Роль и место правоохранительных органов в обеспечении охраны окружающей среды.




Понятие экологической функции правоохранительных органов- деятельность ПО по применению экологического законодательства, выявлению причин экологических правонарушений, пресечению мер экологических правонарушений, принятию мер экологического характера.
Прокуратура осуществляет прокурорский надзор.
Следственный Комитет Действует на основании ФЗ от 28 декабря 2010 года «О следственном комитете». Он занимается следственной работой по раскрытию экологических преступлений, а также преступлений, связанной с коррупционной направленностью.
Функции, задачи полиции:
1) Обязанности по охране правопорядка, общественного порядка;
2) Охрана отдельных природных объектов в силу указания закона или по договору;
3) Оказывает содействие органам экологического контроля в проведении мероприятий по изъятию орудий и продукции незаконной охоты, лова, содействие при задержании правонарушителей;
4) Наблюдение за соблюдением природоохранного законодательства (например, ППС, участковые должны соблюдать за содержанием улиц);
5) Имеют право составлять административные протоколы.
Экологическая функция таможенных органов - деятельность таможенных органов по обеспечению экологической безопасности путем осуществления контроля за соблюдение контроля участниками внешнеэкономической деятельности при трансграничном пересечении товаров, а также борьба с преступлениями, создающими угрозу в отношении причиненного вреда.

14.Функции гос. управления охраной окружающей среды
Под функциями управления в области охраны окружающей природной среды (экологического управления) следует понимать основные направления организационно - правового воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.К таким функциям относятся:
- подзаконное нормотворчество;
- создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
- координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
- экологическое планирование;
- экологическое нормирование;
- экотехническая регламентация;
- экологическая стандартизация;
- оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
- экологическая экспертиза;
- экологическое лицензирование;
- экологическая сертификация;
- экологический аудит;
- экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);
- учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
- экологическое воспитание и образование;
- проведение научных исследований по вопросам окружающей среды;
- экологический контроль;
- разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

15 Понятие, методы, принципы и организация гос. управления охраной окружающей среды.
Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.Цель управления — обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования.Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется (субъекты управления):
- общественными формированиями и гражданами;
- юридическими лицами;
- государственными органами;
- муниципальными органами.
Методы государственного управления в области охраны окружающей среды:
- административный (прямой) метод (например, приказ);
- экономический (косвенный) метод (создание условий экономической заинтересованности);
- моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т.п.).

16 Становление и развитие ЭП. Проблемы дифференциации и интеграции в развитии ЭП
Исторически система правового регулирования природопользования подразделяется на четыре этапа:
- гражданско-правовой,
- земельный,
- земельно-ресурсный,
- экологический.
Заглавную роль в системе регулирования "общество – природа" всегда выполняло земельное право. В русском дореволюционном законодательстве земельное право не рассматривалось в качестве самостоятельной правовой области. Оно входило составной частью в гражданское право на том основании, что земля объявлялась недвижимостью, объектом купли-продажи, дарения, залога, аренды, наследования и других гражданско-правовых сделок.
Декретом 1917 г. частная собственность на землю была отменена, земля была изъята из гражданского оборота и передана в исключительную собственность государства. Тем самым земельные отношения вышли из гражданских и получили самостоятельное значение.
Дальнейшее развитие земельного права пошло по пути дифференциации земельных отношений. По мере вовлечения в хозяйственную эксплуатацию других природных ресурсов – минеральных, лесных, водных, а также накопления правового материала, предназначенного для регулирования отношений по их использованию, из земельного права стали выделяться другие отрасли права – лесное, водное, горное.
Земля, недра, воды, леса были исключительной собственностью лишь одного субъекта – государства. Так создалась интегрированная область права – природноресурсовое право. Первоначально цель правового регулирования со стороны прироноресурсового права состояла в организации рационального использования природных ресурсов для удовлетворения экономических интересов общества. Но постепенно, по мере отрицательного воздействия хозяйствования на окружающую среду в требование рационального использования включается экологический элемент и образуется новая отрасль права – природоохранительное право.
Таким образом, исторический процесс, проходивший в рамках административного социализма, привёл к созданию экологического права как совокупности природоохранительного и прироноресурсового отраслей права. Их общей основой была государственная социалистическая собственность на землю, недра, воды.

17 Полномочия органов общей компетенции в области охраны окружающей среды
Органы общей компетенции выделены в особый вид органов государс­твенной власти потому, что решение вопросов охраны окружающей сре­ды не является их специальной и единственной функцией, а осу­ществляется наряду с решением иных государственных задач.
Закон «Об охране окружающей среды» не устанавливает четкого рас­пределения экологических управленческих полномочий между федераль­ными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ, оставляя детальное распределение таких полномо­чий другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам. Например, распределение полномочий в сфере охраны окружающей сре­ды между представительными и исполнительными органами государст­венной власти субъектов РФ, а также возможное наделение экологическими полномочиями специально создаваемых региональных органов оставлено на усмотрение субъектов РФ. Закон лишь определяет перечень вопросов федерального и регионального значения, не исключая при этом возможности взаимного делегирования соответствующих полномочий органам исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

18. Полномочия органов специальной компетенции в области охраны окружающей среды
Органами специальной компетенции называются органы государствен­ной власти, специально уполномоченные Правительством РФ или Пре­зидентом РФ выполнять соответствующие экологические функции. По характеру своей специальной компетенции органы экологического управления подразделяются на два вида: межотраслевые и отраслевые. Межотраслевые органы выполняют комплекс природоохранительных задач по отношению ко всем (или большинству) природным ресурсам или видам деятельности; отраслевые осуществляют охрану окружаю­щей среды в отдельных отраслях (сферах) экономики (транспорт, про­мышленность, энергетика и т.д.).
Общий перечень федеральных органов исполнительной власти опре­деляет Президент России по представлению Председателя Правительс­тва РФ (ст. 112 Конституции РФ). В настоящий момент действует Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов испол­нительной власти» от 9 марта 2004 г. (в ред. от 23 декабря 2005 г.). В соответствии с данным Указом в систему федеральных органов испол­нительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В структуру федеральных органов исполнительной власти входят конкретные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, причем федеральные службы могут занимать как самостоятельное место в данной структуре, так и входить в состав отдельных министерств. Федеральные агентства представлены в данной структуре только в составе министерств.
Можно выделить четыре межотраслевых органа специальной компе­тенции в области охраны окружающей среды:
- Министерство природ­ных ресурсов РФ (МПР России),
- Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздрав РФ),
- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды,
- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

19. Планирование охраны окружающей среды
Планирование (прогнозирование) составляет часть экологических программ и представляет собой мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию, разрабатываемые на основе комплексного анализа важнейших факторов (демографическая ситуация, научно-технический потенциал, социальная структура, состояние природных ресурсов) и перспектив их изменений с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.
В соответствии со ст. 15 Закона «Об охране окружающей среды», в целях планирования, разработки и осуществления мероприятий по охране окружающей среды разрабатываются федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации и целевые программы в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации. Порядок разработки, финансирования и реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации устанавливается в соответствии с законодательством РФ. Порядок разработки, финансирования и реализации целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации устанавливается в соответствии с законодательством субъектов РФ.
Разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом предложений граждан и общественных объединений.
Планирование и разработка мероприятий по охране окружающей среды осуществляются с учетом государственных прогнозов социально-экономического развития, федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации на основании научных исследований, направленных на решение задач в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.
Наиболее значимой программой является утвержденная Указом Президента РФ «Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Кроме того, Правительство РФ разрабатывает и приводит в действие как комплексные, так и целевые программы, направленные на восстановление отдельных природных комплексов, разрушенных в результате антропогенной деятельности (см., например, Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. № 584 «О первоочередных мероприятиях по оздоровлению экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановлению и предотвращению деградации природных комплексов Волжского бассейна»).

20. Возникновение и прекращение права собственности на природные ресурсы
Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы определяются законодательством и в значительной степени зависят от формы права собственности.
В статье 218 ГК РФ, устанавливающей общие основания приобретения права собственности, предусматривается, что право собственности на имущество, которое имеет собственник (что вполне относится к природным ресурсам), может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Право частной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством о природных ресурсах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, частным лицам.
Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях:
• обращения взыскания на имущество по обязательствам;
• изъятия для государственных нужд путем выкупа;
• изъятия объекта, используемого с нарушением требований законодательства;
• перехода наследства государству;
• реквизиции. Реквизиция – это изъятие у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества;
• конфискации. Конфискация – это безвозмездное изъятие по решению суда имущества у собственника в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке;
• национализации, т.е. обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц.
Природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть обращены в частную или государственную собственность в случае их передачи частному лицу (физическому или юридическому) или государству в соответствии с законом.
Общие основания прекращения права собственности определены в гл. 15 ГК РФ. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: • обращение взыскания на имущество по обязательствам; • отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу; • реквизиция; • конфискация; • отчуждение имущества в случаях, предусмотренных ГК РФ (ст.235).
Гражданский кодекс РФ предусматривает также, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа (ст. 279). Решение об изъятии принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Статья 280 устанавливает права собственника земельного участка, подлежащего изъятию.
Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (ст. 284 ГК РФ).

21. Формы и виды права собственности на природные ресурсы. Содержание, объекты и субъекты права собственности
Классификация основных форм собственности на природные ресурсы проводится по его субъектам, в качестве которых могут выступать государ­ство (Российская Федерация и ее субъекты), муниципальные образования (городские и сельские поселения), граждане и юридические лица.
Крупнейшим собственником природных богатств нашей страны является российское государство. В соответствии с законодательством ему принадле­жат большая часть земельного фонда (кроме земельных участков, находящих­ся в муниципальной и частной собственности), лесной фонд, водный фонд, недра, дикий животный мир, особо охраняемые природные территории (кро­ме лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения).
Наиболее важная часть природных объектов находится в федеральной собственности. Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов исходя из при­знака их общегосударственной значимости. К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлени­ем функций федеральных органов государственной власти, либо располо­женные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной эко­номической зоны РФ. В частности, такими объектами являются:
- земельные участки и другие природные объекты, предоставленные для нужд обороны и безопасности, охраны государственных границ и осуществ­ления других функций федеральных органов государственной власти;
- земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транс­портными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
- земельные участки и другие природные объекты государственных при­родных заповедников, национальных, природных парков, государственных природных заказников, лечебно-оздоровительных зон и курортов, других особо охраняемых территорий федерального значения;
- виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпа­дающим под действие международных договоров;
- месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударствен­ное значение;
- лесной фонд РФ и леса на землях обороны;
- водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъек­тов РФ, пограничные и трансграничные водные объекты, внутренние мор­ские воды, территориальное море РФ;
- естественные ресурсы морской экономической зоны и континенталь­ного шельфа РФ;
- иные природные ресурсы по взаимной договоренности Российской Федерации и ее субъектов.
В муниципальной собственности - собственности муниципальных обра­зований (городов, районов, поселков и т. д.) - могут находиться земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты.
Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объек­ты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточ­ные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность -деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предприни­мательской деятельности и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: