В.1. Предмет и метод экономики





Экономика для Юристов-15

Изучение экономической теории должно привить молодым людям ощущение ответственности за судьбы своей страны.

Н.Г. Мэнкью

Введение

ЭКОНОМИКА КАК НАУКА

Студенты всех специальностей всех высших учебных заведе­ний во всех странах изучают экономику. Учебные дисциплины мо­гут быть разные — «политическая экономия», «экономикс», «эко­номическая теория», «экономика», но основное содержание соот­ветствующих курсов одинаково — это теоретические основы экономической жизни общества.

Основным доводом в пользу изучения всеми теоретических ос­нов экономики является то, что экономика исследует проблемы, которые касаются всех людей без исключения. Все люди вовле­чены в сферу экономической жизни (они трудятся, получают дохо­ды, совершают покупки, платят налоги и т.п.). Всякий человек рано или поздно задается вопросами: от чего зависит заработная плата, почему растут цены, почему в одной стране уровень жизни выше, чем в другой, что выгоднее — работать по найму или орга­низовать собственное дело, положить деньги в банк или купить ак­ции, и вообще, что такое деньги?

Как писал автор всемирно известного учебника «Экономика», лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон, «для человека, кото­рый систематически не изучал экономическую теорию, представ­ляет огромную трудность не только дать ответ на эти вопросы, но даже сама попытка обдумать их как следует. Он подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению».

Изучение экономики, экономических теорий и методов эко­номического анализа создает целостное представление об эконо­мической жизни общества, формирует экономический образ мыш­ления, необходимый для понимания сути разнообразных эконо­мических процессов и явлений.

 

 

В.1. Предмет и метод экономики

Начиная систематическое изучение курса, необходимо прежде всего выяснить, что такое экономика, каковы ее предмет, функ­ции, как экономика связана с другими общественными науками; какими методами пользуются экономисты при проведении эконо­мического анализа; в чем особенность экономических показате­лей, характеризующих те или иные экономические процессы и яв­ления.

Слово «экономика» — греческого происхождения (ойкос — хо­зяйство, номос — закон). Оно означает «законы хозяйствования».

Сегодня термин «экономика» используется в двух основных значе­ниях: во-первых, как синоним слова «хозяйство» (экономика стра­ны, региона, предприятия и т.п.) и, во-вторых, как название науки о хозяйствовании.

Согласно современному пониманию, экономика— это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безгра­ничных потребностей людей ограниченными ресурсами.

Следует отметить, что такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития экономики как науки.

Как и всякая наука, экономика выполняет прежде всего позна­вательнуюфункцию — она теоретически объясняет, как функцио­нирует хозяйство, в чем суть, причины, последствия экономичес­ких процессов (как банки создают деньги, в чем суть инфляции, как предложение влияет на цены и т.п.).

Вторая функция экономики — практическая(рекомендатель­ная). На основе позитивных знаний экономика дает рекоменда­ции, предлагает варианты действий для хозяйственной практики и экономической политики, проводимой государством.

Экономичес­кая политика(совокупность мер, направленных на достижение ос­новных экономических целей) не должна быть волюнтаристской (волевой), в основе её должны лежать теоретические выводы и по­ложения, вырабатываемые экономической наукой.

Экономика — сложная, многоуровневая система, поэтому в за­висимости от объекта исследования экономическая наука подраз­деляется на две большие области:

• микроэкономика— раздел экономической науки, который исследует поведение отдельных экономических субъектов — покупателей, фирм; анализирует механизм функционирова­ния отдельных рынков, способы распределение ограничен­ных ресурсов, процесс формирования доходов и т.п.;

макроэкономика— раздел экономической науки, который изучает функционирование экономики страны в целом, та­кие общие явления и процессы, как темпы роста нацио­нального производства, инфляция, безработица, бюджет­ный дефицит, государственный долг, методы государствен­ного регулирования и т.п.

 

 

Несмотря на различия в акцентах, микро- и макроэкономика являются частями одной науки. Одни и те же концепции и теории используются при микро- и макроанализе, одни и те же проблемы могут рассматриваться на разных уровнях.

Экономикаобщественная наука.Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими об­щественными науками: историей, социологией, политологией, юриспруденцией и т.д.

Связь экономики и юриспруденции обус­ловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются.

Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой осно­вы — совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствую­щих субъектов как на микро-, так и на макроуровне.

В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождает­ся изменениями, происходящими в экономической жизни общества. Экономика — историческая наука;она постоянно развивается, способствуя углублению знаний об экономической стороне жизни общества.

Поскольку экономика изучает важнейшую (материальную) сторону развития общества, она являетсяосновой для большин­ства других общественных наук.

Экономическая наука — это един­ственная отрасль социальных исследований, за достижения в кото­рой присуждается Нобелевская премия.

Изучая, как функционирует хозяйство, и выдвигая требова­ния, как оно должно функционировать, экономика как наука ис­пользует определенные методы исследования(метод — это путь, способ исследования каких-либо явлений).

Как же экономика изу­чает свой предмет? При анализе экономических явлений пользу­ются такими методами исследования, как научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение и проверка ги­потез, функциональный анализ, моделирование, экспериментиро­вание и др. Остановимся на некоторых из этих методов подробнее.

Метод научной абстракции.Его суть — очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение сущ­ностного, постоянного, типичного. Результатом научной абстрак­ции являются:

категории и понятия, выражающие сущностные стороны
исследуемых объектов (цена, прибыль, рента и т.п.);

экономические законы (принципы), отражающие постоян­ные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Например, закон спроса: повышение цены (причина) ведет к снижению спроса (следствие).

Функциональный анализ.Установление зависимостей и взаимо­связей между экономическими явлениями и процессами, при ко­торых одни факторы рассматриваются как данные, независимые (экзогенные), а другие как зависимые (эндогенные), производные от первых.

При изучении зависимости, например инвестиционно­го спроса от уровня банковского процента, процент рассматрива­ется как независимая переменная (аргумент), а инвестиции — как зависимая (функция).

В экономике широко используется метод графических изобра­жений,позволяющий наглядно изобразить те или иные экономи­ческие зависимости.

Экономико-математическое моделированиесегодня весьма распространенный метод исследования экономических проблем, который позволяет выявить причины, закономерности, послед­ствия тех или иных экономических процессов и явлений.

Моделипредставляют собой упрощенное описание реальности, абстракт­ное обобщение посредством уравнений и графиков, описывающих взаимосвязи экономических переменных. Модели, игнорируя мно­гочисленные второстепенные детали, усложняющие выявление экономических связей, закономерностей, позволяют лучше пони­мать и описывать экономическую практику.

Математическое моделирование в экономике достаточно сложно, так как экономика — многомерная система, характер фун­кционирования и развития которой носит в значительной мере стохастический (вероятностный) характер и находится под воздей­ствием множества внешних факторов.

Экономисты в своих исследованиях часто используют допуще­ние «при прочих равных условиях», т.е. допускают, что все другие пере­менные, за исключением тех, которые в данный момент исследуют­ся, неизменны.

Такой метод упрощает процесс анализа исследуемой связи. Например, при изучении влияния изменения дохода на ры­ночный спрос мы принимаем как неизменные цены данного и со­пряженных товаров, вкусы, число покупателей на рынке и т.п.

Экспериментирование — это искусственное воспроизведение экономических явлений и процессов с целью их изучения. Экспе­риментирование в экономике, в принципе, возможно, но должно использоваться очень осторожно; эксперименты не должны на­сильственным образом ломать естественные экономические про­цессы, «втискивать» реальную экономическую жизнь в рамки ис­кусственных конструкций.

Какими бы методами ни пользовались экономисты в своих ис­следованиях, практика, экономическая действительность являют­ся критерием верности тех или иных выводов, положений эконо­мической теории. Если можно сказать, что «это верно в теории, но не на практике», это значит, что неверно то или иное теоретичес­кое положение, тот или иной вывод.





Читайте также:
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.016 с.