ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ




Экономика, познавательная и практическая функции, микро­экономика, макроэкономика, научная абстракция, функциональ­ный анализ, моделирование, графический анализ; меркантилизм, физиократическая школа, классическая политэкономия, марк­сизм, неоклассическое направление, маржинализм, кейнсианство, монетаризм, теория рациональных ожиданий, неолиберализм, ин­ституционально-социологическое направление.

 

 

Потребности, экономические блага, производство, сфера материального производства и непроизводственная сфера, по­требление, факторы производства, труд, земля, капитал, пред­принимательская деятельность, проблема выбора, кривая про­изводственных возможностей, закон замещения, эффективность производства, альтернативные издержки, закон возрастающих аль­тернативных издержек производства, основные вопросы экономи­ки, экономическая система, традиционная, плановая, рыночная, смешанная экономики.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ

1. Что изучает экономика, каковы ее основные функции? В чем состоит основная проблема экономической практики?

2. Что изучает микро- и макроэкономика? Какова связь между этими двумя частями экономики?

3. Что из перечисленного изучается микроэкономикой, а что макроэкономикой:

а) уровень безработицы в стране;

б) определение оптимального объема производства фирмы;

в) факторы, определяющие экономический рост;

г) рациональное потребительское поведение.

4. Какова связь между экономикой и юриспруденцией?

5. Охарактеризуйте основные методы изучения экономичес­ких процессов и явлений.

• Что такое научная абстракция?

• В чем суть метода экономико-математического моделиро­вания?

• Что собой представляет функциональный анализ и как он применяется в экономических исследованиях?

• Возможно ли экспериментирование в экономике?

6. Рассмотрите основные вехи в истории развития экономики как
науки. Как исторически менялось понимание предмета экономики?

7. Когда и представителями какой школы в центр внимания экономической науки был поставлен человек и его потребности? Что изучает экономике?

8.В чем суть учения Кейнса?

9.Охарактеризуйте основные современные экономические школы.

1.Что такое потребности, от чего они зависят? По каким при­знакам можно группировать потребности? Что такое пирамида по­требностей А. Маслоу?

2.Как удовлетворяются потребности людей? Что такое блага и как их можно группировать?

3.Что собой представляет процесс производства? Какие отрас­ли экономики вы отнесете к сферам материального и нематериального производства?

4.Какие ресурсы необходимы для организации производства?
Охарактеризуйте каждый из них. Как вы понимаете тезис об огра­ниченности ресурсов? Она абсолютна или относительна?

5.Какая проблема возникает в связи с ограниченностью ресур­сов? Что такое кривая производственных возможностей? О чем гово­рит закон замещения? Какое производство считается эффективным?

6.Даны альтернативные возможности производства автоматов
и телевизоров

Варианты Автоматы (тыс. шт.) Телевизоры (тыс. шт.)
A B C D E    

На основании приведенных данных:

а) определите альтернативные издержки производства 1 тыс.
автоматов и 1 тыс. телевизоров;

б) отложив на горизонтальной оси объемы производства авто­матов, а на вертикальной — телевизоров, постройте кривую производственных возможностей;

в) на построенной КПВ найдите точки, соответствующие: 1) производству 15 тыс. телевизоров и 4 тыс. автоматов, 2) производству 10 тыс. автоматов и 16 тыс. телевизоров. Возможно ли такое производство? Эффективно оно или не­ эффективно?

г) предположим, что в результате технического прогресса производительность в радиотехнической промышленности повысилась, и теперь можно при тех же ресурсах производить столько же, как и раньше, автоматов и в соответствии с каждым вариантом 32, 28, 22, 14, 0 млн телевизоров. Начер­тите новую кривую. Что произошло с производственными возможностями?

7. Что такое альтернативные издержки производства? Почему и при каких условиях они возрастают?

8. Какие проблемы возникают в связи с ограниченностью ре­сурсов?

9. Что такое экономическая система и каковы ее основные признаки?

10.Охарактеризуйте кратко традиционную, рыночную, коман­дную (плановую) и смешанную экономику.

ТЕСТЫ

1. Выберите наиболее полное определение предмета экономики. Экономика изучает:

а) процесс производства и обмена товарами;

б) деньги, банковскую систему, капитал;

в) национальное богатство страны;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: