Скульптура - «мир объемов»




Может ли воспринимать изобразительное - «видимое» - искусство человек, лишенный зрения? Да! Ощупывая скульптуру, незрячий человек может воссоздать в своем воображении ее облик. Более того, известны случаи, когда незрячие люди сами создавали скульптуры.

Объем - вот что отличает скульптуру от произведений других изобразительных искусств. Художников, создающих скульптурные произведения, называют скульпторами (от латинского «вырезать», «высекать»).

Скульптура очень разнообразна. Есть скульптура круглая - такая, которую можно обойти вокруг. А бывает плоскостная - как бы скульптурная картина. Такую скульптуру называют рельефом (в переводе с французского «рельеф» значит «выпуклость»). Рельефы, в зависимости от того, как сильно они выпуклы, называют по-разному. Если рельеф очень выпуклый, сильно выступает из плоскости, его называют горельефом (от французского «го»- высокий), а если рельеф низкий, не очень выпуклый - барельефом («ба»- низкий).

В живописи изображения пишут, в графике - рисуют, а в скульптуре- вырезают, высекают, лепят. Можно сказать, обрабатывают материалы, «добывая» из них изображения.

Пигмалион

В далекие времена на острове Кипр в Средиземном море жил скульптор Пигмалион. Не нашлось среди жительниц Кипра той, на которой он захотел бы жениться, поэтому решил он на всю жизнь остаться одиноким. Но в его воображении жил образ прекрасной женщины, и из слоновой кости создал он великолепную статую и назвал ее Галатеей. Статуя так нравилась самому творцу, что он влюбился в нее.

В один из праздников в честь богини любви Афродиты Пигмалион отправился в храм этой богини, принес ей жертву и стал умолять, чтобы она дала ему в супруги женщину такую же прекрасную, как прекрасна была его статуя.

Богиня не смогла найти такую женщину среди живых, а исполнить просьбу художника ей очень хотелось...

Пигмалион вернулся домой, подошел поцеловать свою статую, и - о чудо! - под его поцелуями она ожила, превратилась в прекрасную женщин/

Галатея стала женой Пигмалиона, а эта поэтичная легенда во все времена служила темой для создания многочисленных художественных произведений.

Состязание

Древнегреческий художник Зевксис жил в середине I тысячелетий до нашей эры. За свои картины он получал так много денег, что вскоре перестал продавать их. Он дарил свои полотна городам и правителям, а когда речь заходила об оплате, говорил, что они бесценны и заплатить за них все равно ни у кого не хватит денег.

Считалось, что другой художник - Паррасий - не уступал Зевксису в мастерстве. Говорили, что в своей картине «Афинский народ» он сумел выразить все характерные черты афинян.

Зевксис вызвал Паррасия на состязание. Художники должны были выставить свои работы на афинской площади - пусть горожане решат, кому присудить победу.

Зевксис изобразил кисть винограда. Ягоды до такой степени казались настоящими, что птицы слетались клевать их.

Паррасий не спешил выставлять свою картину. Когда наступил последний день отведенного срока, Зевксис не утерпел и явился в мастерскую Паррасия.

- Где же твоя картина? - спросил он.

- Вон там, за ширмой, - ответил Паррасий.

Зевксис хотел отдернуть ширму - его рука скользнула по полотну: ширма была нарисована!

Зевксис признал свое поражение, ведь ему удалось ввести в заблуждение неразумных птиц, а Паррасий обманул своим искусством человека, да к тому же художника.

Как делают краски

В древности художники сами делали для себя краски. Основа любой краски - пигмент (краситель).

Все художественные краски - масляные, темпера, гуашь, акварель и др. - состоят из пигментов и связующего вещества. Черный пигмент получали из древесного угля, красный - из киновари, желтый - из охры. Пигмент был очень похож на цветную муку. Чтобы из пигмента изготовить хорошую краску, исходное вещество - мел, уголь, глину - нужно было очень тщательно растереть: чем мельче будет мука, тем лучше краска.

Сейчас эту работу выполняют на заводах специальные машины, а в старину сам художник или его ученики растирали краски на каменной плите курантом - специальным инструментом грушевидной формы с плоским основанием. Изготовляли куранты из твердых сортов камня - порфира или гранита.

В цветную муку - пигмент - художники добавляли мед, яйцо, растительное масло и получали краску. Все эти продукты, добавляемые в пигмент, называют связующими веществами. Именно от них зависит, какая получится краска.

Первые краски были исключительно природного происхождения. Сохранившиеся росписи в пещерах первобытного человека выполнены земляными красками, растертыми на животных жирах. С развитием живописи появляются самые разнообразные краски. Сейчас у нас в стране выпускают акварельные, гуашевые, темперные и масляные художественные краски.

Масляные краски готовят на основе минеральных и органических пигментов, обладающих достаточной светостойкостью и постоянным химическим составом. Связующим для масляных красок служат специально обработанные высохшие масла. В производстве современных отечественных Масляных красок используют главным образом льняное масло. Масляные краски в сравнении с другими имеют ряд преимуществ и особенностей При высыхании они не темнеют, не высветляются, не теряют яркости; ими можно писать корпусно, накладывая краску только толстым слоем, и прозрачно. Масляные краски высыхают медленно, и это свойство позволяет художникам легко добиваться тончайших цветовых переходов. Скорость высыхания масляных красок зависит от их маслоемкости, от химического состава пигмента. Одни пигменты ускоряют высыхание (например, свинцовые белила), другие - замедляют (краплак и сажа газовая).

Темпера - краски, связующее вещество которых представляет собой природную или синтетическую эмульсию. Наша промышленность производит два вида темперы - казеиново-масляную и поливинилацетатную (ПВА). Разбавлять казеиново-масляную темперу лучше снятым молоком или специальной казеиново-масляной эмульсией. Связующее вещество темперы ПВА состоит из водной эмульсии, синтетической поливинилацетатной смолы. Эти краски разводятся водой, они эластичнее и прочнее казеиново- масляной темперы и совершенно не желтеют. Темперные краски быстро сохнут, изменяя свой цвет и тон. Как и масляные краски, темперу продают в металлических тубах, но ассортимент красок несколько меньше. Хранить их лучше всего при комнатной температуре.

Акварель - краски, в состав связующих веществ которых входят водорастворимые клеи растительного происхождения: гуммиарабик, декстрин, а также пластификаторы - мед, глицерин, сахар, антисептик - фенол. Выпускают акварельные краски трех видов: твердые - в плитках, мягкие - в пластмассовых кюветах и жидкие - в металлических тюбиках. Для акварельной живописи характерна легкость и прозрачность, а высветление красок происходит за счет просвечивания бумаги сквозь тончайший красочный слой.

Гуашь, так же как и акварель, относится к клеевым водорастворимым краскам, но отличается по своим свойствам. Все гуашевые краски кроющие. Белила не только присутствуют во всех наборах гуаши, но и входят в качестве наполнителя в состав красок всех цветов. Поэтому для произведений, выполненных гуашью, характерны матовость и бархатистость поверхности. Гуашь фасуется в пластмассовые и стеклянные банки разной емкости, хранится при комнатной температуре. Засохшую краску разводят водой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: