. Поршнева. - М.: РАГС, 2004.

32. Еллинек Г. Общее учение о государстве. - Спб., 1908.

. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А.Жидкова, Н.А. Крашенинникова. - М.: Право, 2002.

34. Ильин И.А. Общее учение о государстве и праве (фрагменты).- М.: Правоведение, 1992.

. Илюхин В.И. Правомерен ли институт Президента в России? // Материалы научно-практической конференции «К проблеме института президентства в России». - М.: МГУ, 2010.

. Исаев И. История государственного управления в России. - М.: Право, 2003. -С. 89

37. История государства и права СССР / Под ред. В.М. Клеандрова и д. Т.1. - М.: Типография в/ч 33965, 1974 г.

38. Иностранное конституционное право / Под ред. В.В. Маклакова - М.Юрист. - 1997.

39. Ирхин Ю.В. Политология. - М.: Изд-во МГУ, 2010.

. Киселев Е. Предвыборные маневры // Коммерсант - 2010. - 11 мая.

. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. / Под ред. Б.А.Страшуна. - М.: БЕК, 2003.

. Конституции буржуазных стран. Сборник текстов / Под ред. И. Кондрашовой. - М.: МГУ, 1989.

. Кирсанова Н.В. Переход от унитарного государства к государству автономии // Вопросы права. - 2004, №7.

. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В. Баглая. - М.: Гадарики, 2004.

. Комментарий к Конституции РФ. Постатейный / Под ред. В. Зорькина. -М., 2010.

. Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов. Т. I. - М., 2001. - Документ N 59.

. Комментарий к Федеральному закону РФ «О гражданстве Российской Федерации»/ Под ред. Н.А. Михалева. -М.: Изд. «Экзамен», 2003 г.

. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова - М.: Юриспруденция. - 2004.

. Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / отв. ред. Сухарев А.Я. - М.: Издательство НОРМА, 2010.

. Кутафин О.Е. Российское гражданство. - М.: Юристъ, 2004.

51. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 2003.

. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов.- М., 1991.

53. Лукьянова Л.Б. Становление президентуры Российской Федерации: историко-теоретическое исследование. Автореферат диссертации. - Уфа. Институт права Башкирского государственного университета. - 2010.

. Марченко М.Н. Формы правления в развитых и развивающихся странах: сравнительно-правовой анализ. - Диссерт. исс. докт. полит. наук.-М.: МГИМО, 2002.

. Мамут Л.С. Некоторые вопросы формирования современного государства. - СПб.: Питер, 2003.

. Милованов Ю.Е Лидерство в малых группах управлений и политике. - Рос­тов н/Д.: Феникс, 2003.

. Микоян А. Воспоминания. - М.: Просвещение, 1991.

. Научно-практический комментарий к Конституции России / Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Гарант, 2010.

. Общая теория государства и права. Академический курс в 2 томах / Под ред. проф. М.Н.Марченко. - М.: Норма, 2002.

. Обращение Президента РФ к Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2010 года // Российская газета. - 2010. - 11 мая.

. Окуньков Л.А. Административное право России. - М.: Норма, 2010.

. Отечественное законодательство Х1 - ХХ веков. Ч.2. - М.: Юристъ, 1999.

. Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Т3. - М.: Наука, 1999.

. Победоносцев К.П. Курс цивильного права. - СПб.: 1913.

. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. - 3-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Пригожий А. -М.: Наука, 2010.

. Радугин А.А. Политология. Учебное пособие. - М.: Высшее образование, 2002.

. Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. - Саратов: ГСУ, 2000.

68. Современная политология: Словарь терминов / Под ред. И. Ирхина. - М.: Наука, 2010.

69. Соременная философия. Словарь и хрестоматия / Под ред. В. Кохановского. - Ростов-на-дону: Феникс, 2010.

. Сборник документов по конституционному праву зарубежных стран / Под ред. Н. Крашенинникова. - М.: АИД, 2004. -С. 69.

71. Тихомиров Ю. А. Государство и право. -М.: Право, 1992.

72. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. - М.: ИНФРА-М, 2004.

. Четвертин В.А. Теория государства. - М.: Высшее образование, 2010.

. Черкасов А.И. Теория государства и права. - М.: Высшее образование, 2010.

. Черкасов А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика - М.: Экзамен. - 2010. - с.11.

. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. - М.: Юрист. - 1997. С.268.

. Хропанюк В.Н.. Теория государства и права. - М.: Высшее образование, 2004.

. Юридический словарь / Под ред. А.Ю. Никитина. - М.: Юрист. - 2010. С.113.

Периодическая печать

79. Горенберг М.Б. Глава государства // Конституционное государство: сборник статей. - М.: АМК - Пресс, 2004.

. Институт президентства в России: история термина // Выборы. - 2004. - №1. - С. 52.

. Интернет-конференция Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Зорькина Валерия Дмитриевича «К 10-летию Конституции Российской Федерации» // Правовая система «Гарант», 2003.

82. Краснов М. Фатален ли персоналистический режим в России? (Конституционно-правовой взгляд) // Российская юстиция. - 2010. - № 2.

83. Леонтьев Л. Современный политический режим: тенденции // Business-Week? 2010. - 13 сентября.

84. Морозова Л.А. Государство и право. Функции Российского государства на современном этапе // Федерализм, 2003, №3.

85. Окуньков Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием // Законодательство- №9 - 2002.

86. Писарь И. Патология политического лидерства в России // Общественные науки и современность. - 2010. - №3.

. Полуян Л.Я. Совет Федерации: направления и перспективы развития парламентаризма // Гражданин и право, № 11/12 - 2004.

. Рыскова Т.М. Политический портрет лидера: вопросы типологии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12 «Политические науки» - 2004. - № 3.

89. Самохвалов А. Укрепление экономических основ федерализма - стратегический курс подъема экономики России // Федерализм. - № 4. - 2004.

90. Семигуллин В. Статус субъекта РФ. // Федерализм. 2004,- №1.

91. Сборов А. Путин против Неприходько // Коммерсант-Власть, 2010. - № 43.

92. Фурман Д. Операция «преемник» // Коммерсант-Власть. - 2010. - № 44.

. Чиркин В.Е. Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии современной России // Сборник «История становления и современное состояние исполнительной власти в России». - М.: Новая Правовая культура, 2003;

. Ходорыч А. Плодитесь и вооружайтесь // Коммерсант. - 2010. - 11 мая.

. Ходорыч А. Вертикаль крепчает // Коммерсант - Власть. - 2011. - №1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: