Традиционные методы сбора информации об объекте:
• наблюдение
• беседа
• анкетирование
• анализ
С целью эффективной оценки качества образовательных услуг в сфере дошкольного образования широко используются такие способы оценивания как мониторинг и диагностика.
Необходимо отметить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга. Например, мониторинг может включать диагностикукак метод сбора информации. А итоговая диагностика часто выстраивается на основе общих данных мониторинга. Только сочетание, взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволят получить разносторонние сведения о качестве образовательной деятельности ДОУ, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.
Постоянно систематизированная информация о результатах педагогического процесса позволяет:
ü создать банк информации;
ü подвести итоги;
ü наметить перспективу;
ü определить направление в деятельности педагогов.
Цель любой педагогической диагностики (=мониторинга): выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ - ФГОС дошкольного образования.
Необходимо постоянное изучение и оценка развития каждого воспитанника ДОУ на основе информации от всех специалистов: воспитателя, психолога, музыкального руководителя, логопеда, инструктора по физическому воспитанию и др.
Данная информация заносится в индивидуальную карту развития ребенка, анализируется педагогами, и на ее основе оценивается развитие, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные коррекционные действия.
Мониторинг качества образования в ДОУ строится на:
• изучении продуктов детской деятельности;
|
• игровых тестовых заданиях;
• проведении контрольно-оценочных занятий;
• собеседование с о специалистами ДОУ, родителями и детьми;
• анкетировании;
• анализе документации и хронометраже режима дня и мн. др.
Изучение образовательного процесса происходит:
– в естественных условиях: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов, продуктов деятельности, опыта работы педагогов;
– в специально измененных условиях: эксперимент и опытная проверка выводов исследования;
После чего делается качественный анализ и количественная обработка результатов; даётся индивидуальная и групповая экспертная оценка.
Основные идеи педагогической диагностики (= мониторинга):
v выявление особенностей развития детейдля последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
v выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
v выявление изменений в развитии детейдля определения эффективности педагогической деятельности.
Виды педагогической диагностики (= мониторинга):
o информационный мониторинг – предполагает накопление и распространение информации.
o базовый мониторинг – выявляет проблемы, позволяет собрать информацию для проведения последующих исследований.
o управленческий мониторинг – отслеживает и оценивает эффективность принятых управленческих решений.
o комплексный мониторинг – ориентирован на всестороннее глубокое исследование.
Объектами мониторинга могут быть:
|
• качество образовательного процесса,
• качество ресурсообеспечения,
• качество управления,
• качество результатов работы образовательной системы ДОУ.
ВАЖНО!!! Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДОУ, Стандарт) целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, например, стартовые, промежуточные и на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной сравнительной оценке, в т.ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями одного ребёнка - относительно всех (или других) детей.
Таким образом, мониторинг относительного развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен(!!!) современными нормативными требованиями. Запрещено сравнивать детей по итогам мониторинга!
___________
Однако, согласно п. 3.2.3 этого же ФГОС ДОУ, Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования. Содержание образовательной программы ДОУ (или группы) должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, должно охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области). Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.
|
Проведение педагогической диагностики (=мониторинга) предусматривается авторами основных образовательных программ дошкольного образования, которые используются в ДОУ. В частности:
§ «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С., Комаровой, М. А. Васильевой),
§ «Истоки» (под ред. Л. А.Парамоновой),
§ «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой)
§ и др.