Конституционные особенности статуса Президента РФ




 

Феномен российской президентской власти имеет свои особенности.

Во-первых, Президент РФ - глава государства вне ветвей власти, но с определенными полномочиями от каждой. Являясь главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина Президент Российской Федерации не относится ни к одной из ветвей государственной власти, однако он тесно взаимодействует с ними, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации обладает конституционными полномочиями, позволяющими ему участвовать в осуществлении законодательной власти, в формировании и определении деятельности органов исполнительной власти, в формировании органов судебной власти, поэтому вполне закономерно Президент Российской Федерации поставлен в тексте Конституции России на первое место в перечне федеральных органов, осуществляющих государственную власть. При этом особенности конституционного статуса Президента Российской Федерации, его роль в осуществлении государственной власти таковы, что дают основание при характеристике системы государственной власти выделять президентскую форму осуществления власти.

Президент РФ занимает особое положение в системе федеральных институтов власти.

Наиболее типичными полномочиями президента являются следующие:

в области представительства страны (вовне и внутри) президент олицетворяет ее в отношениях с другими государствами и международными органами и организациями, подписывает международные договоры, участвует в решении вопросов войны и мира, назначает и отзывает дипломатических представителей, принимает верительные грамоты послов других государств;

может иметь своих представителей в регионах страны (в субъектах федерации), выступать в качестве арбитра во взаимоотношениях различных ветвей власти, их органами, субъектами федерации в интересах обеспечения единства и стабильности, обращаться к стране, ее народу по важнейшим общегосударственным проблемам и т.д. То есть президент является высшим представителем страны на внутренней и международной арене.

в области осуществления исполнительной власти президент либо самостоятельно, либо по представлению лидера партии (блока партий) парламентского большинства назначает премьер-министра, принимает его отставку, назначает и смещает министров по собственной инициативе или по предложению премьер-министра, назначает ряд других высших должностных лиц.

Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами, председателем совета национальной безопасности, назначает высшее военное руководство, присваивает высшие воинские звания. Ему принадлежит право объявления чрезвычайного, военного или осадного положения с последующим утверждением такого решения парламентом, право введения президентского правления и осуществления федерального вмешательства. Президент награждает знаками отличия, присваивает почетные звания, решает вопросы приема в гражданство страны и выхода из него, предоставления убежища иностранным лицам, помилования и др.

Ежегодно Президент выступает с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации и гражданам, которое является краткосрочным программным документом, определяющим основные направления развития страны в целом и содержит следующие разделы (порядок и наименование разделов могут изменяться):

- макроэкономическая политика;

- институциональные преобразования;

- инвестиционная и структурная политика;

- аграрная политика;

- экологическая политика;

- социальная политика;

- региональная экономическая политика;

- внешнеэкономическая политика.

Так, в Послании - 2010 особый акцент сделан на главные, по мнению Президента России В.В. Путина, проблемы современного государственного развития РФ: демографию, здоровье населения и состояние боеспособности российской армии.

Рассматривая институт Президента в России, необходимо, думается, рассмотреть рейтинг Президента как показатель его качества и одобрения населением.

О статусе Президента России говорит также следующий факт. Первое после вступления в должность Послание Президента России Федеральному Собранию РФ содержало специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу. Исходя из Послания Президента, Правительство РФ разрабатывает программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

В Конституции (Основном законе) Российской Федерации - России Президент характеризовался как высшее должностное лицо, глава исполнительной власти. Таким образом, Президент был включен в систему органов исполнительной власти; фактически не участвовал в присущей принципу разделения властей системе «сдержек и противовесов». Так, он не имел права роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета, не участвовал в назначении судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, прокурора, председателя Центрального Банка. Он был обязан представлять не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов о выполнении принятых Съездом и Верховным Советом социально-экономических и иных программ, причем съезд мог потребовать внеочередного доклада. Указы и распоряжения Президента мог отменить Съезд, а на основании заключения Конституционного Суда и Верховный Совет. Совет Министров - Правительство было подотчетно Съезду, Верховному Совету и Президенту, а Съезд и Верховный Совет осуществляли контроль за деятельностью подотчетных им органов. Съезд был уполномочен принимать решение об отставке Правительства. Президент же мог принимать такие решения с согласия Верховного Совета <https://www.allpravo.ru/diploma/doc29p0/instrum5409/print5414.html>.

История свидетельствует, что власть в России вне зависимости от смены режимов традиционно носит авторитарный характер, что логично приводит к выводу о том, что сильная власть (здесь - президентская) традиционна для России и соответствует менталитету и политической культуре российских народов. Все это вкупе предопределило становление и характер установившегося института президентства.

Сегодня иерархию актов, регулирующих вопросы, связанные с организацией и деятельностью Президента Российской Федерации возглавляет Конституция Российской Федерации. По действующей Конституции Президент как глава государства напрямую не входит ни в одну из ветвей законодательной, исполнительной и судебной власти. На это указывает и само место главы о Президенте. Однако нельзя делать вывод о том, что Президент стоит над этими ветвями власти. Органы каждой из ветвей власти самостоятельны; как и Президент действуют в рамках своих конституционных полномочий, обладают правовыми мерами воздействия на Президента вплоть до отрешения его от должности. При этом, будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет конституционный контроль.

В соответствии с Конституцией России Президент является главой государства (п.1 ст.80), гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. В порядке, установленном Конституцией, он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п.2 ст.80). Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией России и федеральными законами, представляет Россию внутри страны и в международных соглашениях.

Приведенная выше статья 80 Конституции РФ в обобщенной форме определяет функции Президента. Его полномочия конкретизированы в последующих статьях гл. 4 Конституции, в других главах, а также в федеральных законах. Общерегулятивные нормы ст.80, определяющие основы правового положения Президента отдельными исследователями интерпретировались как некие «общие полномочия, подразумевающие неопределенное количество конкретных полномочий» - «скрытые полномочия». Эти статутные положения Конституции о главе государства, в ряде Постановлений Конституционного Суда РФ (КС РФ), называются достаточными основаниями для принятия т.н. законозамещающих указов. Так, в Постановлении КС РФ от 30 апреля 1996 г. №11-П сформулирована позиция общего характера о том, что, поскольку Президент является гарантом Конституции и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, то, следовательно, издание им указов, восполняющих пробелы в законах, не противоречит Конституции РФ. При этом введены ограничительные рамки - указы не должны противоречить Конституции и федеральным законам, а действовать они могут только до принятия по данному вопросу законодательных актов.

Конституционный Суд фактически признал, что глава государства обладает открытым перечнем полномочий, в отличие от других государственных органов, для которых, по мнению Конституционного Суда, перечень конституционных полномочий является закрытым. На основании проверки конституционности некоторых указов Президента, дав расширительное толкование конституционного статуса Президента РФ, Конституционный Суд выдвинул собственную концепцию применения Президентом конституционных норм.

Согласно позиции КС РФ, в случае, когда законодательная база несовершенна (пробельно, противоречиво, устарело (в данном случае КС РФ констатировал несовершенство законодательства об обеспечении обороны и безопасности страны), отсутствие в РФ надлежащей законодательной основы использования Вооруженных Сил РФ и других войск для обеспечения гарантий конституционного строя «существенно увеличивается значимость прямого применения конституционных норм», закрепленного в ст. 15 (ч.1) Конституции РФ.

На наш взгляд, принцип прямого действия Конституции Российской Федерации в соответствии с положениями ее статьи 15 (ч.1) не означает произвольного толкования положений Конституции, приводящих к нарушению других конституционных принципов и норм.

Как отмечает Л.А. Окуньков, статус и полномочия Президента сформулированы в Основном законе России так, что на первое место выдвинуты цели и задачи укрепления государства, обеспечения конституционного правопорядка, согласованной работы всех органов государственной власти, а не только исполнительной вертикали власти. Это предопределяет особое значение для Президента функций главы государства, они весомей и объемней, чем у федерального Правительства. Безусловно, одним из главных по значимости полномочий Президента является формирование политического курса государства. То есть, Президент выступает активным проводником политических реформ в рамках защиты конституционного строя.

Президентом инициируются федеральные законы, издаются указы, направленные на реформирование государственной власти, укрепление федеративных отношений, защиту прав и свобод граждан, развитие институтов гражданского общества.

Определяя статус Президента как главы государства, Конституция коренным образом изменила его место в системе федеральных органов государственной власти.

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Эти полномочия затрагивают по сути дела все стороны государственной деятельности. Их можно обобщить по следующим сферам: полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти; участием в законотворчестве; в функционировании исполнительных органов государственной власти; с обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации; с внешней политикой и обороной; иными сферами государственной деятельности.

Такого рода классификация полномочий Президента вытекает из содержания статей 83-89 Конституции. В ст. 83 закреплены в основном полномочия, связанные с участием Президента в формировании федеральных органов государственной власти и иных государственных органов. Значительный объем полномочий Президента в этой сфере объясняется рядом факторов. Прежде всего, он обусловлен действием принципа разделения властей с присущей ему системой «сдержек и противовесов», которая предполагает участие законодательной власти в формировании Правительства как органа исполнительной власти; участие Президента в формировании органов государственной власти (в частности, судебных) органами законодательной власти.

Такие полномочия Президента вытекают также из конституционно закрепленной функции главы государства обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти действуют и Президент, и Федеральное Собрание - парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент дает согласие, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

В формировании органов исполнительной власти полномочия Президента наиболее широки, так как именно эти органы практически реализуют программу Президента. Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров по предложению Председателя Правительства.

После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его вступления в должность. Срок этого акта в Конституции не установлен. В Федеральном законе о выборах Президента РФ (ст. 82) закрепляется, что избранный Президент вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента, на тридцатый день со дня официального опубликования ЦИК общих результатов выборов.

Вступление Президента в должность связано с актом принесения Президентом присяги, текст которой определен в Конституции. Важной характеристикой присяги является то, что она приносится народу. Присяга Президента, как и всякая иная юридически закрепленная присяга, определяет те общие требования и ориентиры деятельности, которые неукоснительно должен соблюдать Президент, в чем он дал клятву. Предусмотренные в ст. 93 Конституции основания отрешения Президента от должности связаны с нарушением присяги.

Конституция не предусматривает принесения присяги лицами, исполняющими обязанности Президента в случае досрочного прекращения полномочий избранного Президента и временно исполняющими такие полномочия. Не предусмотрено также повторного принесения присяги в случае принятия в течение срока полномочий Президента РФ новой Конституции. В Конституции не урегулирован и вопрос о том, как быть в таком, хотя и гипотетическом, но все же возможном случае, если лицо, избранное Президентом, откажется принести присягу. К примеру, если Президентом избрано лицо, проводящее свою избирательную кампанию под лозунгом необходимости принятия новой Конституции с иным набором принципов. В таком случае, очевидно, избранное лицо не может вступить в должность и выборы должны быть признаны не имевшими место.

Именно с момента принесения присяги Президент вступает в должность и одновременно прекращаются полномочия прежнего Президента. Необходимость принесения присяги распространяется и на Президента, избранного на второй срок.

Имеется специальный Протокол, регламентирующий порядок вступления в должность Президента. Председатель ЦИК оглашает постановление об избрании Президента. Присягу Президента принимает Председатель Конституционного Суда РФ. После этого Председатель Совета Федерации возлагает на Президента цепь со знаком Президента. Этот Знак является символом президентской власти и передается каждому очередному вновь избранному Президенту. (Указ Президента РФ «Об утверждении описания символа президентской власти - Знака Президента Российской Федерации» от 27.07.1999 г.). Вступление в должность Президента транслируется по каналам ТВ, радио, проходит в присутствии представителей государственных органов, политических партий, общественных объединений, представителей иностранных государств.

Символом президентской власти является также штандарт (флаг) Президента. Описание и порядок его использования установлен Указом Президента от 15 февраля 1994 г. Оригинал штандарта находится в служебном кабинете Президента в Кремле. Дубликаты поднимаются на резиденции Президента в Москве и других местах нахождения Президента, на транспортных средствах Президента.

Предусмотренная в ч. 2 ст. 82 Конституции РФ торжественная обстановка принесения присяги призвана показать важность акта вступления в должность нового Президента, сделать этот акт публичным, свидетельствующем о высоком статусе главы государства. Присяга приносится в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда.

Президент также представляет кандидатуру для назначения Государственной Думой председателя Центрального банка и ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности. Это полномочие Президента связано с реализацией его функций по охране суверенитета, независимости и государственной целостности России, составной частью их обеспечения является единство денежной системы государства, защита и обеспечение устойчивости рубля, что входит в задачу Центрального банка РФ.

Функции Президента как Верховного главнокомандующего обусловливают отнесение к его компетенции таких полномочий, как утверждение военной доктрины РФ, назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ, Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности - совещательный орган при Президенте, включающий ряд высших должностных лиц - министров обороны, иностранных дел, внутренних дел и ряда других, назначаемых Президентом.

Президент как глава государства призван обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции). А одним из принципов федеративного устройства России является единство системы государственной власти (ст. 5 Конституции).

Статья 85 Конституции РФ (ч. 1) устанавливает полномочия Президента, связанные с разрешением разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

В статье 86 Конституции РФ определены основные полномочия Президента во внешнеполитической сфере, касающиеся отношений РФ с различного рода международными организациями, а также с отдельными странами. Исходными основаниями для такого рода полномочий является право главы государства определять основные направления внутренней и внешней политики.

Предусмотренные в п. «а» статьи 89 полномочия Президента по решению вопросов гражданства РФ получают свою конкретизацию в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации». В настоящее время действует ФЗ от 31 мая 2002 г. В соответствии со ст. 29 данного закона Президент РФ решает вопросы приема в гражданство РФ, восстановления в гражданстве РФ, выхода из гражданства РФ (при условии решения этих вопросов в общем, а не в упрощенном порядке другими органами); отменяет решения по вопросам гражданства, если такое решение было принято самим Президентом. По вопросам гражданства Президент издает указы. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится новая редакция Федерального Закона «О гражданстве», видимо, после вступления в силу эта редакция изменит существующее положение вещей в данной сфере.

К полномочиям Президента отнесено также решение вопросов о предоставлении политического убежища. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. было утверждено «Положение о порядке предоставлении Российской Федерацией политического убежища», в котором урегулированы все связанные с этим вопросы.

В пункте «в» статьи 89 закреплено право Президента на помилование осужденных, выражающееся либо в полном освобождении от наказания за уголовное преступление, назначенное приговором суда, вступившим в законную силу, либо сокращение срока наказания.

Акт помилования осуществляется на основе персонального обращения осужденного к Президенту. Ранее действовала на общественных началах Комиссия по вопросам помилования при Президенте. В настоящее время предварительное рассмотрение обращений заключенных о помиловании осуществляется соответствующими комиссиями в субъектах РФ. Вопросы о помиловании, осужденных к смертной казни, Президент рассматривает обязательно, даже при отсутствии обращения осужденного.

В ч. 2 ст. 92 Конституции РФ названы три основания досрочного прекращения полномочий Президента. Первое основание - отставка, которая осуществляется по добровольному личному заявлению об этом Президента. О такой своей добровольной отставке 31 декабря 1999 г. заявил в обращении к гражданам России первый Президент РФ Б.Н. Ельцин.

Выводы к 1 главе

В качестве выводов по данной главе исследования можно отметить следующее.

Институт Президента является уже довольно прочно сложившейся формой организации общественных отношений людей в сфере власти. Он сложился на основе устоявшийся общественных связей, определяющих особенности управления тем или иным государством. Указанный институт характерен для стран с республиканской формой правления. Для России, равно как и для Франции, Казахстана, Украины, Польши, Ливана и др., характерна полупрезидентская республика, суть которой сводится к тому, что президент обладает сильной властью, осуществляемой в условиях несколько меньшей степени разделения властей, чем в чисто президентских республиках.

История формирования института Президента в России имеет продолжительную историю. Впервые данный термин зафиксирован в документах 1699 года. Затем понятие «президент» претерпевало определенные изменения и трансформации. Только в 1991 году начался процесс формирования института Президента России в современном понимании.

В настоящее время Президент России - это глава нашего государства и гарант Конституции. Он обладает властными полномочиями, правами и обязанностями, определяющими его конституционно-правовой статус первого лица государства.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: