Имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Институт социальных и политических наук
Департамент политологии и социологии
Кафедра социальной работы
Доклад
Роль бюрократии в современном российском обществе
Выполнила
студентка 2 курса
Мусина Г.Р.
Проверила:
Панкова С.Н.
Екатеринбург
Когда сегодня начинаются разговоры о бюрократии, то она ассоциируется со служащими аппарата управления любой социальной организации - чиновниками, функционерами, которые имеют огромную власть над другими людьми. Специфику бюрократической формы властвования составляет набор неких процедур, благодаря которым чиновник оказывается единственным лицом, от которого зависит успех или провал решения конкретной проблемы. Данная интерпретация бюрократии подразумевает, что бюрократические служащие, используя свое положение распорядителя общественными делами, извлекают пользу из этого положения, а принципы, на основе которых они должны действовать, своевольно извращают в личных целях. Предполагается также, что эти служащие образуют нечто вроде особой касты - «государство в государстве». Более того, в общественном сознании такая бюрократия представляется как достаточно агрессивное явление, которое стремится узурпировать фактическую власть в государстве, пренебрегая любыми понятиями о «суверенитете народа», о том, что сама бюрократия, по замыслу, должна обслуживать интересы этого народа. В итоге нередко вырисовывается картина полного господства слоя чиновничества над жизнью народа, картина зависимости общества от слоя бюрократии. Таков привычный широко распространенный образ бюрократии в массовом сознании не только России, но и западных стран. Однако это всего лишь один из возможных вариантов понимания бюрократии.
Первоначально под бюрократией понималась, действительно, власть чиновников, их засилье в государственном аппарате. О том свидетельствует этимология термина бюрократия, восходящая к французскому «bureau», что означает в числе прочего «столопроизводство». (Точное значение слова — «письменный стол». Таким образом, подразумевалась «власть стола».)
По-видимому, бюрократия сможет приобрести в русском языке устойчивый положительный смысл только тогда, когда общество будет надежно избавлено от бюрократического произвола и бесконтрольности. Но в российской истории государственная служба, будучи в глубине своей государевой службой, почти во все времена несла на себе печать грубого и малообразованного бюрократизма. Конечно, это вина не только бюрократии и не столько бюрократии как таковой, постоянно играющей в российской истории глубоко противоречивую роль. Поэтому становится понятным тот факт, что население страны, согласно данным социологических опросов, гораздо положительнее относится к термину госслужащий, чем к чиновнику или тем более к бюрократу.
Отличительная черта российского типа государственности - административно-управленческий аппарат и чиновничество как инструмент реализации политических решений единоличной власти. Постоянно усложняющиеся управленческие структуры функционально разделены, но не с точки зрения сущности власти, если иметь в виду принцип разделения власти. Высший уровень чиновничества можно отнести к правящей властно-управленческой элите, правящему слою бюрократии. Единоличное правление требует, как правило, определенной проработки проектов решений, согласования деталей, предварительного уведомления правящей элиты о готовящихся решениях и т.д. Поэтому первое лицо по мере необходимости создает временные или постоянные совещательные органы, в которых отрабатывается механика взаимодействия между первым лицом, его ближайшим окружением и государственными властно-управленческими структурами, например, создается совещательный орган — Государственный Совет.
С исторической точки зрения чиновничество, оно же бюрократия, постоянно находится в ситуации между молотом и наковальней. Отсюда ее особая неоднородность по психологическим качествам и ценностным установкам. Одна части бюрократии стремится работать, по мере возможностей, на себя, а другая — честно и добросовестно во имя благополучия страны независимо от обстоятельств и нередко самодурства вышестоящего начальника. Какие настроения являются доминирующими, зависит от конкретного исторического периода, переживаемого страной.
Две особенности российской истории должны быть приняты во внимание. Первая особенность состоит в том, что развитие страны на протяжении длительного исторического времени носило отчетливо выраженный циклически-волновой характер. Большие циклы истории имеют временное расстояние — от смуты к смуте, т.е. от распада одной конкретно-исторической формы государственности, затем возникновения другой формы, при которой страна достигает своего расцвета, а потом вновь приходит к кризису и к очередному распаду. Внутри каждого цикла можно выделить целый ряд волн, каждая из которых состоит из реформы и контрреформы. Вслед за одной волной приходит другая волна, и эти волны регулярно повторяются. Другая отличительная черта, которая касается содержательной стороны в поведении чиновничества, состоит в том, что суть проводимых российской властью реформ на протяжении вот уже нескольких столетий связана с неоднократными попытками европеизации страны. Драма и трагедия реформ, как сегодня стало очевидно, заключалась в том, что, кажется, никогда не было отчетливого понимания тех и позитивных, и негативных последствий для страны, которые вызывает стремление власти к европеизации страны, как бы по-разному она не понималась. Поведение бюрократии в имперский период. Если оценивать в целом цикл развития российской истории от Петра I до революции 1917 года, как одну большую попытку трансформации феодального, традиционного общества в капиталистическое, то она не могла не кончиться, с нашей точки зрения, национальной катастрофой и полным распадом государственных структур. Как вела себя государственная бюрократия на протяжении всего этого периода? Наступлению очередного витка реформ предшествует появление, как правило, нового первого лица и его окружения, осознающего острую необходимость для страны сделать мощный рывок вперед. Необходимым условием такого рывка выступает идея мобилизации страны, прежде всего, ее финансовых, организационных, людских ресурсов, что означает идеологическую подготовку общественного мнения к новым радикальным по целям реформам, смену ключевых фигур в административно-управленческом аппарате и более того, чистку правящей элиты от противников нового курса реформ. Чиновничество становится инструментом проведения в жизнь высших политических решений. Вместе с тем первое лицо и его ближайшее окружение создают своеобразные параллельные структуры управления, в частности, службы надзора над деятельностью даже самых высокопоставленных чинов.
В начале 90-х гг. прошлого века в России проходило бурное, хаотичное становление номенклатурного, бюрократического капитализма под радикально-либеральными лозунгами. Бывшая партийно-государственная номенклатура активно приобретает и присваивает в ходе приватизации бывшую союзную государственную собственность. Не менее двух третей бюрократии нового российского государства составляла бывшая номенклатура. Новая правящая элита старается подавить рост независимого предпринимательства, которое в известном смысле есть демократический, низовой капитализм, сделать его подконтрольным, что немедленно приводит к коррупции, поражающей насквозь всю бюрократическую систему. Правящая элита предпринимает большие усилия для воплощения классической либеральной модели государственного устройства. Поскольку в этой модели на первом месте стоят индивидуальные гражданские права и свободы, то в ней государство мыслится как ночной сторож, выполняющий с точки зрения внутренних процессов весьма незначительный объем функций, главным образом, охранительные и макрорегулятив-ные функции рынка. Правящая элита фактически захватывает пространство президентской власти, активно использует ее ресурс для собственного благоустройства, быстро превращается в замкнутую касту, которая озабочена лишь собственным благополучием. Государственная бюрократия попыталась сбросить с себя заботу об остальных сферах общества — об экономике, социальной сфере жизни, о науке и культуре. Оно упростило для себя объект управления, предоставив основной массе людей самим решать свои собственные проблемы, выживать по диким законам джунглей. Впервые в российской истории бюрократия поставила такого рода весьма сомнительный и крайне рискованный социальный эксперимент над страной. Она перестала не только считать себя становым хребтом государства, она фактически перестала им быть. Результат — деградация общества практически по все параметрам, предельно низкая эффективность управления социальными процессами и, что самое страшное, — реальная угроза распада к концу 90-х гг. вслед за Советским Союзом Российской Федерации. Вина за все это лежит, прежде всего, на недалекой и эгоистической бюрократии, приватизировавшей государственный аппарат для решения проблем личного благополучия.
С приходом В.В. Путина к власти на пост президента России начались позитивные изменения в сфере власти. Общественное мнение неожиданно быстро признало своевременным и закономерным появление сильной президентской власти, а также меры В.В.Путина по спасению Российского государства от развала. С тех пор либеральная пресса постоянно высказывает озабоченность по поводу того, что в стране тцюисходит постепенное сужение сферы публичной политики, падение интереса к политике и политическим свободам со стороны различных слоев общества, заметное ослабление роли политических партий. Все эти факты можно по-разному интерпретировать, но восстановление вполне дееспособной «вертикали власти», несомненно, можно отнести к позитивным достижениям В.В.Путина. Президент также проявил интерес к решению проблем социальной защиты населения, снижения размеров бедности и нищеты, он способствовал росту гражданских некоммерческих организаций и гражданских инициатив. Но само главное в деятельности Путина связано с предельно критическими оценками деятельности государственной бюрократии. Путин решил одну из важнейших задач восстановления «вертикали власти», Правящая бюрократическая элита из политического пространства президента постепенно вытесняется. Но это не решило проблему эффективности российской административно-управленческого аппарата. Россия занимает место по этому показателю место в седьмой десятке среди развитых государств мира, и положительная динамика пока не просматривается в цифрах последних лет. Правящая элита и высшие слои административно-управленческого аппарата имеют в своей основной массе большую собственность и зарубежную недвижимость, они вовсе не живут на государственную зарплату. К примеру, политолог С.Белковский утверждает, что правящая элита сегодня представляет собой «весьма узкий кружок, состоящий примерно из 175 физических лиц: 25 крупных собственников, 50 ключевых чиновников и порядка 100 человек разномастной челяди». Проверенный историей способ решительного оздоровления российской бюрократии состоит в следующем. Поворот к резкому увеличению темпов экономического развития становится все более императивным требованием в той крайне опасной ситуации, в которой находится Россия. Некоторые авторы говорят о необходимости нового мобилизационного типа развития. По-видимому, это реальный выход для страны, и результаты нового мобилизационного типа развития могут оказаться значительными. Но при условии, что новая мобилизация общества будет основана не на прямой директиве и командовании, а на инновациях, т.е. на новом типе поведения человека в современном обществе.
Российская бюрократия, может, конечно, эффективно и целеустремленно трудиться, когда перед ней поставлены большие и трудновыполнимые цели, когда безусловной их реализации требует от нее политическая воля и решимость высшей власти, делающая, прежде всего, управленческий аппарат, бюрократию ответственной за достижение поставленных целей. Но здесь необходимо указать еще на одно условие, без выполнения которого идея мобилизующего импульса не сможет быть реализована. Сегодня мало кто уверен в том, что нынешняя бюрократия согласится на реверс, т.е. согласится искать не привилегий и дополнительных доходов, а самоотверженно повышать эффективность управления развитием национально-ориентированной экономики страны. Произошло сращивание ближайшего окружения президента с правящей элитой, с высшими слоями бюрократии, которые прочно освоились в пространстве власти первого лица государства.
Разрешение таких ситуаций в истории России отличалось, как правило, удивительной схожестью, Происходило устранение правящей элиты, высших слоев бюрократии под давлением сверху, со стороны первого лица при активной поддержке снизу. Политические чистки и дворцовые перевороты - привычное дело в российской истории накануне решительного поворота к новой мобилизации общества.
Сегодня перед страной поставлена примерная и такая же задача огромной сложности, и нет уверенности в том, что она может быть сравнительно легко и безболезненно решена. Среди правящей элиты, высших слоев бюрократии сегодня наблюдаются серьезные противоречия между теми группировками, которые ориентированы на развитие национальной промышленности и теми, которые ориентированы на развитие экспортных отраслей экономики. Борьба между этими группировками проходит через все структуры и звенья власти вплоть до силовых структур. Если сравнить, сколько получает группировка, которая связана с экспортно-сырьевыми отраслями нашего хозяйства и сколько та, которая занимается подъемом национальной промышленности, можно прийти к выводу, что развитие общества и соответственно рост благосостояния народа идет как бы на двух скоростях. Та часть правящей элиты и бюрократии, которая обслуживает сырьевую часть, в значительной мере выведена из критики. Ее редко кто смеет трогать. Поэтому проблема эффективности административного управления упирается сегодня именно в эту проблему, в выдвижение на первый план той части элиты, которая все больше утверждает приоритеты промышленного развития, инновационного типа развития экономики.
Российское государство должно обладать высшими трансцендентными целями. Высшая власть должна иметь политическую волю для реализации целей, а средством их достижения будет выступать административно-управленческий аппарат, чиновничество, которое было и остается становым хребтом российского государства. Как только высшая власть теряет свой динамизм, свою политическую волю, бюрократия начинает активно вторгаться в политическое пространство высшей власти и обращать свою деятельность при отсутствии высших целей себе во благо. В этом разительное отличие российской бюрократии.
Список использованной литературы
1) Гимпельсон В.Е. Численность и состав российской бюрократии: между советской номенклатурой и госслужбой гражданского общества / В.Е.Гимпельсон. – М.: ГУ-ВШЭ, 2002. – 40с.
1) Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник / В.Л.Кулапов, И.Н.Сенякин, Л.А.Морозова. - М.: Юрист, 2002. - 416 с.
2) Горшков М. Бюрократия и власть в новой России /М.К.Горшков// «Полития»– 2006. - №1. – С. 88-103
3) Шевченко В.Н. Бюрократия в современном мире: теория и реалии жизни / В.Н.Шевченко. – М.:ИФРАН, 2008. – 195с.