Практическая работа № 3.
Внешнее общение может осуществляться с помощью вербальных (словесных) и невербальных (несловесных) средств передачи коммуникации.
Вербальная (от лат. verbalis – устный, словесный) коммуникация – это естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков.
При помощи речи происходит кодирование и декодирование информации. Кодирование осуществляет референт (сообщающий информацию), а декодирование – реципиент (принимающий информацию).
Невербальная коммуникация – это совокупность действий, поступков, несущих в совокупности с речевым сообщением определенную смысловую и эмоциональную информацию.
Невербальные средства коммуникации чрезвычайно важны в коммуникативном процессе, поскольку им принадлежит, по мнению учёных, от 55 до 65 % передаваемой информации. Столь важное значение невербалики обусловлено ролью зрения как основного канала поступления информации (до 80 % информации человек получает с его помощью); ведь несловесные средства коммуникации ориентированы именно на зрительное восприятие.
Невербальное поведение человека тесно связано с его психическим состоянием и является средством выражения этого состояния. Именно поэтому внимание к невербальному поведению партнёра по общению дает колоссальное количество информации о его индивидуально-психологических и социально-психологических особенностях.
К невербальным средствам общения мимика, взгляд, поза, жесты, походка, направление движения.
Мимика (от греч. mimikos – подражающий) – это динамическое выражение лица в момент общения, обусловленное движением лицевых мышц в зависимости от эмоционального состояния коммуниканта. Особое сочетание частей и элементов лица (положение рта, губ, бровей, лба, форма и выражение глаз), передающее одно из эмоциональных состояний, названо мимическим кодом. Выделяется шесть основных мимических кодов: гнев, презрение, радость, удивление, страдание, страх.
|
Исключительно важное значение в общении имеет взгляд, который представлен комплексом соматических состояний, включающим состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, положение бровей, век, лба. Немалую роль в передаче информации имеет длительность и направленность взгляда. Различаются три разновидности направления взгляда в зависимости от характера коммуникации:
1) деловой взгляд концентрируется в воображаемом треугольнике на лбу партнёра по общению и создает деловую атмосферу; 2) социальный взгляд направлен на треугольник на уровне глаз и подбородка, его не следует использовать при решении деловых вопросов;
3) интимный взгляд направлен прямо в глаза собеседнику.
Поза (фр. pose – положение тела) также является важным источником информации о состоянии и намерениях партнёра по общению. Учёные считают, что главное смысловое содержание позы как средства общения состоит в выражении открытости, готовности к общению или закрытости, неготовности к нему. К «закрытым» позам, указывающим на нежелание общаться, относятся скрещенные руки и ноги, прикрытые руками грудь и другие части тела, расположение вполоборота к собеседнику и т.д. «Открытые» позы, свидетельствующие о настроенности на контакт, – это руки, раскрытые ладонями вверх, вытянутые ноги, расположение собеседника лицом к своему партнёру и т.д.
|
Жесты – социально отработанные движения, передающие психическое состояние человека. Жестикуляция призвана оживить речь и облегчить ее восприятие, т.е. жесты должны соответствовать общему характеру выступления и сообщаемой в данный момент информации. Различаются несколько типов жестов в зависимости от выполняемой функции и характера передаваемой при их помощи информации:
– ритмические (например, резкие или плавные движения ладони в ритм речи, отбивание такта носком обуви);
– эмоциональные (например, пожимание плечами, разведение рук, поднятая вверх рука и т.п.);
– символические [например, резкий взмах кистью сверху вниз (категоричность), движение ладоней вперед (отказ), движение ладоней в разные стороны (расподобление), движение ладоней навстречу друг другу (сближение, связь), движение ладоней вверх-вниз в противофазе друг другу (равновесие, балансирование и т.п.)];
– изобразительные («спираль», «переворот», «препятствие, столкновение» и т.п.).
Кинесическим средством общения является и стиль передвижения человека, его походка. Исследования психологов показывают, что то или иное эмоциональное состояние влияет на походку человека, и, следовательно, можно, даже не приближаясь к партнёру, оценить потенциальную эффективность общения.
ЗАДАНИЕ.
Найдите информацию о невербальных средствах общения (жестах, мимике, позе) Подготовьте демонстрацию невербальных средств общения, показав их в паре или индивидуально (например, жесты и поза лжеца, жесты и поза открытости и пр.).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1) Подготовить конспект лекции (переписать основные мысли в тетрадь в линейку для конспектов или распечатать материал, подчеркнув главные мысли по тексту лекции).
2) Выполнить ВСЕзадания по ходу изучения материала.
3) Составить вопросы для опроса по тексту лекции (не менее 8-10 вопросов, чтобы задать одногруппникам).
*Подготовить презентацию по тексту лекции и прислать на почту natalasamarina@yandex.ru до начала занятия, приготовиться к ее защите на занятии.
*задание для претендующих на более высокий балл.