Разбираемся в детской душе




Где искать истину

Причины медлительности бывают разные.

Во-первых, это характер. Рождённые флегматики – это классика жанра, они все от природы «с замедленным действием». Флегматичные натуры не выносят, когда их торопят, ибо они никуда не спешат, отличаясь рассудительностью и упорством, шаг за шагом преодолевая трудности и препятствия. И даже если мы станем по 25 тысяч раз кричать на ухо «Давай быстрее!» и от раздражения краснеть и пыхтеть, как кипящий чайник, — не поможет.

Таким натурам будет абсолютно всё равно. Ускориться они даже и не попытаются, так как психика их настолько устойчива, что все внешние раздражителя проходят мимо их глаз и ушей. «Спокойный как удав» — это в точности про них. Никакой тебе агрессии и никакой тебе реакции. Для такого случая родителям приходится делать скидку на медлительный темперамент, принимая своё чадо таким, какое оно появилось на свет. В этой же группе находятся романтики и мечтатели. Утопая в своих детских грёзах, они нередко вызывают у нас родителей, возмущение, что «спят на ходу».

· Во-вторых, медлительность может быть временным этапом взросления. Обычно с таким раздражающим фактором родители сталкиваются в возрасте детей до 3 лет, реже – чуть позднее. В чём она выражается? В плохо развитой моторике. Пуговицы застёгивает полчаса вместо ожидаемых нами пяти минут, шнурки – вообще «дай я тебе завяжу, а то не дождёшься». Всё это проходит с возрастом, и уже в школе Ваш малыш будет ловко справляться с обычными бытовыми вещами, что плавно переходит и на другие сферы его жизни. Нужно только набраться терпения.

· В-третьих, имеющаяся болезнь. Это могут быть полученные ребёнком при рождении врождённые отклонения либо приобретённые хронические заболевания, которые нарушают необходимый темп и ритм детской деятельности. Если с врождёнными факторами справляться тяжелее, то приобретённые, как правило, носят временный характер, и достаточно подобрать витаминную терапию, чтобы ребёнок снова был в активном строю.

· В-четвёртых, причиной излишней медлительности часто становится стресс. Будь то изменение привычного места, будь то начало школьной жизни либо иная смена жизненных обстоятельств. Родители нередко удивляются, почему вдруг их везде сующийся свой нос неугомонный детсадовец, оказавшись в 1 классе, стал всё делать не так быстро, как к тому все привыкли. Виной всему ещё не устоявшаяся детская психика, которая под давлением стрессовой ситуации начинает бойкотировать и заставляет ребёнка делать всё «с чувством, с толком, с расстановкой». Дети на бессознательном уровне начинают выполнять привычные для них действия в замедленном темпе, чтобы не ошибиться, пока вновь не войдут в нужную струю и не ощутят, что на ошибки они имеют право. Особенно ярко медлительность проявляется в конфликтах, когда «тянут кота за хвост» обидевшиеся дети в знак протеста.

· В-пятых, большинство леворучек становятся медлительны, если их переучивают, ведь им приходится овладевать умениями практически заново. Попробуйте сами, если вы правша, написать что-нибудь левой рукой. Получится ли у Вас так же быстро, как Вы это умеете правой?!

Как ускорить тихоню

Конечно, чрезмерная медлительность – это не помощник ребёнку в школе. Сегодня учебный процесс требует темпа и ещё раз темпа, иначе быстро окажешься в рядах неуспевающих. Что делать, если ребёнок в силу одной из причин медлителен?

В первую очередь, не раздражаемся, а помогаем и поддерживаем, но не бросаемся сразу на амбразуру, а даём время попробовать самому. Вокруг итак полно доброжелателей, нет-нет да напоминающих, что ребёнок — тихоня. Потому самое первое и важное правило для родителей по совету психологов – убрав в дальний ящик окрики и понукания, оказывать ненавязчивую помощь и проявлять доброе сочувствие, внушая уверенность в детские силы и способности.

А теперь к практике. Рекомендации родителям, как ускорить свою маленькую копушу.

 

Включаем таймер

Особенно помогает флегматикам и мечтателям, которые «часов не наблюдают». Они умеют по несколько раз перечитывать одно и то же предложение и часами разбирать условие задачи, ибо никуда не торопятся. Чтобы подружиться со временем, таким черепашкам помогает таймер.

«На домашнее задание один час. Время пошло!». Естественно, сразу ребёнок никуда не успеет, и это не повод выгнать его из-за рабочего стола: «Твоё время истекло!». Однако это веская причина, чтобы указать: «Ты опоздал!». Далее оцениваем вместе, сколько минут не хватило, и снова ставим таймер. Во второй раз опоздавшими становятся единицы.

Соревнуемся

Это не значит, что какие-то домашние дела необходимо делать по принципу «кто быстрее». Медлительные дети не любят соревнований, да и психологи считают, что такое домашнее соперничество вызывает излишнюю неуверенность, так как медлительный ребёнок всё равно будет изначально вторым, и он об этом прекрасно знает. Вам же придётся поддаваться, а это не ведёт к поставленной цели — копуша быстрее и активнее от нашей пассивной помощи не станет.

А вот соревновательный процесс в спортивной секции – это уже другой вопрос. Там тебе и концентрация, и необходимость собраться в нужное время силами. И вряд ли медлительный ребёнок станет великим спортсменом, но действовать в темпе его там научат.

Конечно, ему не место в холерическом хоккее, но вот один из наиболее флегматичных видов – лёгкая атлетика — вполне сможет стать достойным видом. А ещё есть шашки-шахматы, где скорости и поспешности — не место.

Упражняемся

Повысить темп жизни помогают упражнения, в которых присутствует переход от одной скорости к другой, например, от быстрого бега на ходьбу и обратно. Это могут быть не только физкульт-минутки. Можно и за рабочим столом отдохнуть от уроков.

Например, задавать ребёнку для повтора постукиванием карандаша определённый темп, ускоряя его и замедляя. Аналогичный эффект имеют и хлопки в ладошки, когда копуша на звуковое восприятие должен их повторить. Заодно и музыкальную ритмичность потренируете. Такие упражнения учат управлять темпом движений, ускорять его и замедлять, и особенно эффективны, если их начинать в возрасте 4-6 лет.

Живём по режиму

Для черепашек очень важен режим, особенно для тех, чья медлительность связана с проблемами в здоровье. Привычка изо дня в день в одно время «вставать – умываться – завтракать — идти в школу – обедать — делать уроки – отдыхать — чистить зубы — ложиться спать» – всё это учит распределять время и стараться успевать в отведённые промежутки. Заведённые ритуалы – это как выученный стишок: строчка за строчкой складываются в удачный день, когда все всё успевают.

Хорошее правило для медлительных, чтобы ребёнку не досаждать и самому не раздражаться – готовить всё заранее и предусмотреть в дневном режиме время на раскачку. С вечера собрать портфель, приготовить одежду и встать на пять минут пораньше – это нетрудно, а избежать излишних «давай быстрее!» очень помогает.

Разбираемся в детской душе

Как мы отметили, одной из причин медлительности является стресс. Когда ребёнка кроме основных дел волнует что-то ещё, он начинает решать в первую очередь именно эту проблему «чего-то ещё», отвлекаясь от насущного. Так что вооружитесь терпением на долгие и откровенные разговоры и ищите волнующую проблему.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: