Иконопочитание в IV и V вв. вошло во всеобщее употребление в христианской Церкви. По церковному учению, почитание икон должно состоять в почитании лица, изображенного на них. Такого рода почитание должно выражаться благоговением, поклонением и молитвою лицу, изображенному на иконе. Но в VIII в. к такому церковному учению стали примешиваться неправославные взгляды на иконопочитание, особенно у простого народа, который, вследствие недостаточности религиозного образования, по большей части придавал внешности и обрядности в религии главное значение. Смотря на иконы и молясь перед ними, люди необразованные забывали возноситься умом и сердцем от видимого к невидимому и даже мало-помалу усвоили убеждение, что лица, изображаемые на иконах, не отделимы от икон. Отсюда легко развилось поклонение собственно иконам, а не лицам изображаемым, — развилось суеверие, граничащее с идолопоклонством. Естественно, что появились стремления уничтожить такое суеверие. Но, к несчастию Церкви, задачу уничтожить суеверие приняла на себя гражданская власть. Вместо искоренения суеверий связанных с почитанием святых икон, власть стала уничтожать само иконопочитание и, таким образом, положило начало новой ереси – иконоборчеству.
Первым гонителем иконопочинатия был император Лев Исаврианин, хороший полководец, издавший законы о сокращении рабства, о свободе поселян, но невежда в церковных делах. Он решил, что уничтожение почитания икон вернет империи утраченные ею области и что евреи и мусульмане сблизятся с христианством. В Церкви нашлись епископы, которые дабы угодить императору, научили его смотреть на иконопочитание как на идолослужение. Так, в 726 г., им был издан эдикт против поклонения иконам. Император не осмелился уничтожать святые образа но, для начала, приказал ставить иконы в церквях повыше, так, чтобы народ не лобызал их. Также было приказано убрать изображение распятого Спасителя на кресте. Иконоборцы допускали крест, если на нем не было человеческого изображения.
|
Патриарх Константинопольский Герман восстал против такого распоряжения. Поддержал его прп. Иоанн Дамаскин, впоследствии монах обители св. Саввы Освященного. Он написал 3 послания против иконоборцев. Римский папа Григорий II тоже стал на сторону святых икон. Он писал императору, что Рим отойдет из-под его власти, если он будет настаивать на уничтожении иконопочитания. В 730 г. император велел воинам снять особенно почитаемую икону Спаса Нерукотворного, стоявшую над воротами его дворца. Чиновник взошел по лестнице и начал бить молотом по иконе. Толпа опрокинула лестницу и растерзала упавшего. Воины разогнали народ. Десять человек, признанных главными виновниками, после истязаний были казнены. Память этих мучеников - 9 августа.
В 730 г. последовал эдикт против икон, по которому повелевалось вынести из храмов все иконы. Патриарх Герман, был низложен императором за иконопочитание, а на его место поставлен иконоборец Анастасий. Иконы были вынесены не из всех храмов империи, а только в пределах её восточной части. В Сирии, которая находилась под властью арабов, и в Риме, который почти не признавал над собою власти византийского императора, эдикт Льва не был приведен в исполнение. В 732 году папа Григорий III созвал в Риме собор, на котором предал проклятию иконоборцев. Лев, дабы наказать папу, отнял у него и присоединил к Константинопольскому патриархату Иллирийский округ.
|
В 741 г. Лев Исаврианин умер, достигнув только того, что иконы были выведены из церковного употребления; вывести же их из домашнего употребления, при всей своей жесткости, он не смог. После смерти Льва иконопочитание на некоторое время было восстановлено. Гонение на иконопочитание, только еще с большей жестокостью, продолжил его сын Константин V Копроним («навозник», прозванный так за любовь к лошадям). Копроним хотел торжественно, с соблюдением законности, уничтожить иконопочитание как ересь и для этого созвал в 754 г. I иконоборческий собор в Константинополе. На соборе было 338 епископов. Было решено, что иконопочитание есть идолопоклонство, что единственный допустимый образ (икона) Христа Спасителя — это Евхаристия. Собор предал анафеме всех защитников иконопочитания и иконопочитателей, особенно Иоанна Дамаскина, и постановил, что кто после этого будет сохранять иконы и почитать их, тот, — если духовное лицо, — подвергается извержению из сана, если мирянин или монах — отлучается от общения церковного и подвергается наказанию по императорским законам. Все епископы согласились на соборные определения — одни по убеждению, другие — и большая часть — по страху перед императором. Определения собора приводились в исполнение с необыкновенной жесткостью. Преследования распространялись даже на домашнее иконопочитание. Только в тайных, недоступных полиции местах, православные могли сохранять иконы. Не останавливаясь на иконопочитании, Копроним пошел дальше; он хотел уничтожить почитание святых и их мощей, монашескую жизнь, считая все это суеверием. Поэтому, по его приказанию, мощи святых или сжигались, или сбрасывались в море; монастыри были обращены в казармы или конюшни, монахи изгнаны, а некоторые из них, открыто порицавшие действия императора и защищавшие иконопочитание, были преданы мучительной смерти. Константин Копроним умер в 755 г. Ему наследовал сын его Лев Хазар (775-780 гг.), воспитанный в иконоборческом духе. Он, по завещанию отца, должен был действовать против иконопочитания. Но Лев был человек слабохарактерный; на него имела большое влияние его жена Ирина, тайно поддерживавшая иконопочитание. Под ее покровительством, епископские кафедры стали замещаться тайными приверженцами иконопочитания, изгнанные монахи стали появляться в городах и даже в самом Константиполе.
|
В 780 г. Лев умер. По малолетству его сына Константина Порфирородного управление государством взяла в свои руки Ирина. Теперь она решительно объявила себя защитницей иконопочитания. Монахи беспрепятственно заняли свои монастыри, появлялись на улицах, и пробуждали в народе угасшую любовь к иконам. Мощи мученицы Евфимии, брошенные в море при Константине Копрониме, были вынуты из воды, и им начали воздавать должное почитание. Патриарх Константинопольский Павел, бывший в числе врагов иконопочитания, при таком обороте дела счел себя вынужденным оставить кафедру и удалиться в монастырь. Вместо него, по желанию Ирины, патриархом был поставлен приверженец иконопочитания, светский человек – Тарасий. С согласия Ирины, Тарасий писал папе Адриану и восточным патриархам приглашения к участию в новом вселенском соборе, для восстановления иконопочитания.
Собор открылся в 787 г. в Никее. Это был седьмой Вселенский собор. В соборе участвовало 367 отцов. Епископов иконоборцев было меньшинство. Патриарх Тарасий, как председатель, произнес речь в пользу иконопочитания, затем императрица Ирина прочитала такую же речь. Собор 754 г. был объявлен еретическим. Иконоборческие епископы принесли покаяние и подписали отречение от ереси иконоборчества. Предав анафеме всех иконоборцев, отцы седьмого Вселенского собора составили вероопределение (орос), в котором сказано:
«Через изображение на иконах лики Спасителя, Богородицы и др. бывают видимы, то взирающие на них побуждаются к воспоминанию и люблению первообразов их, и чествованию их лобызанием и почитательным поклонением не собственным, по вере нашей богопоклонением, которое приличествует единому Божескому естеству, но почитанием, воздаваемым изображению честнаго и животворящего креста и святому евангелию и прочим святыням”.
Кроме того, собор постановил, чтобы все сочинения, написанные еретиками против иконопочитания, были представлены константинопольскому патриарху, а скрывающим такие сочинения назначались — духовным лицам извержение из сана, мирянам — отлучение от Церкви. Определения собора были торжественно прочитаны и утверждены императрицей Ириной.