Разработка содержания курсовой работы




 

Составление введения

 

Во-первых, во введении следует обосновать актуальность избранной темы курсовой работы, раскрыть ее теоретическую и практическую значимость, сформулировать цели и задачи, а также объект и предмет работы.

Во-вторых, во введении, а также в той части работы, где рассматривается теоретический аспект данной проблемы, автор должен дать, хотя бы кратко, обзор литературы, изданной по этой теме.

Введение должно подготовить читателя к восприятию основного текста работы. Оно состоит из обязательных элементов, которые необходимо правильно сформулировать. В первом предложении называется тема курсовой работы.

Объем введения должен быть в пределах 2-3 страниц. При написании введения необходимо правильно формулировать обязательные элементы (Таблица 1).

Таблица 1 – Требования к структуре введения

Элемент введения Комментарий к формулировке
Актуальность темы Раскрывается суть исследуемой проблемы и уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы
Цель работы Должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации
Задачи работы Определяются исходя из цели работы, как правило, формулируются 3 – 4 задачи, поскольку описание их решения и составляет содержание разделов и подразделов работы
Объект изучения Указывается процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное для исследования
Предмет изучения Предмет исследования является частью объекта исследования. Описываются наиболее значимые с теоретичес кой или практической точки зрения свойства, осо бенности, характеристики объекта, подлежащие изучению. Предмет исследования часто включается в формулировку темы работы
Информационная база исследования Перечисляются источники информации, используемые для исследования
Практическая значимость исследования Описываются возможности использования результатов исследования и соответствующих рекомендаций в определенных областях правоохранительной деятельности
Структура работы Перечисляются структурные элементы и кратко излагается содержание разделов работы

Актуальность исследования (почему это следует изучать?) рассматривается с позиций социальной и практической значимости. В данном пункте необходимо раскрыть суть исследуемой проблемы и показать степень ее проработанности в различных трудах специалистов области уголовного права. Здесь же можно перечислить источники информации, используемые для исследования (информационная база исследования может быть вынесена в первый раздел).

При обосновании актуальности темы исследования дипломник анализирует состояние реальной практики и опыта работы сотрудников правоохранительных органов; решения, принимаемые органами власти, относительно тех вопросов, которые планируется рассмотреть; научную литературу по данной теме, труды ученых, которые уже в какой-то мере изучали этот вопрос. Актуальность темы исследования следует считать раскрытой, если в ней дается обоснованный ответ на вопрос: почему данную проблему нужно решать в настоящее время.

Пример обоснования актуальности к курсовой работе, посвященной составу доведения до самоубийства (ст. 110 УК РФ):

«В статье 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина отнесены к важнейшим обязанностям государства. Права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а также основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

На одном из первых мест по значимости среди совокупности прав и свобод, определяющих правовой статус гражданина в государстве, находится право на жизнь. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 года провозглашены ценность человеческой личности и право каждого человека на жизнь. В Международном пакте о гражданских и политических правах обращено внимание на неотъемлемость этого права, его охрану законом и недопустимость произвольного лишения жизни.

Преступления против жизни относятся к особо тяжким преступлениям, посягающим на основное благо человека – жизнь, которое даровано ему природой. Отсюда, крайне отрицательная реакция общества на эти преступления и жесткий подход в уголовном законодательстве к определению наказания.

Самоубийство – одна из вечных проблем человечества. Как явление оно существует столько же, сколько и сам человек. И в настоящее время данная проблема имеет большое значение для общества. По данным Всемирной организации здравоохранения, которой в 2004 году проводились последние полномасштабные исследования причин смерти, самоубийство занимает 15-е место из 50 (на 1-м месте – ишемическая болезнь сердца, на 2-м – инсульт, на 3-м – заболевания дыхательных путей). Всего в мире в 2004 году покончило с собой 873 тыс. человек, т.е. 1,5 % от всех умерших; из них мужчин-самоубийц – 546 тыс. человек (это практически 1,8 % от общего числа умерших в мире мужчин) и 327 тыс. женщин (более 1,2% от общего числа умерших в мире женщин).

За этот же период времени в России покончило с собой 49,4 тыс. человек, что составляет 2,1% от всех умерших. Чрезвычайно важно, на наш взгляд, то, что самоубийство, как причина смерти, в России находится на 6-м месте из 10, а убийство только на 8-м.

Федеральная служба государственной статистики представила данные о том, что за 2006 год только в период с января по апрель в России было зафиксировано 12,9 тыс. самоубийств.

Рост числа самоубийств связан с глубоким социально-экономическим и духовным кризисом в стране. Углубленное изучение феномена суицида (самоубийства) за последние десятилетия подтвердило его неоднородность и неоднозначность. Суицидологами (врачами и психологами) была признана несостоятельность психологической концепции суицида, согласно которой самоубийство – это всегда аутоагрессивный акт психически больного человека. Было показано, что значительная часть самоубийств совершается психически здоровыми лицами в результате социально–психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального конфликта. Поэтому причиной суицида могут стать не только психологические или медицинские обстоятельства, но и политическая ситуация в обществе, исторические особенности эпохи, традиции, характерные для той социальной общности, к которой принадлежал самоубийца. Немаловажное значение имеет анализ бытовых и межличностных условий, в которых он находился в последний период жизни, то есть условия возможного доведения лица до самоубийства, за которое предусмотрена уголовная ответственность по ст. 110 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В данной норме Уголовного кодекса самоубийство или покушение на него рассматривается, главным образом, в качестве последствия на противоправные действия другого лица на потерпевшего с целью выяснения фактов, свидетельствующих о возможном доведении до самоубийства, а также причин и условий, приведших к такому концу.

Проблема совершенствования уголовного законодательства и предупреждения доведения до самоубийства на протяжении многих лет привлекает ученых и практиков. Вопросы, связанные с решением этих проблем, нашли свое отражение в работах таких ученых, как Л.А. Андреевой, С.В. Бородина, Б.С. Волкова, В.С. Ефремова, О.С. Капинус, Н.В. Лысак и других.
Учитывая количество самоубийств и возможные масштабы умышленного доведения до суицида, следует констатировать актуальность исследования данной уголовно-правовой нормы, устанавливающей уголовно-правовой запрет на доведение до самоубийства».

Цель исследования (какой результат будет получен?) должна заключаться в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Цель всегда направлена на объект. Цель исследования – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над темой курсовой работы, в идеале – это выработка автором мер по решению изучаемой проблемы.

В частности, при изучении состава побега из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи цель исследования может быть определена как уголовно-правовой анализ проблем уголовной ответственности за данное преступление.

При изучении института крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) такой целью может стать исследование эффективности и проблем применения положений ст. 39 УК РФ и внесение предложений по совершенствованию нормы, предусмотренной ст. 39 УК РФ

Объект исследования (что будет исследоваться?) предполагает работу с понятиями. Под объектом исследования понимают те явления, процессы, на которые направлена чья-либо деятельность или внимание. В юридических и социальных науках – это определенные процессы или явления, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Таким образом, для определения объекта следует ответить на вопрос: что рассматривать?

Например, если работа посвящена уголовной ответственности за разбой, то объектом исследования может выступать «совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе уголовно-правовой защиты собственности, а также жизни и здоровья личности». Объектом исследования, посвященного уголовно-правовой защите чести и достоинства личности от клеветы являются «общественные отношения в сфере уголовно-правовой защиты чести и достоинства личности, складывающиеся в процессе применения правовых норм, устанавливающих ответственность за клевету».
Предмет исследования (как, через что будет идти поиск?) – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект. При этом выделяются главные, наиболее существенные (с точки зрения дипломника), признаки объекта. Так, предметом исследования, посвященного убийству, выступают уголовно-правовая норма, тенденции ее развития и правоприменительная практика по делам об убийстве.
Здесь необходимо дать определение планируемым к исследованию конкретным свойствам объекта или способам изучения общественного явления. Предмет исследования направлен на практическую деятельность и отражается через результаты этих действий.

Задачи исследования (как идти к результату?), пути достижения цели. Задачи определяются исходя из целей работы. Формулируя задачи, следует помнить, что при их решении фактически задается программа исследования: описывается, изучается, выявляется, характеризуется, раскрывается специфика феномена; затем делаются предположения и разрабатываются рекомендации или конкретные программы. Таким образом, каждая следующая задача может решаться только на основе результата решения предыдущей.

Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов и подразделов работы. Как правило, формулируются 3-4 задачи.

Задачи исследования конкретизируют общую цель исследования. Они основываются на теоретическом анализе проблемы и на оценке состояния ее решения в практической деятельности.

Задачи исследования могут включать в себя решение теоретических вопросов проблемы (выявление сущности понятий, разработки критериев, условий и т.п.); экспериментальное изучение практики решения проблемы, выявление ее реального состояния; обоснование и экспериментальная проверка предполагаемой системы мер, совокупности способов, условий, факторов, принципов и т.п., обеспечивающих решение проблемы.
Следует отметить, что задачи работы в своей совокупности должны обеспечить достижение поставленной цели курсовой работы.

Перечень рекомендуемых задач:

– проанализировать … (в соответствии с темой исследования);

– охарактеризовать … (процесс, факторы, причины какого-либо явления);

– раскрыть…. (основные понятия по теме исследования);

– на основе анализа …. разработать предложения и рекомендации по …. (повышению эффективности, совершенствованию деятельности).

Примером задач, решаемых в работе, посвященной составу убийства, предусмотренному ч. 1 ст. 105 УК РФ, могут выступить следующие:

– «изучить исторический и зарубежный опыт изменения и применения нормы, предусмотренной ч. 1 ст. 105 УК РФ;

– уяснить содержание объективных и субъективных признаков состава убийства;

– изучить практику применения уголовно-правовой нормы, предусматривающей уголовную ответственность за простое убийство;

– отграничить состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, от смежных составов».

Методы исследования (как исследовали?): дается краткое перечисление методов исследования через запятую без обоснования, например: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент), методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), теоретический анализ, математические и статистические методы.

Практическая значимость исследования (что нового, ценного дало исследование?) заключается в возможности использования результатов выполненного исследования и соответствующих рекомендаций в определенных областях правоохранительной деятельности.

При написании можно использовать следующие фразы:

– результаты исследования позволят осуществить...;

– результаты исследования будут способствовать разработке...;

– результаты исследования позволят совершенствовать….

Описание структуры работы – это завершающая часть введения (что в итоге в работе представлено).

В завершающей части в назывном порядке перечисляются структурные части работы, например: «Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, аналитическую часть, практическую часть, заключение, список использованных источников, приложения».

Таким образом, введение должно подготовить к восприятию основного текста работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: