Что, вообще говоря, в человеке уникального?




Тема: «Философия человека. Основные проблемы философской антропологии»

 

Основные проблемы философской антропологии

Природа и сущность человека

Смысл жизни человека

 

Основные проблемы философской антропологии

Человек – это единственное живое существо, которое стремится познать самого себя.

Проблема человека принадлежит к кругу вечных вопросов, никогда не перестающих волновать философскую мысль. Человек издревле пытался понять самого себя, определить свое место в мире, отношение к себе и другим людям. Перед ним во все времена в той или иной форме вставали вопросы о сущности его бытия, о смысле жизни, о целях существования в этом мире, о жизненных ценностях и многие другие, требовавшие и не находившие бесспорного ответа. Проходили тысячелетия, однако призыв Сократа «Познай самого себя» оставался по-прежнему актуальным. Оставаясь для себя загадкой, человек упорно не прекращает свои искания.

«Познай самого себя» Сократ.

 

Философская антропология – это философское учение о природе и сущности человека

Ø Философия исследует человека во всей его целостности;

Ø Целью философского исследования человека является создание обобщенного человеческого образа-модели;

Ø Данный обобщённый образ человека служит исходной позицией как для конкретного научного исследования, так и для практического действия;

Ø Философское знание о человеке отличается тем, что в нем соединяется вечное, вневременное и исторически конечное, актуальное. Это обусловлено тем, что ядром философского знания о человеке являются вечные проблемы человеческого бытия.

Основные проблемы философской антропологии:

1. Природа и сущность человека

2. Универсальная модель (образ) человека

3. Происхождение человека и общества (антропосоциогенез)

4. Смысл (цель) жизни человека.

5. Место человека в мире.

6. Свобода человека в обществе.

7. Главные ценности жизни человека.

8. Связи человека с различными сферами общества.

 

Природа и сущность человека

В настоящее время представители большинства философских направлений сходятся в том, что человек - уникальное творение Вселенной, что это – загадочное существо, тайну которого не в состоянии раскрыть в отдельности ни современная наука, ни философия, ни религия. Подчеркивая исключительность и неповторимость человека, сторонники этого подхода заявляют, что на Земле нет существа, которое могло бы сравниться с ним.

Что, вообще говоря, в человеке уникального?

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, философская антропология исследует такие понятия как «природа» и «сущность» человека.

 

Под природой человека подразумеваются стойкие черты и свойства, выражающие его особенности как живого существа, которые присущи каждому человеку во все времена. Раскрыть эти признаки – значит выразить человеческую природу.

 

Сущность человека – это главное, определяющее свойство человека. Выявить эту главенствующую черту – означает постичь сущность человека.

 

Уровни анализа феномена человека:

1. Человек в общем смысле. Родовая природа и сущность.

2. Социально-исторический уровень (человек как участник социальной группы или конкретного общества). Профессиональная природа и сущность.

3. Индивидуальный уровень. Природа и сущность конкретного человека.

 

В истории философской мысли существовали разные представления о природе человека:

1. Человек есть маленький мир, то есть в нём есть всё, что есть в мире.

2. Человек есть вечный духовный мир, духовные качества.

3. Природа человека есть социальность.

4. Природа человека есть вера в Бога.

5. Природа человека есть разум.

6. Природа человека механизм наделённый душой.

7. Природа человека двойственна: это мир биологической необходимости и нравственной свободы.

8. Природа человека противоречива: борьба разума и страстей.

9. Природа человека производство орудий труда.

10. Природа человека в наличии возможности делать выбор.

 

Обычно при определении человеческой природы указывают на признаки, отличающие человека от животных. Человек – это биосоциальное существо.

Биологическое начало:

Ø Анатомия и физиология

Ø Биологические потребности

Ø Инстинкты

Ø Эмоции

Ø Наследственность (гены)

Ø Прямохождение

Ø Развитый головной мозг

Ø Кровеносная, нервная, костная, мышечная системы

Социальное начало:

Ø Мышление

Ø Речь

Ø Целеполагание

Ø Социальные потребности: в дружбе, любви, понимании

Ø Духовные потребности: религия, искусство

Ø Труд, деятельность

Ø Творчество

Ø Фантазия

Ø Самосовершенствование

Ø Развитие способностей

 

Родовая природа человека:

Ø прямохождение

Ø развитый головной мозг

Ø особенности анатомии и физиологии

Ø мышление (разум, сознание)

Ø речь

Ø целеполагание

Ø социальная деятельность (все виды деятельности, творчество)

Ø самопознание, самосовершенствование

Ø возможность выбирать модели поведения

 

Родовая сущность человека:

Ø трудовая деятельность, имеющая всегда общественный характер

 

Человеческая природа:

Ø не может быть сведена к перечню каких-то устоявшихся признаков;

Ø она не является чем-то косным, застывшим;

Ø сохраняя себя в качестве определенной целостности, она, тем не менее, подвержена постоянным изменениям.

Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое одновременно. Он аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь комплекс общественных отношений и таким образом реализует свою человеческую сущность.

Его сущность – социально-деятельностное отношение к миру, в этом он реализует себя и изменяет мир. Человека нельзя считать существом завершенным и статичным.

 

Выводы:

1. Человек – это многогранное и многокачественное явление, принципиально не сводимое к одной из своих ипостасей.

2. Родовая природа человека – это набор его важнейших признаков и свойств как биосоциального феномена.

3. Родовая сущность человека – это такое его свойство, как социально-деятельностное отношение к миру. Вне деятельности, социальных отношений и общения (как формы их реализации) человек просто не может стать человеком. И совершенно прав был Аристотель, отмечая, что существо, не способное вступать в общение, – или животное, или Бог.

4. Человек – это субъект и продукт исторического процесса, родовое существо (представитель рода homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни и отличающееся от них способностью к социальной деятельности.

 

Природа автомеханика:

Знает:

- конструкцию автомобиля

- причины возникновения поломок

- рабочие приёмы и технологии диагностики, ремонта и обслуживания автомобилей;

- виды топлива, масел смазочных материалов

Умеет:

- читать технические чертежи и схемы;

- обслуживать и ремонтировать автомобили

 

Сущность автомеханика: умеет обслуживать и ремонтировать автомобиль.

 

Смысл жизни человека

В современной философии наблюдается усиленный интерес к проблемам смысла жизни человека. Философские концепции разных авторов предполагают разные варианты решения проблемы смысла жизни.

Наиболее распространенными из них являются:

а) максимальная реализация своих возможностей в той или иной сфере;

б) интеллектуальное преодоление «абсурда жизни». Вызов «абсурду жизни»;

в) наслаждение и избавление от страданий (гедонизм).

 

Философия апеллирует, прежде всего, к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ на этот вопрос самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия. Философия же помогает ему в такого рода поисках, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человека.

Попробуем, логически рассуждая, найти ответ на вопрос: «В чём смысл жизни человека?»

Для этого нам необходимо определиться с такими понятиями, как:

- жизнь человека;

- смысл;

- цель.

Жизнь человека – это бытие (существование) человека, как биосоциального существа. Она состоит из его деятельности, поступков.

Смысл - это видение (понимание) того, что сделанное кому-то всерьез нужно. Смысл отвечает на вопрос: кому это надо?

Цель – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена. Цель отвечает на вопрос: ради чего я действую?

Цель жизни и смысл жизни - разные вещи. Цель жизни дает ей стержень, целостность и направленность. Смысл жизни говорит о том, что то, что делаешь, кому-то действительно нужно.

Если же жизнь человека организована какими-то целями, имеет определенное направление и определенные результаты, то у такой жизни есть цель и возможен смысл. Однако - только возможен. Жизнь может иметь цель, но не иметь смысла.

Цель жизни чаще характеризуют людей энергичных, но сама по себе жизненная энергия не гарантирует, что вы окажетесь в жизни там, где вы хотите. Можно энергично двигаться к вершине, а потом обнаружить, что эта вершина не твоя. Как не ошибиться? Думать заранее.

Основные тезисы:

 

ü Современная философия исходит из самоценности и самоцельности человеческой жизни, которая предстаёт не случайной, и не бессмысленной, поскольку индивид, личность рассматриваются не только сами по себе, но и как часть целого – человеческого общества;

ü Человек рождается в обществе, получает в нем все средства, необходимые для своего развития. Он зависит от общества, но вместе с тем и противостоит ему как творец новых форм социального бытия;

ü Принцип самоценности каждой человеческой жизни позволяет трактовать человека в его отношении к общественному целому не только как средство, но и как цель;

ü Цели и смысл жизни личности всегда связаны с обществом;

ü Максимальное развитие наиболее ценных и сильных задатков и способностей личности изменяет общественные отношения. От этого во многом зависит и общественная значимость человека. Всесторонне развивая свои способности, каждый человек вносит свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: