возможность вести на одном компьютере бюджетирование нескольких организаций.




Введение

 

Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом составления, выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере, настолько, насколько это касается его деятельности.

Актуальность данной темы очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

· увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;

· высокая нестабильность внешних условий и факторов;

· новый стиль руководства персоналом;

· усиление центробежных сил в экономической организации;

Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:

· неопределенность внешней (рыночной) среды;

· возможность слияния или поглощения другой фирмой;

· возможность монопольного установления цены реализации продукции;

· контрактные отношения;

В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Кроме того, в современных рыночных отношениях, которые характеризуются возросшей конкуренцией, планирование экономической деятельности предприятия является одним из самых важных показателей конкурентоспособности.

Благодаря планированию достигается равновесие между производством и сбытом продукции, спросом и предложением.

Курсовая работа посвящена теме «Финансовый план предприятия на примере ОАО «Навашинский завод стройматериалов».

Целью настоящей работы является изучение теоретических основ финансового планирования, проблемных вопросов финансового планирования.

Предмет исследования - система финансового планирования.

Объектом исследования является строительная организация ОАО «Навашинский завод стройматериалов».

В работе раскрывается сущность финансового планирования, его цель и задачи, на конкретном примере рассмотрена организация оперативного финансового планирования в ОАО«Навашинский завод стройматериалов». Показаны методы финансового планирования на перспективный период, особое внимание уделено новым методам, в частности бюджетированию.

 

 

1. Теоретические аспекты финансового планирования

1.1 Сущность, задачи и содержание финансового планирования

 

Финансовое планирование- (англ, financial planning) - вид управленческой деятельности, связанный с определением финансовых условий работы предприятия для эффективного выполнения им плановых заданий [3, с.105] Различные авторы дают следующие определения понятию финансовое планирование:

О.Н. Лихачева. «Финансовое планирование - это процесс анализа финансовой и инвестиционной политики, прогнозирование их результатов и воздействия на экономическое окружение предприятия; процесс принятия решений о допустимом уровне риска и выборе окончательных вариантов финансовых планов» [17, с.35].

И.А Ревинский.,Романова Л.С. «Финансовое планирование представляет собой процесс разработки мер по обеспечению организации необходимыми ресурсами, повышению эффективности ее деятельности в будущем» [4, с.29].

И.Т.Балабанов «Финансовое планирование - процесс выработки плановых заданий, составления графика их выполнения, разработку финансовых планов и финансовых программ (финансовое прогнозирование), обеспечение их необходимыми ресурсами и рабочей силой, контроль за их исполнением» [3, с.47]..

Л.Н. Павлова «Финансовое планирование это не что иное, как планирование финансовых ресурсов и фондов денежных средств» [17, с.27].

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что целью финансового планирования является, обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам и во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с плановыми заданиями и конъюнктурой рынка. Финансовое планирование на предприятии взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе бизнес-плана. Финансовое планирование представляет собой систему долгосрочных, текущих и оперативных планов. В долгосрочном плане определяют основные финансовые показатели, дают финансовую оценку изменений стратегического порядка в деятельности предприятия. В текущем плане обеспечивают увязку всех разделов плана предприятия с финансами. При этом финансовое планирование должно играть активную роль, не сводясь к обсчету других показателей в денежном выражении. Финансовое планирование охватывает ряд взаимосвязанных этапов (обязательных условий (компонентов), необходимых для успешной организации финансового планирования) [4, с.127]:

-анализ финансового состояния предприятия;

-прогнозирование финансовых условий хозяйствования в планируемом периоде;

-определение финансовых задач;

-разработку вариантов, показателей финансового плана и выбор оптимального варианта;

-корректировку отдельных финансовых показателей в увязке с другими заданиями плана предприятия

-производство, программа, капитальное строительство, техническое развитие и др.);

-доведение заданий плана до подразделений и ответственных исполнителей; организацию учета и контроль за выполнением плана.

В условиях рынка предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на перспективу. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы преуспеть в хозяйственной деятельности, а во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками, и другими кредиторами и тем самым защищать себя от финансовых санкций. Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности. Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово - хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивает необходимый контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает условия для укрепления финансового состояния предприятия [6, с.137]. Важнейшие объекты финансового планирования: расчет выручки от продажи продукции (работ, услуг) для составления достоверного баланса доходов и расходов, формирования и распределения прибыли, текущего и перспективного объема оборотных активов; определение источников прироста норматива собственных оборотных активов и покрытия их недостатка; расчет амортизационных отчислений; расчет ремонтного фонда; формирование и распределение социальных фондов предприятия; мобилизация внутренних ресурсов в капитальном строительстве; взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами. Опираясь на расчеты и установленные нормы и нормативы, в процессе финансового планирования определяют возможные объемы собственных финансовых ресурсов на планируемый период. Планирование помогает предотвращать ошибочные действия в области финансов, а также уменьшает число неиспользованных возможностей. Финансовый план обеспечивает предпринимательский план хозяйствующего субъёкта финансовыми ресурсами и оказывает большое влияние на экономику предприятия.

Из выше сказанного можно определить основные задачи финансового планирования:

- обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования. При этом огромное значение имеют целевые источники финансирования, их формирование и использование;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. Бизнес-план, содержащий подобное обоснование инвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение капитала;

- гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для данного предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи в бюджет.

- выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные;

- контроль рублём за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные. Для решения проблем финансового обеспечения нового предприятия имеет значение юридический план, в котором определяется организационно-правовая форма предприятия и виды деятельности [17, с.37]. Также включается раздел по оценке рисков и страхованию. Завершающая часть бизнес-плана представляет собой финансовый план, обобщающий все предыдущие разделы в стоимостном выражении. В нем должны быть отражены данные об объеме продаж и общей прибыли, объеме инвестиций, использовании собственных и заемных средств, срок окупаемости вложений, процентное соотношение доходов и расходов, сроки выплаты дивидендов. В состав финансового плана входит план доходов, план расходов и баланс активов и пассивов фирмы.

1.2 Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

Финансовое планирование на фирме бывает трех видов и различается по типу составляемого плана и сроку на который он разрабатывается. Финансовое планирование бывает: оперативное, текущее и перспективное (стратегическое).

Все виды финансового планирования на фирме связаны друг с другом и осуществляются в определенной последовательности (табл.1).

Таблица 1

Виды финансового планирования

Виды финансового планирования Перспективное (стратегическое) финансовое планирование Текущее финансовое планирование Оперативное финансовое планирование
Формы разрабатываемых финансовых планов Прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского баланса План доходов и расходов по операционной деятельности; план доходов и расходов по инвестиционной деятельности; план поступления и расходования денежных средств; балансовый план Платежный календарь, кассовый план
Период планирования 1 -3 года 1 год Декада, квартал, месяц

Перспективное финансовое планирование

В современных условиях перспективное финансовое планирование охватывает период от одного года до трех лет. Перспективное планирование состоит из разработки финансовой стратегии предприятия и прогнозирования финансовой деятельности. Финансовая стратегия предприятия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Финансовая стратегия должна также согласовываться с общей стратегией фирмы, хотя она тоже оказывает на общую стратегию определенное влияние.

Процесс формирования финансовой стратегии предприятия состоит из следующих этапов:

- определение периода реализации стратегии;

- анализ факторов влияния внешней среды фирмы;

- формирование стратегических целей финансовой деятельности;

- разработка финансовой политики фирмы;

- разработка системы мероприятий по обеспечению финансовой стратегии фирмы;

- оценка разработанной финансовой стратегии[9,с.151].

Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, воплощение стратегии фирмы.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:

- прогноза отчета о прибылях и убытках;

- прогноза движения денежных средств;

- прогноза бухгалтерского баланса.

Основной целью создания этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода.

Текущее финансовое планирование

Текущее планирование финансовой деятельности является составной частью перспективного плана, оно основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности и представляет собой конкретизацию его показателей. Разрабатываемые конкретные виды текущих финансовых планов дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру доходов и затрат фирмы, обеспечить постоянную платежеспособность, определить структуру активов и капитала фирмы на конец планируемого периода.

Текущее финансовое планирование состоит в разработке трех основных документов:

- плана движения денежных средств;

- плана отчета о прибылях и убытках;

- плана бухгалтерского баланса[9,с.218].

Основная цель этих документов – оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план создается на период в один год.

Годовой финансовый план разбивается поквартально или помесячно, в зависимости от потребности в финансовых средствах. Более конкретно план позволяет более точно скоординировать движение денежных средств, сопоставить доходы и расходы, ликвидировать кассовые разрывы.

На этапе создания годового финансового плана устанавливается соответствие возможностей предприятия по выпуску продукции, оказанию услуг со спросом и предложением на рынке.

Текущие финансовые планы предприятия разрабатываются на основе данных о:

- финансовой стратегии фирмы;

- результатах финансового анализа за прошедший период;

- планируемых объемах производства и реализации продукции;

- других экономических показателях операционной деятельности фирмы.

Также на разрабатываемые планы влияет действующее законодательство, система налогообложения и иные внешние факторы.

Для составления финансовых документов важно определить объем будущих продаж, обычно этот план составляется еще на этапе перспективного финансового планирования.

На основе этих данных рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, определяются и другие составные затраты на производство. И уже на основе этих данных разрабатывается плановый отчет о прибылях и убытках. С помощью этого отчета прогнозируется величина прибыли, которая должна быть получена в расчетном периоде.

Далее разрабатывается план движения денежных средств. Этот план учитывает все поступления и платежи, затраты и расходы, показывает чистый денежный поток, то есть избыток или дефицит денежных средств на определенный момент времени. Фактически он показывает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение типов деятельности позволяет повысить эффективность управления денежными потоками [9,с.234].

Заключительным документом текущего годового финансового плана является плановый баланс активов и пассивов на конец планируемого периода. Он показывает состояние имущества и финансов предприятия в результате планируемой деятельности.

Цель разработки балансового плана формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающей достаточную финансовую устойчивость фирмы в будущем периоде.

По мере реализации заложенных в текущем финансовом плане мероприятий регистрируются фактические результаты деятельности предприятия.

Оперативное финансовое планирование

Оперативное финансовое планирование является как бы логическим продолжением текущего финансового планирования. Оно осуществляется в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятия. Финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, а это требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Он включает в себя составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

1.Организация расчета временного совпадения денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;

2. Формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков;

3. Ежедневный учет всех изменений в информационной базе;

4. Анализ неплатежей (по суммам и источникам) и организация мер по их преодолению и предотвращению;

5. Расчет потребности в краткосрочном кредите в случае временного несовпадения денежных поступлений и обязательств, а также оперативное приобретение заемных средств;

6. Расчет временно свободных средств предприятия, он производится по сумам и срокам;

7. Анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного вложения временно свободных средств [10,с.204].

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой на месяцы и более короткие периоды. При его осуществлении необходимо следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансовых обязательств.

Главной особенностью правильно составленного платежа является его сбалансированность. Такой календарь помогает выявить финансовые ошибки, недостаток средств, понять причину такого положения, наметить и выполнить соответствующие мероприятия, и таким образом, избежать финансовых затруднений.

Календарь платежей составляется на основе следующих документов:

- плана реализации продукции;

- сметы затрат на производство;

- плана капитальных вложений;

- выписок по счетам предприятия и приложений к ним;

- договоров;

- внутренних приказов;

- графика выплаты заработной платы;

- счетов-фактуры;

- а также установленных сроков платежей для финансовых обязательств.

Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план – план оборота наличных денежных средств. Этот план отражает поступление и выплаты наличных денежных средств через кассу. Он необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.

Банку, обсуживающему предприятие также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки. Кассовый план разрабатывается на квартал.

Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана и делаются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре их формирования [10,с.256].

 

1.3 Характеристика методов финансового планирования

 

Существует два основных метода финансового прогнозирования. Один из них – метод бюджетирования основан на концепции денежных потоков и его аналогом служит расчет финансовой части бизнес-плана.

Процесс бюджетирования является составной частью финансового планирования - процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов.

Бюджетирование – процесс построения и исполнения бюджета предприятия на основе бюджетов отдельных подразделений.

Бюджет – детализированный план деятельности предприятия на ближайший период, который охватывает доход от продаж, производственные и финансовые расходы, движение денежных средств, формирование прибыли предприятия.

Бюджеты подразделяются на два основных вида:

- операционный бюджет, отражающий текущую (производственную) деятельность предприятия;

- финансовый бюджет, представляющий собой прогноз финансовой отчетности.

План прибылей и убытков – основной документ операционного бюджета. Содержит данные о величине и структуре выручки от продаж, себестоимости реализованной продукции и конечных финансовых результатах.

Финансовый бюджет составляется с учетом информации, содержащейся в бюджете о прибылях и убытках.

Одним из основных этапов бюджетирования является прогнозирование движения денежных средств.

Бюджет движения денежных средств – это план денежных поступлений и платежей. При расчете бюджета движения денежных средств принципиально важно определить время поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций.

Значение общего бюджета для предприятия раскрывается через следующие его функции:

- планирование операций, обеспечивающих достижение целей предприятия;

- координация различных видов деятельности и отдельных подразделений. Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию;

- стимулирование руководителей всех рангов на достижение целей своих центров ответственности;

- контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;

- основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей;

- средство обучения менеджеров.

В отличие от формализованных отчетов о прибылях и убытках или бухгалтерского баланса, бюджет не имеет стандартизированной формы, которая должна строго соблюдаться. Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Форма и структура бюджета зависят от многих факторов: масштаба деятельности предприятия; достаточности и доступности исходной информации; состояния нормативной базы предприятия; от квалификации и опыта разработчика.

Второй метод называется метод «процента от продаж» (первая модификация) или метод «формулы» (вторая модификация). Его преимущества – простота и лаконичность. Применяется для ориентировочных расчетов потребности во внешнем финансировании.

Факторы, оказывающие влияние на величину потребности в дополнительном финансировании:

- планируемый темп роста объема реализации;

- исходный уровень использования основных средств;

- капиталоемкость (ресурсоемкость) продукции;

- рентабельность продукции;

- дивидендная политика.

Метод «процента от продаж» - метод пропорциональной зависимости показателей деятельности предприятия от объема реализации.

Все вычисления по методу «процента от продаж» (методу «формулы») делаются на основе следующих предположений:

1. Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются, в среднем, на столько же процентов. Это означает, что и текущие активы, и текущие пассивы будут составлять в плановом периоде прежний процент от выручки;

2. Процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствие с:

а) технологическими условиями бизнеса;

б) учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования;

в) в соответствие со степенью материального и морального износа наличных основных средств и т.п.;

3. Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными;

4. Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции.

Для прогнозирования нераспределенной прибыли к нераспределенной прибыли базового периода прибавляют прогнозируемую чистую прибыль и вычитают дивиденды.

Расчет величины необходимого внешнего финансирования производится в тех случаях, когда мощности предприятия (его основной капитал) оказываются недостаточными для увеличения объема продаж и нужны дополнительные вложения в основной капитал. Во многих случаях мощностей фирмы вполне хватает для увеличения выпуска и продаж продукции.

Вывод. Финансовое планирование- (англ, financial planning) - вид управленческой деятельности, связанный с определением финансовых условий работы предприятия для эффективного выполнения им плановых заданий. Важнейшие объекты финансового планирования: расчет выручки от продажи продукции (работ, услуг) для составления достоверного баланса доходов и расходов, формирования и распределения прибыли, текущего и перспективного объема оборотных активов; определение источников прироста норматива собственных оборотных активов и покрытия их недостатка; расчет амортизационных отчислений; расчет ремонтного фонда; формирование и распределение социальных фондов предприятия; мобилизация внутренних ресурсов в капитальном строительстве; взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами. Финансовое планирование на фирме бывает трех видов и различается по типу составляемого плана и сроку на который он разрабатывается: оперативное, текущее и перспективное (стратегическое).Все виды финансового планирования на фирме связаны друг с другом и осуществляются в определенной последовательности. Ведущим финансовым планом в современных условиях является текущее финансовое планирование. Кассовый план – это план оборота наличных денежных средств, определяющих поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия. Кассовый план не только отражает платежеспособность предприятия, но и необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных денег.

2. Организация финансового планирования в ОАО «Навашинский завод стройматериалов»

2.1 Краткая характеристика объекта исследования

ОАО «Навашинский завод стройматериалов» является одним из ведущих предприятий по производству ресурсо-и энергосберегающих строительных материалов, обеспечивает выпуск и поставку практически всей номенклатуры высококачественных и экологически чистых строительных материалов, позволяющих построить жилые дома с высоким уровнем комфортности.

Решение о строительстве в г.Навашино силикатного завода было принято Министерством промстройматериалов в 1956 году. В 1992 году силикатный завод № 7 был преобразован в ОАО «Навашинский завод стройматериалов».

Переход к рыночной экономике привел к расширению финансово-хозяйственной деятельности ОАО. Завод наращивает мощности, с 1999 года начат выпуск кирпича трех цветов. Немного оживившийся строительный рынок требовал кроме кирпича и другие материалы.

В начале декабря 2000 года в заранее построенных помещениях началось еще одно новое для завода производство: вибропрессование. Это новинка – тоже последствие изучения рынка. Приобретена установка для вибропрессования, называемая «Рифей-Универсал». Методом вибропрессования завод стал производить брусчатку «прямоугольную», тротуарную плитку, цветочницы для благоустойства территории.

Сегодня ОАО «НЗСМ» является многопрофильным предприятием. Завод ныне поставляет свою продукцию на стройки не только южных районов Нижегородской области, но и отправляет ее на объекты Рязанской, Владимирской, Пензенской, Тамбовской, Московской областей, в Мордовию, Татарию, несколько вагонов кирпича было отправлено в Ханты-Мансийск. Известь регулярно поступает на Нижегородскую, Рязанскую, Ягелевскую, Саранскую и ряд других теплоэлектростанций.

2.2 Финансовое планирование как элемент управления издержками и активами

Организациям, которые активно работают, не избежать сильных колебаний сумм денег на банковских счетах. Например, ОАО «Навашинский завод стройматериалов» рассчитался за крупную партию товара. Поэтому на следующий день организация не смогла выплатить всем сотрудникам зарплату. Чтобы ОАО «НЗСМ» не оказался в описанной ситуации, финансовым специалистам необходимо эффективно планировать и отслеживать его доходы и расходы.

Платежный календарь - таблица, в которую заносят все поступления денег в организацию: выручку от продаж, кредиты, займы и др. Календарь должен содержать и записи о платежах организации. Например, о расчетах с поставщиками, погашении процентов, кредитов и выдаче заработной платы. Главное предназначение этого документа - помогать финансовому специалисту контролировать кредитоспособность и платежеспособность организации.

В календаре сумма доходов, которые организация планирует получить, должна быть не меньше ожидаемых расходов. Если поступления превысят платежи, документ покажет остаток денег на счете. Это будет означать, что организация платежеспособна. В противном случае вовремя рассчитаться по долгам она не сможет.

Чтобы сформировать платежный календарь, финансовому работнику понадобится следующая информация:

отчет о кредиторской и дебиторской задолженности организации. В нем должны быть указаны суммы доходов и расходов с перечнем договоров, контрагентов и ответственных лиц;

графики оплаты договоров, в которых отражены сроки платежей;

графики периодических выплат - налогов, заработной платы и т.п.;

данные о текущих остатках на счетах.

В первую очередь имеет смысл занести в календарь регулярные выплаты и поступления. Как правило, это такие платежи, как авансы, расчеты по кредитам и займам, оплата процентов, штрафов и пени.

С остальными суммами разумно поступить так. Можно разработать форму заявки на платеж, которую будут подписывать, например, руководители подразделений организации. Эти документы должны поступать в финансовую службу. Задача ее работников - убедиться, что организация не заплатит больше денег, чем может себе позволить. В противном случае баланс доходов и расходов будет нарушен. Если все в порядке, финотдел может включить заявку в проект платежного календаря. Если нет - ее нужно передать финансовому директору. И уже он решает, будет ли организация проводить данный платеж.

Поэтому необходимость перечисления денег по "сверхлимитным" или незапланированным заявкам должна быть документально обоснована.

Календарь обычно формируют на определенный период - месяц, декаду, неделю. Чтобы его составить, необходимо все доходы и расходы организации разделить на группы по видам денежных средств (наличные, на расчетном счете, векселя, облигации и т.д.). Затем надо упорядочить платежи и поступления в зависимости от их сроков.

Далее работники финансовой службы должны определить, какими суммами (по видам денежных средств) организация будет располагать на начало планового периода. Для этого текущие остатки корректируют на суммы, которые должны поступить в организацию. После этого рассчитывают остаток для каждого дня планового периода. Формула расчета выглядит так:

Остаток на дату = Остаток предыдущего дня + Сумма поступлений за день - Сумма платежей за день.

Итак, календарь сформирован. Если все значения в нем положительные, финансовое состояние организации можно считать удовлетворительным. Отрицательные цифры означают, что в какой-то конкретный день организации может не хватить денег.

Первоначальный вариант документа, как правило, "несбалансирован"(табл.2).

Таблица 2

Платежный календарь ОАО «Навашинский завод стройматериалов» по месяцам на I полугодие 2016г. (в тыс. руб.)

 

Наименование статей расходов Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Итого
Платежи
За сырье, материалы, топливо, электроэнергию, товары, услуги 1458,6 1792,0 3403,2 2674,2 4164,9 2475,7 15968,6
Платежи в бюджет и социальные фонды 430,7 294,3 412,9 300,6 131,2 303,9 1873,6
Проценты по кредитам 129,5 140,5 146,6 200,5 320,1 107,7 1044,9
Расходы на оплату труда 854,5 744,5 340,7 1049,1 689,4 731,2 4409,4
Перечисление средств на депозиты 355,0 347,5 1315,0 1390,0 4604,5 2795,2 10807,2
Погашение кредита 500,7 450,8 530,9 550,8 560,8 456,6 3050,6
Прочие 200,7 453,8 564,9 347,8 317,6 256,9 2141,7
Итого платежей 3929,7 4223,4 5714,2 6513,0 10788,5 7127,2 39296,0
Поступления
За реализованную продукцию 2928,3 3515,2 3363,3 5773,6 6903,0 5146,8 27630,2
Возврат денег с депозитов 355,0 347,5 1315,0 1390,0 4604,5 2795,2 10807,2
Ссуды полученные 340,8 408,8 567,0 598,7 670,7 453,0 3039,0
Прочие 557,9 178,0 670,8 546,8 234,7 356,9 2545,1
Итого поступлений 4182,0 4449,5 5916,1 8309,1 12412,9 8751,9 44021,5
Превышение платежей над поступлениями     798,1       798,1
Превышение поступлений над платежами 252,3 226,1   1796,1 1624,4 1624,7 5523,6

 

В таблице 2 в марте платежи фирмы превышают суммы поступлений. Причина проста. Организации выгодно как можно раньше оплатить счета. А к сумме денег, которая должна поступить в организацию, нужно относиться осмотрительно. Ведь нельзя быть полностью уверенным в том, что контрагенты вовремя оплатят счета. В результате может сложиться ситуация, о которой мы упоминали выше: в начале месяца денег в организации может просто не оказаться.

Из календаря нужно исключить даты, денежные остатки на которые получились отрицательными. Сделать это можно так:

- "передвинуть" расходы на более поздние сроки, а поступления - на более ранние;

- разделить платеж на несколько частей с разными датами исполнения;

- рассчитаться с контрагентом альтернативным способом. Например, заплатить ему товарным векселем вместо денежного;

- конвертировать одно платежное средство в другое. Так, организация может продать банковский вексель и получить наличные денежные средства;

- договориться о кредитовании компании. При этом нужно учитывать грядущие выплаты по процентам за пользование заемными средствами.

Проиллюстрируем сказанное на примере. "Оптимизируем" платежный календарь ОАО «НЗСМ», который приведен в таблице 3. Для этого перенесем с марта на апрель 1 миллион рублей, которым организация рассчиталась за сырье. В результате будет сформирован новый график. Суммы поступлений в нем будут больше платежей. Как правило, после окончания "оптимизации" календарь подписывает генеральный директор. Так документ вступает в силу.

Таблица 3

"Оптимизированный" платежный календарь ОАО«Навашинский завод стройматериалов» по месяцам в 2016г. (в тыс. руб.)

Наименование статей расходов Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Итого
Платежи
               
За сырье, материалы, топливо, электроэнергию, товары, услуги


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: