Уголовная ответственность несовершеннолетних в российском уголовном праве и праве зарубежных государств: сравнительно-правовой аспект




Танкова А.А.

Студентка 2 курса заочного отделения

группа ЮСТ-М-3-3-2016-2

Российский государственный социальный университет,

г. Москва, Российская Федерация

Tankova, A.A.

2th year student, correspondence department,

group «YUST-M-3-3-2016-2

Russian state social University

Moscow, Russian Federation

Вениаминов Андрей Германович

кандидат юридических наук

Российский государственный социальный университет

г.Москва, Российская Федерация

Veniaminov Andrey Germanovich

candidate of jurisprudence

Russian state social University

Moscow, Russian Federation

Уголовная ответственность несовершеннолетних в российском уголовном праве и праве зарубежных государств: сравнительно-правовой аспект

CRIMINAL LIABILITY OF MINORS IN RUSSIAN CRIMINAL LAW AND THE LAW OF FOREIGN STATES: COMPARATIVE LEGAL ASPECT

 

Аннотация. В настоящей статье рассматривается наступление уголовной ответственности несовершеннолетних в России и зарубежных странах. Также был рассмотрен вопрос о борьбе с преступностью несовершеннолетних.

Ключевые слова: уголовное законодательство, Уголовный кодекс РФ, несовершеннолетние, меры воспитательного воздействия, возраст уголовной ответственности.

 

Annotation. This article discusses the criminal liability of minors in Russia and foreign countries. The issue of combating juvenile delinquency was also considered.

Keywords: criminal legislation, criminal code of the Russian Federation, minors, measures of educational influence, age of criminal responsibility.

 

На сегодняшний день молодое поколение, на первый взгляд, живет по каким-то своим, собственным законам, правилам, навеянным эпохой, новомодным течениям и т.п. Если раньше закон нарушали, как правило, подростки из неблагополучных семей или детских домов, что, по крайней мере, объяснимо, то сейчас на преступный путь все чаще вступают вполне благополучные дети. И единственный способ оградить подрастающее поколение от пагубного влияния среды – неустанная, беспрерывная профилактическая и воспитательная работа родителей, учителей и просто старших товарищей. Ведь новое поколение есть продолжение настоящего, есть логическое завершение текущих тенденций. Нужно помнить, что в реальной жизни все взаимосвязано, и рассматриваться все должно в совокупности, а не изолированно друг от друга.

Вовсе не всегда асоциальное формирование личности происходит в семьях с отрицательными характеристиками. Нередко избалованные дети не могут дать адекватную оценку своему поведению и свою вседозволенность в семье переносят на другие отношения, показывая свой нрав и непослушание в школе. Так, все начинается с шалостей, постепенно переходя в хулиганские и более серьезные проявления. Родители потакают таким детям, и на их поведение никто не может оказать должного влияния, в т.ч. и учителя. В то время [1]как у подростков появляется чувство безнаказанности, перерастающее в уверенность в своей и возможности решения проблем с законом по средством связей и денег. И то же наличие материальных возможностей толкает таких подростков на поиски развлечений и необычных ощущений, приводя их к употреблению алкоголя и наркотиков.

Еще одной причиной, влияющей на формирование отрицательной направленности личности подростка, является желание «легких» денег. Наблюдая ситуацию, когда «честным» трудом много не заработаешь, несовершеннолетние приходят к выводу о том, что только с нарушением закона можно добиться высокого материального положения. Нередко они реализуют такие свои убеждения­ в действительности.

Юношеский максимализм не позволяет подростку критически оценить собственные способности, а достичь они хотят всего и сразу, зачастую игнорируя незаконность ­ способов достижения поставленной цели.

В России уголовная ответственность несовершеннолетних определяется статьей 87 Уголовного кодекса РФ, при этом учитываются факторы, оказывающие воздействие на лицо, преступившие закон, как в момент совершения деяния, так и до этого. Законодатель учитывает тяжесть преступления, а также принимаются во внимание такие показатели как: физическое и интеллектуальное соответствие лица возрасту по документам; умственное развитие несовершеннолетнего лица; способность оценивать адекватно результаты своих действий; условия воспитания.

При разбирательстве преступлений, совершенными несовершеннолетними действуют особые правила: при вынесении приговора несовершеннолетний возраст является смягчающим обстоятельством; ограничение свободы передвижения для несовершеннолетнего лица не должно длиться более 2х лет; ограничение свободы не может быть назначено при совершении легких преступлений впервые; осужденным в возрасте 14-16 лет не назначают сроки свыше 6 лет; лицам в возрасте до 16 лет, сроки выше 10 лет назначаются только за особо тяжкие виды преступлений; штрафные санкции применяются либо в отношении несовершеннолетнего, либо в отношении его родителей/усыновителей/опекунов; при применении наказания предпочтение отдаются принудительным педагогическим воздействиям.[1]

К несовершеннолетним применяются более мягкие меры уголовного наказания. Законодатель учитывает возрастные особенности и социальный статус подростков. Меры наказания больше направлены на перевоспитание человека. К несовершеннолетним не лишение свободы и смертная казнь.

Это принудительные приемы, которые могут представлять собой:

предупреждение;

обязанность публично попросить прощения у потерпевшего;

ограничение перемещения;

запрет на посещение определенных общественных мест.

Если несовершеннолетнему назначены такие меры, то он обязан периодически отмечаться в инспекции по делам несовершеннолетних.

Первая статья Конституции ФРГ гласит: «Достоинство человека неприкосновенно…». Это положение касается также и преступников. Поэтому Закон о судопроизводстве подростковых и молодежных преступлений основан на принципах исправления молодого правонарушителя, предотвращения рецидивов и не может быть направлено на месть за совершенное преступление. Наказание юного правонарушителя нацелено, прежде всего, на осознание им вины и ни в коем случае не носит формы жестокой расправы.

Для максимальной защиты несовершеннолетних от возможной мести общества Закон о судопроизводстве подростков и молодежи ориентирован на индивидуально-профилактическое воспитание молодого преступника с целью восстановления его личности. По этой причине немецкий законодатель поднял возрастную планку общего уголовного права по отношению к несовершеннолетним [2]до 21-го года, чтобы помочь еще не сформировавшимся в своих убеждениях и развитии молодым людям сделать правильный выбор в непростых жизненных обстоятельствах.

В соответствии с Уголовным кодексом ФРГ, ребенок, не достигший 14-летнего возраста, независимо от состава совершенных действий, освобождается от уголовной ответственности (StGB § 19) на основании психосоциальной незрелости и объективного непонимания последствий совершенного деяния. Каждое явление жизни имеет отражение в соответствующем кодексе законов.

Здесь пора перейти к доводам «а в Индии, Ирландии, Сингапуре возраст уголовной ответственности наступает с семи лет, в США, Австралии, Великобритании и Швейцарии — с десяти лет». Во-первых, далеко не весь опыт названных и иных зарубежных государств заслуживает одобрения. Так, я, как и многие коллеги, категорически против смертной казни, применяемой во многих штатах США. Во-вторых, в Бельгии, например, уголовная ответственность наступает с 18 лет. Может быть, взять пример с Бельгии? В-третьих, мы, как правило, недостаточно знаем, как фактически, на практике обеспечена реализация уголовной ответственности таких 7-10-летних подростков в вышеперечисленных странах.[2,c.32]

Более точное определение сущности профилактики преступности сформулировал Н.И. Ветров, понимающий под ней (профилактикой) «совокупность социально-экономических, идеологических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих мер, направленных на выявление и устранение причин правонарушений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, на исправление и перевоспитание лиц, имеющих отклонения в поведении, на предостережение членов общества от противоправных деяний».

Предупреждения данного вида преступности преследует цель не только снижения количества преступлений, но и социального и нравственного оздоровления подрастающего поколения, которое составляет будущее нашей страны.

Исходя из целей предупреждения преступности несовершеннолетних, можно выделить следующие задачи, которые необходимо решить:

1) создание и обеспечение оптимальных условий жизни для несовершеннолетних, реализация и защита их прав и законных интересов, обеспечение условий формирования «сознательной» личности, контроль за источниками отрицательного воздействия на подрастающее поколение;

2) поддержание социального порядка в целом;

3) содействие в социальной адаптации, а также «исправлении» несовершеннолетних, характеризующихся асоциальным или противоправным поведением.

Безусловно, на настоящий момент выработано и реализуется множество мер направленных на профилактику преступности несовершеннолетних. Однако насколько бы ни были эффективны меры профилактики, они в основном ориентированы на несовершеннолетнего преступника, но профилактика поведения преступника имеет не такое значение без профилактики поведения жертвы. Таким образом, следует обратиться к жертве преступления, которая лишь обогатит палитру профилактических возможностей, и как следствие еще более увеличит эффективность мер профилактики.[3,c.9]

Виктимологическая профилактика, которая особенно актуальна в среде несовершеннолетних, — это предупреждение становления жертвой преступления путём принятия мер по устранению причин виктимизации подростков путем повышения охранно-защитных возможностей потенциальных жертв преступлений.

Список литературы

 

1. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017).

2. Арямов А.А. Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. Вып. 4. Сборник научных трудов. – М: Российский государственный университет правосудия, 2014. – С. 133.

3. Актуальные проблемы уголовного права и политики: Учебно-методическое пособие / сост. Т.М. Чапурко. – Краснодар: Южный институт менеджмента; Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2017. – С. 9.

4. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Новая редакция, 2016…С.263 и др.

5. Овчинников Ю. Стадия возбуждения уголовного дела нуждается в совершенствовании. / Законность. - 2015. - 36 с.;

6. Уголовное право России. Общая часть: учебник / под ред. В.П. Ревина. - М.: Юстицинформ, 2009. – 496 с.

7. Уголовное право России: Учебник для вузов: В 2 т. Т. 1. Общая часть / под ред. А. Н. Игнатова и Ю. А. Красикова. М.: Норма, 2015 – 592 с.

8. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / под ред. А.И. Рарога. М.: Юристъ, 2014. – 498 с.

9. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник для вузов / под ред. В.С. Комиссарова, Н.Е. Крыловой, И.М. Тяжковой. М.: Статут, 2012 – 1098 с.

10. Уголовное право. Общая часть: Учебник /под ред. И.Я. Козаченко. – М.: Норма, 2013. – 720с.


[1] [1] "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // СПС Консультант Плюс.

2 "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // СПС Консультант Плюс.

[2] 3 Орлова Ю.Р. Некоторые особенности латентной преступности несовершеннолетних и проблемы ее выявления в условиях трансформации российского общества // Российский следователь. 2014. № 8. С. 36 - 40. // СПС Консультант Плюс.

4 Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // СПС Консультант Плюс.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: