Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей




ОВЧИННИКОВА Т.В.,

учитель-логопед МДОУ№ 46, г. Самара

Работа по коррекции рече­вых нарушений и формиро­ванию правильной речи до­школьников, выполняющей в полном объеме коммуника­тивную функцию, не может ограничиваться рамками ло­гопедического кабинета. Она эффективна только при усло­вии закрепления умений, по­лученных детьми на логопе­дических занятиях всеми участниками коррекционного процесса: воспитателями, педагогом-психологом, спе­циалистами ДОУ, младшими воспитателями и родителя­ми. Центральная фигура еди­ного коррекционного процес­са — ребенок.

Для создания единого ре­чевого пространства в детском саду необходим «Единый логопедический режим» — стро­го очерченный круг требова­ний к общей речевой культу­ре, устной речи детей и взрослых. Выполнение речево­го режима, на наш взгляд, способствует эффективности коррекционной работы, пре­дотвращает возникновение некоторых речевых недостат­ков.

Перечислим основные тре­бования логопедического ре­жима.

Правильная, выразительная речь учителя-логопеда, вос­питателя, помощника воспитателя, всех членов педа­гогического коллектива должна быть образцом для дошкольника.

• Каждому педагогу группы необходимо знать речевые возможности ребенка в конкретный период, познако­мить с ними сотрудников группы должен учитель-ло­гопед.

• Всем педагогам необходимо добиваться от детей пра­вильного произношения новых слов, терминов. Вво­дить их в активный словарь можно только, руководству­ясь рекомендациями учите­ля-логопеда.

• Каждый педагог обязан все­гда и везде обязательно ис­правлять ошибки в речи де­тей, но делать это нужно спокойно. В играх не целесообразно привлекать всех детей к исправлению рече­вых недостатков конкретно­го ребенка. На занятиях, на­против, стоит фиксировать внимание на ошибках, пред­лагать детям найти ошибку и исправить ее. В исправлении недостатков речи должны участвовать все специалисты ДОУ.

• Необходимо следить, чтобы ребенок аккуратно, без про­пусков посещал занятия в логопедической группе. Нео­боснованные пропуски заня­тий прерывают коррекцию, и зачастую приходится на­чинать работу сначала.

• В присутствии ребенка ни­когда не следует высказы­вать сомнений по поводу ре­альности исправления его речи. Всегда нужно вну­шать веру в успех.

• От детей надо требовать, чтобы они говорили так, как учит учитель-логопед.

• Каждый небольшой сдвиг в улучшении речи ребенка надо поощрять.

• Воспитателю, музыкально­му руководителю, педагогу-психологу, родителям необ­ходимо обязательно посещать индивидуальные и группо­вые логопедические занятия, консультироваться с учите­лем-логопедом по вопросам исправления речи детей.

• Речь дошкольников долж­на быть литературно пра­вильной, без вульгаризмов.

Нужно следить, чтобы ре­бенок говорил по правилам орфоэпии.

На вопросы педагогов дети должны научиться давать полные, развернутые ответы. Нужно помогать детям офор­млять собственные высказы­вания, задавая точные воп­росы, побуждать дошколь­ников к речи.

Кратко охарактеризуем ос­новные требования к деятель­ности всех специалистов детс­кого сада, принимающих уча­стие в коррекции речи детей.

Старший воспитатель (мето­дист) детского сада компенси­рующего вида совместно с учи­телями-логопедами составля­ют годовой план работы. В нем отражаются дошколь­ная образовательная програм­ма и парциальные коррекционные программы для детей с общим недоразвитием речи в соответствии с возрастом. Организует и проводит микро-педсоветы в группах; руководит деятельностью ПМП КДОУ, разрабатывает обязательную до­кументацию и контролирует ведение ее в группе и соблюде­ние охранительного режима в соответствии с требованиями СанПиН; анализирует посеще­ние индивидуальных и груп­повых занятий; следит заl со­блюдением единого Речевого режима; помогает оснащению логопедических кабинетов развивающими играми, игрушками, методической литературой; отвечает за повыше­ние квалификации педагогов.

Воспитатель, являясь пер­вым помощником учителя-ло­гопеда в коррекционной рабо­те, должен иметь высшее или среднее педагогическое образо­вание и обязательно пройти курсовую подготовку по осно­вам теории и практики логопе­дии, обладать абсолютно пра­вильной речью и уметь «слы­шать» дефекты речи у детей. Осуществляя закрепление зна­ний, полученных детьми на групповых и индивидуальных логопедических занятиях, зна­комится с характером речевого дефекта каждого ребенка и его речевыми возможностями с це­лью поэтапной коррекцион­ной работы. Предусматривает закрепление логопедических заданий в процессе выполне­ния всех режимных моментов (например, обучает накапли­ванию количественного и ка­чественного словарного запа­са, тренирует отдельные грам­матические конструкции во время прогулок, коллектив­ных и индивидуальных игр). При планировании речевых задач на занятиях образова­тельного стандарта включает в конспект дидактические игры, использует рекоменда­ции и практический матери­ал Г.С. Швайко, Г.А. Тумаковой, В.И. Селиверстова и др.

Музыкальный руководи­тель в период с 1 по 15 сен­тября проводит изучение вос­питанников с нарушениями речи, выявляя возможности каждого ребенка по следую­щим параметрам:

— слушание музыки (ус­тойчивость внимания детей, их заинтересованность);

— певческие навыки (про­тяжность пения, соблюдение дыхания между фразами);

— движение под музыку(бодро, легко, свободно);

— выразительность исполне­ния танцевальных движений;

— правильность передачи мелодии.

Руководствуясь результата­ми обследования, отмечает: на­личие или отсутствие навыка; навык в стадии формирова­ния; стойкость (нестойкость) навыка. Затем выделяет груп­пу детей, нуждающихся в ин­дивидуальных занятиях по коррекции общей моторики, координации движений, чув­ства музыкального ритма и слуха, составляет график ра­боты с ними и неуклонно ему следует. На каждого ребенка заполняет протокол обследова­ния музыкального развития ребенка и составляет карту ин­дивидуальной работы с ним на каждый период коррекционного обучения.

Педагог-психолог, занима­ясь развитием высших психических функций дошкольни­ков, должен следовать календарно-тематическому плану учителя-логопеда и воспитате­ля. Для занятий он подбира­ет лексический материал из изучаемых в данное время обобщающих понятий, исполь­зует те же лексико-грамматические конструкции, что и на занятиях по программе обра­зовательного стандарта и ло­гопедических занятиях.

Младший воспитатель груп­пы должен соблюдать требова­ния единого логопедического режима. Оказывать необходи­мую помощь, становясь непо­средственным участником кор­рекционной работы. На первых этапах пребывания детей в группе он «оречевляет» все ре­жимные моменты. Для этого совместно с учителем-логопе­дом подбирает и использует художественную литературу для воздействия на чувства ре­бенка, развитие его восприим­чивости к слову. Например, формируя санитарно-гигиени­ческие навыки, учит правиль­но держать расческу, читая при этом потешку:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Чтобы дети после сна не забыли заправить постели, можно прочитать отрывок из стихотворения Е. Благининой:

Я, как мама, не люблю в доме беспорядка.

Одеяло расстелю ровненько и гладко.

При возвращении с прогул­ки обратить внимание на ков­рик у порога:

Видишь, коврик у порога,

Он постелен неспроста,

Будет в группе чистота.

Помощь младшего воспита­теля необходима во вторую по­ловину дня, когда закрепляют­ся в индивидуальном порядке задания логопеда. В это время он проводит час самокоррек­ции, давая детям задания на развитие графомоторных уме­ний, упражнения на воспита­ние сенсорных качеств, логи­ческого мышления. Для этого в группе должно быть доста­точное количество индивиду­альных конвертов с задания­ми. Один ребенок занимается с воспитателем, а остальные выполняют задания по штри­ховке, обводке, собирают пазл-мозаику, подбирают предметы по цветовому фону.

Взаимосвязь в работе всех педагогов группы компенсиру­ющего назначения позволяет значительно быстрее исправлять речевые недостатки: автомати­зировать звуки, формировать необходимые лексико-грамматические конструкции, накап­ливать словарный запас и по­могать развитию связной речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: