Описание сборки модели
Для сборки модели наиболее необходимым инструментом будут будет скальпель и металлическая линейка, ножницы, клей и картон. Бутапреновые клеи //Типа нашего ПВА позволяют клеить элементы кромками и «в стык» элементы. Для элементов, сделанных методом свёртывания (валики, оси или сервоприводы) предлагаю применять цианопан. Для подклейки шпангоутов предпочтительнее применять картон толщиной 0,5 - 0,7 мм. Исходя из формы шпангоутов, не рекомендую использование более толстого картона. Могут возникнуть трудности с точностью их вырезки. Каждый шпангоут (кроме последнего шпангоута P) оклеивается полоской шириной 2 мм. Полоски необходимо подготовить самому. С этой целью 1/3 листа бумаги (есть в комплектах папки для черчения) необходимо покрыть клеем (ПВА), а после его высыхания можно будет вырезать полоски. Элементы обшивки модели клеятся «в стык» на одном шпангоуте. Практически каждый элемент имеет рисунок, отображающий способ его выполнения и место установки. Поэтому, перед сборкой модели, необходимо тщательно изучить эти рисунки. Описание является скорее рекомендациями по последовательности склеивания элементов модели. Немного усложняет процесс «разброс» элементов по листам. Причиной этого является ограничение количества листов для печатного процесса. После прочтения этого вступления приступаем к сборке.
На рисунке № 1 показано размещение шпангоутов и вклеенных внутрь фюзеляжа элементов.
Обшивка 1,2,3 и 4 отдельного описания не требует. Поочерёдно вырезаем элементы и оклеиваем ими фюзеляж по шпангоутам: A,B,C и D. Элементам обшивки 5 и 6 (рис. 2), перед приклейкой к шпангоутам E и F, следует придать форму.
Профилирование элементов фюзеляжа лучше всего выполнять при помощи фломастера либо другого цилиндрического предмета подобного диаметра. Обшивку 6 следует приклеить к шпангоутах сверху до половины, потом вырезать и склеить кабину лётчика ч.41, и нишу передней стойки шасси ч.36.
Кабину лётчика (рис. 3) - оборудовать показанными на рисунке элементами, за исключением кресла, которое можно будет выполнить в последующем. Элемент 6a подклеить картоном и, уже готовый, приклеить краями к кромкам обшивки 6. Завести снизу готовую пилотскую кабину и приклеить задний верхний край изнутри к элементу 6a, согласно пунктирной линии. Боковые кромки кабины лётчика вдвинуть под „плечики" ч.6a. Доклеить нижнюю часть обшивки к шпангоутам E и F. Обшивкой 5 оклеить шпангоуты D и E. После вклейки элементов 5a слегка отогнуть их кромки и подогнать эл.62 вырезать приборную панель ч.65 и склеить вместе с эл.64. Доклеить к склейке части 62. Всю конструкцию вклеить в обшивку 5. На часть 62 наклеить остальные элементы, показанные на рисунке № 3.
После тщательного профилирования обшивки 7 (рис. 4) оклеить ею шпангоуты F и G, вклеить готовую нишу переднего шасси ч 36. Ч.94t - кожух 30 мм пушки. Под него вклеить втулку, диаметром 3 - 4 мм, с вставленным в неё отрезком проволоки диаметром 1 мм и длиной 10 мм. Очередные элементы обшивки наклеить на шпангоуты F, G, H, J, K. Обшивка 12 является отдельной частью низа фюзеляжа, приклеивается на шпангоуты J, K. Далее - обшивки 11 и 13. Обшивку 14 слегка надрезать по дугам и придать форму как на рисунке. После наклеивания на шпангоуты M и N она должна иметь именно такую форму. На обшивке 15 обработать по внутренней стороне линии изгибов и спрофилировать дуги, наклеить на шпангоуты N и О. У последней обшивки - 16 - также обработать по внутренней стороне линии изгибов и спрофилировать так, чтобы она приобрела форму шпангоута R. В концы обшивки вклеить полоски 16a. Их внутренняя кромка является границей, на которой следует приклеить шпангоут P (без полоски).
Сопла двигателей (рис. 6) - состоит из трёх элементов. Край внутренней части 35 необходимо наклеить на подклеенную картоном турбину ч. 79. Наружную часть сопла - эл.34a и b - приклеить к готовой части с турбиной.
Хвостовая балка (рис. 7) - это элементы 29, 30, 31 и 32, а также - шпангоуты R, S, T, U, оклеенные полосками, на которые следует наклеить очередные элементы обшивки. Готовую балку лучше вклеить после сборки нижней части фюзеляжа. Вырезать и сформировать два элемента 17P и 17L. Перед оклеиванием шпангоутов M, N, 0, проверить, подходят ли элементы. Если да, то, можно их клеить к шпангоутам.
Подобным же образом необходимо выполнить и следующие этапы обшивки - элементы 18P и 18L. Шпангоут L, в местах прохода воздухозаборников, очень хрупок. Этот элемент можно упрочить дополнительным отрезком картона или вклеить с изнанки вертикальные усиления из проволоки. Задняя часть заслонок главного шасси ч. 19P и L. Эти элементы сложить внутренней и внешней сторонами, склеить и сформировать дугу, подрезать на длину 15 мм, как показывает символ ножниц, затем верхнюю часть вывернуть наружу, вклеить часть 19aP. Готовую заслонку доклеить снизу к эл.18R. Сервопривод ч.200 приклеить в обозначенном месте к эл.18P. Ниши главного шасси вклеить между шпангоутами K, L. Перед вклейкой - проверить как они совпадают с краями обшивки 12 и врезками в элементеe 80. Вырезать элемент 21. В задней части этого элемента загнуть стенки и склеить из краями. Переднюю часть вклеить между кожухами двигателей ч.17P и 17L, в средней части - соединить при помощи склеечек с верхней частью обшивки 16. Доклеить сформированный элемент 33 (рис. 9), между выступающими частями элемента 21 приладить хвостовую балку ч.29 так, чтобы её нижний конец стыковался с задней кромкой ч.33. Приклеить края стенок «в стык» к балке. Между элементами 18P и 18L вклеить элемент 22.
Следующий этап - это воздухозаборники (рис. 10). Вырезать ч.23, среднюю часть загнуть (без надрезания) в середину и приклеить, внутрь вклеить вырезанные части 24 и 25, всю конструкцию сформировать так, чтобы задняя часть воздухозаборников имела мягкие изгибы по дуге и опоясывала шпангоут L, передняя часть была согнута несколько сильнее, а надрезы были склеены. Элемент 26 имеет шесть размеченых для надрезов и загибов кромок. Его передняя часть является подвижным элементом, прикрывающим доступ воздуха. Заднюю часть этого элемента, после изгибания, склеить вместе, спереди - только небольшой помеченный фрагмент, в передней верхней части вклеить полоску 27. Готовый элемент приклеить к стенкам ч.23 таким образом, чтобы склейки были снаружи. Воздухозаборник приклеить к шпангоуту L и нижней части фюзеляжа.
Рули высоты (рис. 11). После склейки балки ч.88 по внутренней стороне доклеить нервюру ч.90. Вырезка в ней отверстия может вызвать определённые трудности, но хорошо было бы, чтобы ось (ею может быть кусочек любого прута, диаметром ок. 5 мм) имела как можно больший диаметр. //Одним словом, я сам пытался въехать в этот абзац по стабилизатору раз пять. Так и не получилось. Перевёл так, как смог понять мысль автора. Хотя, боюсь, он и сам не проверял, чего тут, в инструкции написал…. В балку вклеить ось и оклеить нервюру обшивкой 89. Доклеить элемент 91 согласно рисунку. Готовый руль вклеить (вдвинуть) в отверстия в фюзеляже ч.17 и 16. Элемент 91 должен быть частично спрятан в задней нижней части вертикального оперения. Его сборку (вертикальное оперение) начать со склеивания балки ч.83 (рис. 12), которую нижней частью приклеить в обозначенном месте к нервюре 82. Обшивку киля ч.84 приклеить на нервюре так, чтобы задняя часть балки была спрятана на прим. 3 мм в месте, где будет вклеиваться руль ч.86. К задней стенке балки доклеить ч.85. Вклеить сформированный и оребренный руль ч.86. Элемент 91 приклеивается к рулю высоты, но должен вдвигаться в нижнюю часть вертикального оперения. Вклеить элементы антенн ч.204, 205 и 206, которым предварительно придать форму желобков. Готовый киль приклеить к основанию ч.81, а всю конструкцию в сборе приклеить на обозначенном месте обшивки 14,15 и 16.
Крыло (рис. 13). Вырезать и склеить лонжероны ч.96, приклеить к ним нервюры ч.98. Рисунок слева показывает место на лонжероне, где необходимо приклеить нервюру. Готовый элемент оклеить сформированной обшивкой крыла ч.97. Задняя стенка лонжерона должна быть отодвинута на 3 - 4 мм от кромки крыла так, чтобы можно было вклеить флаперон ч.100. Готовое крыло приклеить к нервюре фюзеляжа ч.80. Место стыка крыла с корпусом в верхней части оклеить соединителем ч.104, в нижней - ч.105. На концах крыльев вклеить готовые пилоны ч.103. Это сделать довольно просто и описания не требует.
Выполнение кресла пилота (рис. 14) начнём с придания формы элементу 49 так, чтобы он подходил к кромке ч.48, потом необходимо оклеить этим элементом вокруг ч.48, затем доклеить боковины кресла ч.47 и остальные элементы, показанные на рисунке. Шину ч.50 вклеить в заднюю часть элемента 49, верхнюю часть шины вклеить в отверстие подголовника ч.54. После вклейки кресла в кабину можем начать монтаж колпака пилотской кабины. Из прозрачной плёнки вырезать по шаблону переднюю и заднюю часть колпака, переднюю часть оклеить эл.69, потом вклеить сформированный по рисунку кусочек проволоки sp. Готовый элемент («фонарь») вклеить в обшивку 5, в передней части доклеить сформированный элемент 77, в переднюю часть этого элемента хорошо бы вклеить какую-нибудь прозрачную бусинку или стеклянный шарик (также - и в ракетах R-27ET и R-73). Вырезанные части 70 и 71 склеить вместе, потом обработать тупым концом ножа и, изогнув края, вклеить вторую часть остекления, а также - проволочные детали sp и st, которым предварительно придана форма. В заднейj части вклеить эл.72 и 73, на нём - сформированный эл.74. Вклеить готовый «фонарь» в обшивку 6.
Шасси самолёта, главные опоры и передняя стойка показаны на рисунках в масштабе 1:1
Для всех элементов, получаемых методом свёртывания, лучше всего применять цианакриловые клеи. Достаточно по одной капле вверху и внизу свёртка. В переднем шасси самым трудным элементом является балансир ч.119. Перед оклеиванием верхушки полоской ч.120 необходимо придать её верхней части соответствующую форму в виде буквы s. Во время вклеивания готовой передней стойки с колесом в нишу следует помнить, что стойка наклонена вперёд на угол, примерно соответствующий 10°. После вклейки шасси - вклеить также и щиток, сборка которого показана на рисунке 16.
Выполнение основного шасси является предпоследним этапом сборки модели. Элементы этого шасси достаточно просты, a рисунка вполне достаточно для его сборки. Необходимо только несколько уточнений по поводу сервоприводов 150 и 154. Привод 150 сначала вклеить в отверстие части 106, он кстановит высоту на которой следует вклеить обойму 148. Привод 154 должен быть пропущен свободным концом в отверстие в шпангоуте M. После вклейки стойки шасси в обозначенное на элементе 18L,P место - склеить вместе две части передней створки ч.38 и 39, согнуть пополам без обработки, в верхней части сформировать дугу и доклеить сформированную подобным же образом часть 40. На выступающие „усы" наклеить ч.39a. Готовую створку вклеить вместе с сервоприводом на кромки ниши шасси ч.37. Свободный конец привода вклеить в обозначенное место на стенке ниши.
Выполнение пилонов и ракет показывает рисунок № 18. Сначала необходимо вырезать и склеить все пилоны. Они очень похожи, поэтому и сделан только один рисунок, показывающий способ их выполнения. Каждый из них имеет своё обозначение и место, на которое необходимо их клеить. Пилоны APU без консолей приклеить на концах крыльев под пилоном 103. Следующий пилон под крылом - это APU с консолями 170 и 171, под теми четырмя пилонами подклеить ракеты типа R-73. В средней части крыла подклеить два пилона типа APU-470. Они предназначаются для ракет типа R-27R. Под воздухозаборниками подвешены два пилона типа AKU--470 с консолями 164 и 165. Под ними подклеить ракеты типа R-27ER. Под фюзеляжем подклеить два пилона AKU-470 без консолей, a под ними подклеить ракеты типа R-27ET. Вклеивание антен ч. 211, 207, 208 под фюзеляжем, спереди и на конце балки эл. 31 сверху завершит сборку модели (рис. 19).