В старинном городе чужом и странно близком
Успокоение мечтой пленило ум.
Не думая о временном и низком,
По узким улицам плетешься наобум...
В картинных галереях - в вялом теле
Проснулись все мелодии чудес
И у мадонн чужого Ботичелли,
Не веря, служишь столько тихих месс.
Слайд
;) Перед нами прекрасная колыбель Возрождения, лежащая в чаше из гор и холмов, красивая земной и небесной красотой Флоренция!
Слайд,
В русском языке мы взяли латинское ее название Флоренция, значит «цветущая», и действительно, когда в 59 г. д.н.э здесь было основано поселение римских воинов-ветеранов, они были поражены зарослями цветущих ирисов, росших на берегу Арно – это река Флоренции.
Слайд слайд
Сердце города – Кафедральный Собор Санта Мария дель Фьоре, шедевр зодчества Кваттроченто, 15 века. Переводится как Св. Девы Марии с цветком, по преданию монахам явилась Дева Мария и в руке держала прекрасную лилию, цветок благовещения. Стилизованная лилия и является гербом цветущей Флоренции.
Слайд
Основная идея строительства собора – быть поближе к Богу J Нет, Флоренция должна была превзойти в величии кафедральные соборы своих тосканских соперников — Сиену и Пизу, храмом большим в размере и богаче украшенным. И собор должен был вмещать 90 000 человек – то есть все население города.
Слайд
Собор знаменит куполом Брунеллески, который парит над всем городом и виден практически отовсюду. В свое время, 15 в. Именно купол задал другой тон средневековой флоренции, очертания купола, сама идея купола ренессанасная.
слайд
До Филиппо Брунеллески, собор стоял без купола лет 40, так как для постройки купола, чтобы он не обрушился во время строительства нужна сьемная опалубка, условно скажем доски, которые крепятся на имеющихся строительных лесах, на этих досках лежит строящийся купол, потому они убираются – вот что такое съемная опалубка;). Но купол надо было строить на высоте 90 метров, чисто технически подвод таких огромных строительных лесов был невозможен.
|
слайд
Брунеллески выступил не только как архитектор, но и как инженер, ученый, теоретик, новатор, изобретатель – короче гений Возрождения. Он предложил не полусферическую конструкцию, которую мы видели в Пантеоне, а овоидальный купол, то есть вытянутый кверху. Купол двойной и пустотелый, то есть у него как бы две опоры на несущие стены –внешняя и внутренняя. Далее несущая конструкция – 8 внешних ребер и 16 вспомогательных, которые связаны внутри между собой кольцами. Благодаря всему этому возвели грандиозный купол, который весит 9 тысяч тонн, не учитывая веса мраморного фонаря, который элегантно его увенчивает.
Слайд
Но вернемся к собору, строили 6 веков, как минимум 6 архитекторов, первоначальный проект Арнольфо ди Камбьо.
Слайд
Собор полихромный – три цвета мрамора – зеленый (добывали в Прато), розоватый (Маремма), белый – знаменитый мрамор Каррары.
Слайд
В плане собор – классический трехнефный собор с трансептом и полукруглыми апсидами.
Слайд
Ну а внутри собор решили сделать строгим и сдержанным, так как он достаточно цветущий снаружи, ну и огромные пространства собора говорят сами за себя, украшательство излишне.
Слайд слайд
слайд
Искусство раннего Возрождения лучше всего смотреть в церквях и соборах Флоренции, вот рекомендую Церковь Санта Мария Новелла, тосканский стиль – два мрамора, белый и зеленый, четкий геометрический узор, все читаемо и ясно взгляду.
|
слайд
А внутри прекрасные фрески любимого мною Доменико Гирландайо
слайд
так как церковь и была долгое время заказчиком этого искусства, поэтому фрески мастеров флорентийского Кваттроченто, которые и были основополжниками Ренессанса и Проторенессанса, лучше смотреть в их естественной среде – это фрески Джотто, Мазаччо, Гирландайо, Фра Филиппо Липпи, Фра Беато Анжелико, Беноццо Гоццоли и других.
Слайд
Центр светской власти оформился во Флоренции еще раньше, чем собор, это площадь Синьории и Палаццо Веккьо или Палаццо Синьории, в 13 в., Арнольфо ди Камбьо. Флоренция – место нешуточных политических страстей, знатные семьи оспаривали право на власть Медичи против Пацци, Альбицци, Перуцци, J кстати после заговора Пацци Лоренцо Медичи повесил заговорщиков на окнах все этого же Палаццо Веккьо, такое вот наглядное пособие. а убийцу брата Джулиано Бернардо ди Бандино, выдержал годик в тюрьме и повесил там же.
победившие Медичи неоднократно изгонялись самими же флорентийцами, а потом призывались обратно, гибеллины схлестнулись с гвельфами, победившие гвельфы вошли в распрю между собой и разделились на черных и белых, вот Данте изгнали под это дело.
Но сама идея власти и необходимости сильного правления была непреходяща. Посмотрите на Палаццо Веккьо - оно кажется единым куском скалы.
Слайд
Палаццо Веккьо оформляли и расписывали лучшие архитекторы и художники, мы видим чудный внутренний дворик Палаццо Веккьо, архитектор Микелоццо, росписи Дж. Вазари
|
Слайд
Интерьеры Палаццо Веккьо, зал пятисот, зал большого народного совета.
Слайд
Но в принципе внутрь можно и не ходить, а просто пройтись по площади. Мы видим гигантского Давида Микеланджело (копия)
Слайд
Оригинал в галерее Академии. Вообще Микеланджело хорошо представлении во Флоренции, я бы рекомендовала обязательно посмотреть
Слайд
Капеллу Медичи при Сан Лоренцо, и надгробия, выполненные Микеланджело – День и Ночь, утро и вечер. О микеланджело подробнее поговорим в лекции о великих итальянцах.
Слайд
Возвращаясь на площадь Синьории – куда не повернешься статуи, скульптуры и все шедевры, вот бронзовый Персей с головой медузы, Бенвенуто Челлини
Слайд
Фонтан Нептуна,
слайд
Лоджа дей Ланци – всего-навсего крытый портик для размещения гвардии J ландскнехтов, швейцарских гвардейцев, великих герцогов тосканских, но кажется, что вот удалась часть идеального города гармоничных пропорций, о котором так мечтали в возрождение. Какой красоты скульптурная композиция – похищение сабинянок скульптора Джамболоньи.
Слайд слайд
Проход через галерею Уффици к набережной реки Арно, тут еще явственнее гармоничные, геометрические пропорции идеального города, все-таки флорентийцам удалось хотя бы часть его воплотить, руководил проектом Дж.Вазари
Слайд
Понте Веккьо или старый мост, знаменитый крытый мост Флоренции. Великие герцоги тосканские медичи шли из Палаццо Веккьо через галерею Уффици в Палаццо Питти – он на другом берегу Арно, и чтобы не смешиваться с толпою Вазари построил галерею через мост. J А на мосту в те времена работали мясники, так что желание герцогов тосканских не запачкаться надо понимать не фигурально, а буквально.
Слайд
В настоящее время здесь лавки orefici, золотых дел мастеров,
Слайд
Ювелирные лавки и J очень дорогие, но изделия женское воображение потрясают красотой и искусством.
Слайд
Но вернемся к Галерее Уффици, один из самых прославленных музеев мира, строил Дж.Вазари, первоначально для uffici, офисов придворных чиновников, затем там разместили частную коллекцию рода Медичи, это один из первых музеев мира.
Слайд
Музей относительно небольшой, 50 залов, но один из самых примечательных музеев европейского искусства. Во-первых, само здание и интерьеры бесценны с художественной точки зрения, мы видим внешнюю галерею с гобеленами, откуда ведут проходы в залы
Слайд
Или так называемый круглый зал Трибуна, красивый гармоничный, где потолок инкрустирован драгоценными перламутровыми раковинами. Ну и в этой красоте, как в драгоценной раме, очень органично смотрятся все художники Возрождения и Леонардо да Винчи, и Тициан, и Микеланджело,и Караваджо все представлены и шедеврами.
Слайд
Но во Флоренции я бы советовала не распыляться а прицельно смотреть Боттичелли, он полно представлен в Уффици, потому что он отражает и суть города, и суть того чуда, которое случилось в 14-15 вв. во Флоренции. Вот мы видим Рождение Венеры, знакомое нам по школьным учебникам, юная богиня рождается из пены морской и приплывает в наш земной мир, незащищенная и немного еще нездешняя.
Вот также и искусство Возрождение вдруг родилось во Флоренции, из чего родилось? Кто была знать Флоренции, все Медичи, Альбицци, Перуцци, Пацци, Торнабуони – это были банкиры, ростовщики, аптекари, медики, суконщики – флоренция поднялась на торговле сукном, мясников помним с Понте Веккьо, = политические страсти, заговоры, убийства, повешение на окнах, костры, подавление городов соседей, стенка и на стенку и прочие ужасы. И вдруг из всего из этого рождается красота, искусство, гармония. Как? Почему? Откуда? Ну, вот как весна рождается из сердца зимы, или как любовь, которая тоже приходит ниоткуда. Откуда эта прекрасная весна европейской культуры, которая как ударная волна, как цунами обошла всю европу? Загадка.
Слайд
А вот собственно и картина Весна, аллегорическая загадка, загаданная нам неоплатоником С. Боттичелли, о ней в лекции о шедеврах.
Слайд слайд слайд
Слайд
А можно по музеям вообще не ходить, потому что Флоренция сама по себе город-музей, можно просто ходить по улицам и наслаждаться ее средневековым и ренессансным благородством, сдержанностью, аристократизмом.
Слайд
Слайд
На каждой улице антикварные лавки, вот специализированная по светильникам.
Слайд слайд
Идете по улице, а вот дворец, а на фасаде фреска, как ни в чем ни бывало, ждет Вашего взгляда.
Слайд слайд
Отели тоже ни в чем не уступают антикварным лавкам, и очень дороги, от 250 евро.
слайд
А вот типично ренессансный дворец – Палаццо Строцци, массивный как крепость, окна на первом этаже маленькие и в решетках на случай междоусобиц, а на втором этаже, уже красивые окна с арками и пилястрами. Когда в Москве строили сталинские дома, во многом ориентировались на ренессансные палаццо.
Слайд
А потом мы заглядываем в кьостро, внутренний дворик этого сурового палаццо, а там чудный, изящный и легкий ренессансный дворик.
Слайд
Палаццо Медичи_Риккарди
Слайд
И его великолепный, летящий и воздушный кьостро. Вот в этом вся Флоренция, она суровая и нежная, оксюморон, сочетание несочетаемого. Суровая и нежная как Данте, который в изгнании так никогда и не смог ее ни забыть, ни простить. Но она красива сдержанной, аристократической красотой, не напоказ, а для ценителя и знатока. У меня во Флоренции открывается сердце.
Слайд
И роскошные внутренние интерьеры, библиотека и архив движения сопротивления.
Подводя итог лекции по искусству жизни, которому учит нас Италия,что сказать коротко. Рим учит нас соизмерять наши каждодневные треволнения, которые кажутся нам вселенского масштаба, с величием империи, которая одновременно и пала, и осталась в умах и в фундаменте европейской культуры. Флоренция учит нас благородной красоте и подлинному аристократизму, учит понимать искусство. Венеция учит нас, что человек, загнанные в невыносимые условия не только и не просто выживает, но и утверждает свою сущность творца на более высоком уровне.
Еще более общее послание итальянских городов: представьте себе итальянца, который с детства растет на фоне этой красоты, впитывает ее в себя, она становится частью его генотипа. Видение мира итальянца отличается от нашего., способ взаимодействия с реальностью тоже. Да, мы не итальянцы, но когда мы в Италии, мы можем попробовать открыться всему этому, не бежать по магазинам и не щелкать телефоном, чтобы потом выложить в Фейсбуке не приходя в сознание. А спокойно сесть на главной площади, заказать кофе или свежевыжатый апельсиновый сок со льдом и попробовать впустить это в душу, пусть на время. Это европейская история и культура, она и наша тоже. И тогда красота проникает и оставляет внутри определенный отпечаток. И еще: человек есть то, что он думает, поэтому как можно чаще надо смотреть на красоту и думать о ней. Тогда все будет в порядке.
А возвратившись в свой родной город тоже надо учиться читать свой город, его архитектуру и историю, гений места и находить в нем гармонию, смысл и радость.
Спасибо за внимание, следующая лекция «Италия цветущая» - сады, парки и виллы Италии.
Милан
город Милан – и его визитная карточка великолепный готический Миланский собор, поражающий воображение и размерами и резной архитектурой. Я говорила, что каждый город хотел превзойти соседа и показать, что он самый богатый и может построить самый красивый собор не жалея ни денег, ни времени. Так вот Миланцы так увлеклись своим собор, что он строился в течение 5 веков. Результат того стоил. Построен в стиле пламенеющей или поздней готики из белого мрамора, единственный в
Европе именно беломраморный готический колосс. Это позднеготическое здание, которое содержит множество шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн, соединённых большим количеством парящих опор и контрфорсов.
Слайд
Он четвёртый по величине в Европе после соборов Святого Петрав Риме, Святого Павла в Лондоне и Севильского собора в Севилье
слайд
Интерьеры собора величественны, высота поражает, прекрасные витражи.
слайд
Радость от встречи с Миланским собором была бы неполной, если бы женщины, да и мужчины тоже не могли бы прямо с Соборной площади устремиться к главному полюсу притяжения милана – это мода, стиль и шоппинг. Милан, наряду с Парижем, Лондоном и Нью-Йорком является признанной столицей моды, здесь работают большинство итальянских стилистов, проводятся показы мод, недели мод, а также специализированные выставки по мебели, дизайну, оборудованию помещений.
слайд
Стоя рядом со входом в собор Вы сразу видите Г.В. Э – бутиковая галерея, наподобие нашего ГУМа, кто хочет полюбоваться красивой архитектурой, неспешно побродить и поужинать в центре города.
Слайд слайд
Via Montenapoleone – улица с монобрендовыми бутиками Prada, Pandoro, Ermenegildo Zegna, Tom Ford. У кого золотая кредитная карточка – Вам сюда.
Это так иллюстрация, а где и как приодеться – в лекции о моде.
слайд
Но если были бы только магазины, то Милан не дотягивал бы до звания мировой столицы стиля, нужно фундаментальное подкрепление моды – это мебель и дизайн и специализированные выставки в этой области, самые престижные, дорогие и успешные в Европе.
Слайд
Новый выставочный центр Милана “Fiera Milano” поражает воображение своими размерами и возможностями: 24 павильона общей площадью 345 тыс. кв. м, открытые выставочные площадки в 60 тыс. кв. м, новейшие технологии, удобные транспортные развязки и лучший сервис. “Fiera Milano” занимает первое место среди выставочных центров мира по таким параметрам, как выставочные площади, функциональность и качество помещений.
Слайд слайд слайд
слайд
Кастелло Сфорцеско – замок, дорогой сердцу каждого москвича и россиянина, потому что он напоминает кремль. И характер стен, и зубцы в форме ласточкиного хвоста, по-итальянскик merletti – дрозды, и круглые башни. Над башнями надо дофантазировать и представить шатровые зеленые своды башен московского кремля и сходство будет полным.
Слайд
Это сходство неудивительно, так как строили артели итальянцев. Кастелло Сфорцеско был построен как крепость семьи властителей Милана – Сфорца. Помните, я говорила о разграничении светской и церковной топонимики в средневековом городе. Миланский собор с колокольней- духовный центр города, в то время как светский – не просто здание местных властей или дворец местных властей, как палаццо дожей в венеции, но настоящая крепость, которая в случае чего может выдержать и осаду и натиск.
При дворе Сфорца работал и Леонардо да Винчи, который был тосканец по происхождению, но как-то флорентийцы его упустили, они вообще много кого упустили и Данте, и Микельанджело. Поэтому я бы рекомендовала если и ходить по музеям, то прицельно смотреть Леонардо да Винчи – это Пинакотека Амброзиана – портрет музыканта, и с нею же в одном музейном комплексе Библиотека Амброзиана – там сохранился знаменитый Атлантический кодекс Леонардо – 1119 стр, содержат чертежи и записи на различные темы — аэродинамика, оружие, музыкальные инструменты, математика, ботаникаи.
Ну и знаменитая фреска «Тайняя вечеря» в монастыре Санта Мария делле Грацие. Недавно ее отреставрировали, она очень плохо сохранилась, так как Леонардо, любивший эксперименты, в технику фрески стал эксперементировать с масляными красками. И уже при жизни да Винчи фреска стала осыпаться.
Следующий полюс притяжения Милана – это, пожалуй, мировой центр оперной культуры– театр Ла Скала, названный так, потому что построен на месте церкви Санта Мария делла Скала.
Снаружи строгий неоклассический стиль, внутри роскошный зал с великолепной акустикой.
Российского зрителя может удивить сама система формирования репертуара в Миланском театре – в отличие от привычной нам модели репертуарного театра, где одни и те же спектакли можно смотреть годами
- Ла Скала живет по системе стаджоне или сезона, когда за месяц предлагается одна опера и один балет, первая неделя месяца – премьера, затем спектакль играется еще три недели и все.
Не реже меняются и имена исполнителей, все пришлые и по контракту, на постоянной основе заняты только хор, кордебалет и оркестр, а все звезды, и это звезды первейшей величины, дирижеры и оперный певцы, балеруны, приглашаются на отдельный постановки. Так сейчас – художественный руководитель театра – Стефан Лисснер француз, главный дирижер – израильтянин, художник по декорациям – костариканец, главный балетмейстер театра – русский Махар Вазиев, до 2008 г., руководивший труппой Мариинского театра.
Преимущество системы сезона в новизне, это позволяет показывать избалованному миланскому зрителю что-то новое, недостаток – в затратах, каждая постановка обходится таетру от полумиллиона до миллиона евро. Всех интересует, как же Ла Скала до сих пор не раззоряется, но есть определенные маркетинговые ходы, часть спектаклей ставится в сотрудничестве с другими европейскими театрамми, некоторые постановки потом продаются, а самые успешные спустя несколько лет, играются снова. Правда из-за высокой стоимости складских помещений часто бывает выгоднее уничтожить декорации, чтобы потом их заново воссоздать.
билеты на оперу от 24 до 210 евро, балеты – от 17 до 127 евро. В день спектакля билеты на галерку стоимостью 13 евро – отстоять утреннюю очередь, чтобы попасть в списки, затем отметиться в этом списке около 5 вечера. И если в зале солидная публика в строгих костюмах, то на галерке можно встретить самую разношерстную публику, это и студент в рваных джинсах, и пенсионерка в вязаном свитере, и эксцентрично одетые личности, но именно они и есть знаменитые миланские опероманы, которых страшатся и одновременно мечтают покорить все солисты мира. Меломаны отличаются безграничной любовью к опере и фантастическими познаниями в ней. Многие знают наизусть целые партируры, а перед оперой прослушивают дом записи знаменитых исполнителей, чтобы было с чем сравнить. В 2012 когда Чечилия Бартоли исполнила арию из «Золушки» Россини, многие кричали «Позор», «Бедный Россини», пока дирижер не прервал концерт и не обратился к публике со словами»Идет концерт и прошу всех замолчать!», а дива не смутилась и повторно исполнила арию, обращаясь как раз к галерке. Как –то раз освистали и Паваротти (ария из Дон Карлоса Верди), но тот не прервал спектаклая, а впоследствии извинился за неподобающее исполнееие и поблагодарил зрителей за «оправданную критику». (2006, опера Аида, Роберто Аланья это не театр, а гладиаторская арена)
Дресс-код – пиджак и галстук, у женщин темный костюм или маленькое черное платье. Открытие сезона (7 декабря) смокинги и платья в пол.
слайд
Милан – это финансово-экономический центр страны, здесь располагаются штаб-квартиры многих банков, биржа, крупные компании и холдинги, издательский бизнес. множество финансовых и торговых компаний (Pirelli Telecom Italia, Alfa Romeo), а в пригороде располагается «авангард» промышленной зоны.
слайд
Поэтому в чем-то он похож на Москву, такой же деловитый, серый, зарабатывающий деньги, загруженное дорожное движение, пробки, битком набитое метро.
Слайд
Но посолиднее, побуржуазнее.