Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности | Приветствие учащихся. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Владимировна. Сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я. Прозвенел звонок веселый, И вошли вы в светлый класс! Что здесь нужно? Не лениться И старательно учиться. - Проверим готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Личностные УУД: - установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
II. Актуализация опорных знаний | - Подберите к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное по значению в правой. Держать ухо востро Сидеть сложа руки От рук отбиться Во всю ивановскую (кричать) На чужой шее сидеть Лясы точить | Выполняют задание, подбирая выражения и объясняя свой выбор. Ворон считать Не покладая рук В руки взять Держать язык за зубами Своим горбом жить Воды в рот набрать | Коммуникативные УУД: - уважительное отношение к мнению сверстников; - формирование собственного мнения. |
III. Сообщение темы и постановка целей урока. | - Ребята, посмотрите внимательно на доску. Как вы думаете, что это за странные слова? - А кто сможет расшифровать, что здесь написано? ауМьврнеои аБбчоак уарейМв старЦов - Попробуйте по этим словам определить тему сегодняшнего урока. | - Это зашифрованные слова. Муравьиное Бабочка Муравей Царство - «О. Полонский «Муравьиное царство».Особенности научно-популярного текста». | Познавательные УУД: - осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме. |
IV. Проверка домашнего задания | - Расскажите ваши истории про то, как Муравьишке помогала Бабочка. - Вспомните произведение Виталия Бианки «Приключения Муравьишки». О чем эта история? | Рассказ детьми историй. | Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли полноценно в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности. | - Прочитайте на с. 115 учебника название произведения, рассмотрите иллюстрации к тексту. - Можете ли вы предположить, о чем это произведение? - Кто еще как думает? | Читают название произведения, рассматривают иллюстрации. - О Муравьином царстве, о муравьях. | Познавательные УУД: - осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли полноценно в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение диалогической формой речи; - уважительное отношение к мнению сверстников. |
Физминутка | Учитель показывает движения. Вот так яблоко! (Встали.) Оно (Руки в стороны.) Соку сладкого полно. (Руки на пояс.) Руку протяните, (Протянули руки вперед.) Яблоко сорвите. (Руки вверх.) Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.) Трудно яблоко достать. (Подтянулись.) Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.) И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.) | Повторяют движения за учителем | |
VI. Продолжение работы по теме урока. | Текст Олега Полонского «Муравьиное царство» на с. 115-116 читают учитель и хорошо читающие дети (Оямада Саша, Лытченко Мефодий, Кротов Сережа, Склярова Аня). - Понравился ли вам текст? - Что вы из него узнали о муравьях? - Повторно прочитайте текст. Найдите в тексте незнакомые вам слова и выражения. Беседа по содержанию статьи. - Просмотрите еще раз текст. Выделите опорные слова для составления краткого рассказа о муравьях. Прослушивание рассказов учащихся. - Сравним два произведения о муравьях – В. Бианки и О. Полонского. Какой из них можно отнести к научно-познавательному? - Почему? - А теперь заполним таблицу. | Дети внимательно слушают читающих. - Да. Читают повторно текст, выделяют незнакомые слова и выражения. - Просматривают еще раз текст, выделяя опорные слова для составления краткого рассказа о муравьях. Дети рассказывают составленные рассказы. (2) Дети сравнивают рассказы В. Бианки и О. Полонского. Отвечают на вопросы. Заполняют таблицу. | Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли полноценно в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение диалогической формой речи; - уважительное отношение к мнению сверстников. |
VII. Рефлексивно-оценочный | - Что вы сегодня узнали на уроке? - Что вам захотелось сделать после этого урока? - Что вам понравилось на этом уроке? - А теперь оценим вашу работу на уроке. Кому понравился урок и кто много участвовал, поднимите вверх раскрытую ладошку. А кому было неинтересно, поднимите кулачок. - Спасибо за урок. До свидания! | Дети отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке. | Регулятивные УУД: - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; - осознание качества и уровня усвоения; - оценка результатов работы. Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли полноценно в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
VIII. Резерв | Сведения о муравьях. 10 фактов о муравьях 1) Муравьи – самые старые из всех видов насекомых, им более 100 миллионов лет. Сегодня они обитают по всему миру кроме Исландии, Гренландии и Антарктиды. 2) В мире насчитывается около 8800 видов муравьев. Все они очень разнообразны; так крупные лесные рыжие муравьи очень отличаются от маленьких черных, которые иногда забираются в сахарницы на дачах. 3) По своему общественному устройству муравьи — самое эволюционно продвинутое семейство насекомых и наиболее близкие к человеку существа на Земле. Они образуют сложные семьи, состоящие из нескольких каст с разделением труда. Это позволяет координировать их действия при выполнении поставленных задач. 4) Главное занятие муравьев — это подготовка запасов пищи на зиму. Они прячут собранные ночью зерна, а днем выносят их сушить на солнце. Эту сушку они производят в хорошую погоду и никогда не вынесут свои запасы перед дождем, как будто предчувствуя перемену погоды. 5) В муравейнике все роли строго распределяются, и существует строгая иерархия. Главная царица – это самка, откладывающая яйца. Она управляет всем гнездом. Рабочие муравьи — тоже самки, но они не могут производить потомство, пока жива царица. Ее срок жизни составляет 15-20 лет. А самцы живут всего один сезон, погибают сразу после спаривания и в жизни муравейника не участвуют. 6) Муравьи всегда передвигаются строем и безошибочно находят дорогу к своему гнезду. Это объясняется тем, что муравьи оставляют за собой след из феромонов, по которому потом и ориентируются. Также с помощью феромонов они узнают о самочувствии их царицы. 7) Пищу, которую муравей находит, он не поедает, а доставляет вверх по инстанциям, и лишь потом, при строгом контроле царицы она распределяется по муравейнику. 8) Муравьи очень оберегают свое потомство. Однако существуют некоторые виды муравьев, которых, за их вампиризм прозвали «муравьи-дракулы». Эти взрослые муравьи питаются кровью своих личинок. 9) Муравьи очень справедливы. Они докармливают своих собратьев получивших увечье при исполнении трудового долга, но очень строго относятся к муравьям-фуражирам, которые перестают приносить корм в муравейник – они их просто убивают. 10) Муравьи очень трудолюбивы. Они поднимают груз, приблизительно в сто раз тяжелее собственного веса, постоянно занимаются общественно-полезной работой: заготавливают корм, ухаживают за потомством, пасут свой «домашний скот» — тлю и при этом никогда не спят. - Назовите произведения для детей, где герой – муравей. - Какие качества у муравья? - О каком человеке говорят, что он как муравей? | Отвечают на вопросы. - Василий Андреевич Крылов «Стрекоза и муравей», Эзоп «Муравей и кузнечик», Виталий Бианки «Приключения Мравьишки». - Трудолюбие, справедливость, дружелюбие. - О трудолюбивом. |
|
|
|
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
В Г. ЖЕЛЕЗНОВОДСКЕ
КОНСПЕКТ УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
по теме: «О. Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста»
Выполнила студентка Б-3Н группы
Антюшина Татьяна Владимировна
Учитель: Деревич Ольга Леонидовна
Методист: Пелипенко Раиса Ивановна
Железноводск, 2014