Кадровая политика в организационной культуре типа «прибыль»
Организация такого типа обычно находится в стадии первоначального накопления капитала и ориентирована на краткосрочные цели.
Интегрирующим началом в организации выступает решение текущих производственных задач, выполнение производственной программы.
Особенности организационной культуры типа «прибыль»:
-поведение работников определяется формальными процедурами;
-жесткая иерархия структуры воспринимается её членами
как норма;
-чрезмерная степень конкуренции между сотрудниками;
для менеджмента предприятия важнее всего рентабельность производства. Именно с ней у персонала ассоциируется успех предприятия.
Эти особенности обусловили специфику кадровой политики: она строится на отношении к работникам как к одному из видов ресурсов. Это выражается в следующих закономерностях кадровой политики:
- соблюдается строжайшая экономия на всех затратах, связанных человеческими ресурсами (наем, обучение, оплата труда и т. д.);
- приём новых работников ведётся взамен увольняющимся;
- оплата труда невысока и во многом зависит от субъективных представлений руководителя;
- мотивация не имеет сколько- нибудь значимой роли;
- широко используется наказание как мера воздействия на работников;
- обучение персонала не производится, определённые средства выделяются лишь на оплату семинаров руководящих состава и особо ценных специалистов;
- информация о деятельности и перспективах развития предприятия для персонала закрыта;
- обратная связь с работниками отсутствует;
- профсоюза или другого органа консолидации и защиты интересов работников предприятия нет;
- все вопросы управления персоналом- прерогатива высшего руководства фирмы.
Кадровая политика
|
В организационной культуре типа «клиент».
Организация типа «клиент» имеет долговременную стратегию выживания на рынке, ищет ответы на вопросы: кто наши клиенты? И какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?
Особенности организационной культуры таких предприятий:
- убеждение, что за выпускаемой продукцией стоят потребители; во имя удовлетворения интересов для которых организация создана и существует;
- поощряются индивидуальная инициатива и дух соперничества;
- акцентируется внимание на конкурентных действиях и достижениях;
- преобладает целевое напряжение сил, и стремление к конкурентоспособности;
- персонал уверен, что ключевой критерий успеха предприятия- конкурентное лидерство на рынке.
Для кадровой политики таких предприятий характерно основное требование, предъявляемое к работникам- способность и умение реализовать принцип «клиент превыше всего».
В кадровой политику формулируется модель работника предприятия, предполагающая:
- высокий уровень образования;
- коммуникабельность и умение расположить себе клиента;
- хорошее знание сегментов рынка, на которых работает фирма;
- для вновь принятых на предприятие проводятся адаптационные тренинги;
- оплата труда работников, занимающимися продажами достаточно высока и зависит от состояния клиентской базы (рост числа клиентов, сохранение новых клиентов и т. д. Широко используются не денежные стимулы;
- обучение всех категорий работников предусматривает: проведение и анализ маркетинговых исследований; психологические аспекты работы с клиентами, достоинства выпускаемой фирмой продукции (предлагаемых услуг).
Кадровая политика в организации типа «работник»
|
Организация имеет свою историю, стабильный коллектив, надёжных работников (и по квалификации, и по отношению к компании). Обладает развитой внутренней неформальной структурой.
Организационная культура основана
на следующих принципах:
- убеждение, что организация подобна большой семье,
- обеспечивается участие персонала в принятии решений,
- существует гарантия занятости;
- целостность организационной культуры базируется на преданности предприятию и взаимном доверии сотрудников;
- высоко ценятся неизменность и стабильность;
- в сознании менеджмента организации и рядовых работников успех традиционно связывается со слаженно работающим коллективом, увлечённостью делом и заботой о людях.
В концепции кадровой политики персонал рассматривается как фундамент для дальнейшего роста и процветания организации. Работники - не просто один из видов ресурсов. Это основной источник эффективной деятельности компании. Кадровая политика ориентирована на максимальное раскрытие трудового потенциала работника.
Основные постулаты кадровой политики подобных предприятий: