Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка




 

Россия сегодня действительно старается уделять больше внимания проблемам детей. И, пожалуй, лучшим примером того, как активно государство готово решать возникающие проблемы в сфере защиты детей, является введение в России нового института контроля за соблюдением прав ребенка - Уполномоченного по правам ребенка. К концу 2010 г. уполномоченные должны появиться во всех регионах Российской Федерации. Указом Президента России на должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в декабре 2009 г. был назначен П. Астахов.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка - должность федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, введённая Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Обеспечение деятельности Уполномоченного возложено на аппарат Общественной палаты Российской Федерации.

Нормативно-правовая база деятельности Уполномоченного включает:

· Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» (в редакции Указа Президента РФ от 30 декабря 2009 г. № 1518)

· Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; и статью 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»; Одобрен Советом Федерации 17 июня 2009 года

· Закон Российской Федерации об опеке и попечительстве (в редакции от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ)

· Федеральный закон «Об исполнительном производстве» Одобрен Советом Федерации 19 сентября 2007 года

· Федеральный Закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ

· Указ Президента Российской Федерации об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года № 1351 от 9 октября 2007 г.

· Указ Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 г. № 404 «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

· Постановление Правительства РФ 6 мая 2006 г. № 272 «О правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»

· Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. №8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»

Как считает вновь назначенный Уполномоченный по правам ребенка, в Российской Федерации не все благополучно с обеспечением прав детей. В этой связи он считает, что в России «необходимо расширить сеть детских омбудсменов по всей стране, чтобы люди, ответственные за права детей, появились в каждом регионе». Кроме того, Уполномоченный по правам ребенка считает, что «ребенок должен знать, куда ему обращаться в случае нарушения его прав. Каждый ребенок − это гражданин, который нуждается в эффективной защите государства, и у нашей страны нет будущего, если мы не защитим детей. Нужно установить жесткий закон для тех, кто посягает на права детей. В определенный момент Россия чуть не стала раем для насильников. Нам необходимо заставить тех, кто должен защищать ребенка, − а это милиция, прокуратура, другие ведомства − эффективнее выполнять свои обязанности», - заявил новый детский омбудсмен.

Российское политическое руководство демонстрирует понимание всей остроты рассматриваемой проблемы. Так, ещё в 2006 году Президент Российской Федерации, заявляя об основных направлениях политики России, отметил: «Отношение к вопросам детства - лакмусовая бумажка всей социальной политики государства. И сегодня, как никогда, нужна конкретная программа действий, выполнение которой определит морально-нравственную планку страны, программа, которая должна объединить усилия всех государственных органов и общественных организаций».

Компетенция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка предусматривает:

· обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

· правовое просвещение в области защиты прав ребенка;

· запросы и получение в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

· беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организации;

· проведение самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

· направление в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

· привлечение в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

 


Заключение

 

Институт уполномоченного по правам ребёнка стал важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов детей, заняв в сложившейся сегодня системе государственных органов, содействующих соблюдению и защите прав детей, свою нишу, не подменяя деятельность других субъектов, но действуя в тесном контакте с ними.

В отличие от других существующих сегодня в Российской Федерации государственных органов, в чьей компетенции находится защита прав детей, главным назначением института Уполномоченного является:

· осуществление независимого контроля со стороны общества за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления по обеспечению прав детей, детских учреждений в части обеспечения прав детей;

· защита ребенка, чьи права нарушены органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, работниками учреждений, а также законными представителями (родителями и лицами, их заменяющими);

· содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

В отличие от органов прокуратуры, к компетенции которых отнесен широкий круг вопросов, в том числе надзор за исполнением законодательства, координация деятельности правоохранительных органов и многое другое, деятельность Уполномоченного по правам ребенка сосредоточена исключительно на защите прав и законных интересов одной группы населения - детей. Как показывает практика, процедура обращения в органы прокуратуры не позволяет ребенку это осуществить, тогда как в основе работы Уполномоченного по правам ребенка лежит максимальная доступность для каждого ребенка - такая, чтобы в случае необходимости он мог самостоятельно обратиться к Уполномоченному за помощью. В силу этого Уполномоченный может более глубоко и эффективно заниматься вопросами защиты прав детей в пределах своей компетенции, прежде всего своевременным выявлением факта нарушения прав детей, оперативным реагированием и квалифицированной помощью.

Если органы опеки и попечительства занимаются вопросами защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вопросами соблюдения прав детей в семье или в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, то есть преимущественно неблагоприятными для ребенка последствиями внутрисемейных отношений, то в поле деятельности Уполномоченного по правам ребенка находится защита прав и законных интересов ребенка во взаимоотношениях со всеми социальными институтами и организациями.

Важное отличие Уполномоченного по правам ребенка от многих других государственных органов, включая Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, состоит в том, что дети могут лично без посредничества взрослых обратиться к Уполномоченному, и это право обеспечивается практически. Востребованность этого института подтверждается значительным объемом обращений граждан о защите прав несовершеннолетних.

 


Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. //Российская газета, 19 января 2009 г.

. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) М.: Инфра-М, 2008 - 224 с.

. Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» (в редакции Указа Президента РФ от 30 декабря 2009 г. № 1518)

. Кулапов В.В. Защита субъективных прав и законных интересов детей в Российской Федерации (вопросы теории): дис.... канд. юрид. наук. - Саратов, 2004 -159 с.

. Кравчук В.Н. Обеспечение права ребёнка на жизнь и воспитание в семье в свете рекомендаций Комитета ООН по правам ребёнка //Гражданин и право, 2009, № 10, с.16-24

. Лактюнкина Е.А. Права ребенка в контексте концепции устойчивого развития: дис.... канд. юрид. наук. - Уфа, 2005 - 144 с.

. Лобанова Т.В. Правовое положение ребенка в России и Великобритании (Англии): теоретико-правовой анализ: дис.. канд. юрид. наук. - Уфа, 2006 - 128 с.

. Нечаева АМ. Защита интересов ребёнка: семейно-правовые предпосылки //Государство и право, 2010, № 6, с.76-83



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: