Конспект классного часа для 3 класса на тему: «Видимое» искусство
Задачи:
1. Развивать смекалку, фантазию, наблюдательность.
2. Расширять знания детей.
3. Воспитывать чувство прекрасного, побудить школьников думать об окружающем мире, заботиться о природе и беречь ее.
Оборудование: яркая коробка, бумажные цветы (красные синие, желтые), три рабочих стола, стенгазета с интересной информацией об изобразительном искусстве, три листа с кроссвордом, краски, кисти, бумага, три мрачных пейзажа, карточки с дорожными знаками.
Ход классного часа
Учитель. Ребята, у меня в руках волшебная цветочная коробочка. В ней лежат красные, желтые и синие цветы. Я подойду к каждому из вас, вам нужно достать из коробочки любой цветок. (Учащиеся достают цветы.)
Итак, у нас получились три команды. У каждой команды свой цвет. Вот вам первое задание. Подумайте, с чем у вас ассоциируется ваш цвет, и дайте название своей команде. Для выполнения этого задания вам дается 1 минута.
(Учащиеся совещаются, а командир каждой команды оглашает решение. Например: красный цвет - «Божья коровка», синий цвет - «Тучка», желтый цвет - «Солнышко». За каждый правильный ответ команды будут получать жетоны. Победит команда, набравшая больше жетонов.)
Сегодня мы с вами поговорим об одном из древнейших искусств - изобразительном. Его еще называют «видимым» искусством.
- Скажите, а что делает окружающий нас мир таким красочным? (Дети отвечают.)
Конечно, краски. Отгадайте «разноцветные» загадки. (Если команда не отгадывает загадку, то право ответа переходит другой команде.)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза.)
Я стою на ножке тонкой,
|
Я стою на ножке гладкой
Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой. (Гриб.)
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног - да без копыт. (Жук.)
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Земляника.)
Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис - ирис.)
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет. (Петух.)
Как на нашей грядке
Выросли загадки -
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
А осенью краснеют. (Помидоры.)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок,
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка.)
Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашки.)
Сам с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь - гладко,
А откусишь - сладко. (Яблоко.)
В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке,
Только желтые лучи
У него негорячи. (Подсолнух.)
Я бел как снег,
В чести у всех
И нравлюсь вам,
Да во вред зубам. (Сахар.)
Чок, чок, пятачок,
Сзади - розовый крючок,
Посреди бочонок,
Голос тонок, звонок. (Свинья.)
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга.)
Люди еще не умели говорить, а изображения уже создавали. Археологи нашли множество наскальных рисунков. Это было началом возникновения письменности. Древнейшую письменность мы называем пиктографией - рисуночным письмом. С помощью этих рисунков люди общались.
|
Давайте с помощью рисунка попробуем объяснить соперникам какое-либо событие.
(Команды выполняют задание. Например:
(Команды выполняют задание. Например:
А пользуются ли люди пиктографией сегодня? Представьте себе, пользуются. Самые распространенные пиктограммы - дорожные знаки. Пиктограммы помогают нам ориентироваться там, где надписи сделаны на незнакомом языке: в любой стране мы разберемся, где вход и выход, если они обозначены рисунками.
Чтобы соблюдать Правила дорожного движения, нужно уметь читать дорожные знаки. Сейчас я буду показывать дорожный знак, а вы должны сказать, что он обозначает.
Запрещающие знаки
(Дети узнают знаки и отвечают.)
Изобразительное искусство, пожалуй, и самое богатое - за многие столетия человечество накопило множество творений художников всех времен. Изобразительное искусство создают художники. Они изображают мир таким, каким его видим мы все, и таким, каким его видит один-единственный человек - сам художник. Изобразить можно видимый мир предметов, людей, животных. Есть еще невидимый мир чувств - радость и горе, правда и ложь, добро и зло и т. д.
- Скажите, как можно изобразить на бумаге мир чувств? (Дети отвечают.)
Молодцы! Перед вами три основные краски - синяя, желтая и красная. Они называются основными, потому что остальные цвета получаются смешением этих трех основных цветов. Внимание, задание! Перед вами лист бумаги, кисть и три основные краски. Я буду называть цвет, который должен получиться, а вы смешиваете краски на бумаге. За каждый правильно созданный цвет команда получает жетон.
|
- Какие краски нужно смешать, чтобы получился оранжевый цвет? (Красную и желтую.)
- Какие краски нужно смешать, чтобы получился зеленый цвет? (.Желтую и синюю.)
- Какие краски нужно смешать, чтобы получился фиолетовый цвет? (Красную и синюю.)
- Какие краски нужно смешать, чтобы получился коричневый цвет? (Красную, синюю и желтую.)
- Как получить голубой цвет? (Добавить воды в синюю краску.)
- Мир прекрасен, но человек вмешивается в него. Часто это вмешательство наносит вред. Какой вред может нанести человек окружающему миру? (Дети отвечают.)
Каждой команде я даю картину - это мрачный, грустный послевоенный пейзаж. Мы видим здесь выжженную землю, высохшие деревья, разрушенные дома и т. д.
Попробуйте возродить этот грустный пейзаж, изменить мир, изображенный на картине, используя кисть и краски.
Картины известных художников хранятся в музеях, а еще картины живут в мастерских художников и в наших домах на стенах. Ваши «ожившие» пейзажи мы поместим на классную выставку. (Дети выполняют задание.)
А теперь послушайте сказку Ганса Христиана Андерсена «О том, как буря перевесила вывески». Вам нужно будет исправить проказы бури.
В старину, когда дедушка был еще совсем маленьким мальчиком и разгуливал в красных штанишках, красной курточке с кушаком и шапочке с пером, - а надо вам сказать, что тогда детей именно так и одевали, когда хотели их нарядить, - так вот в те далекие, далекие времена все было совершенно иначе, чем теперь.
Ведь какие, бывало, торжества устраивались на улицах! Нам с вами таких уже не видать: их давным-давно упразднили, так как, видите ли, вышли из моды. Но до чего же занятно теперь послушать дедушкины рассказы об этом - вы и представить себе не можете.
...Дедушка был еще совсем маленьким, когда приехал с родителями в этот город, самый большой в стране.
...И надо же было, чтобы вся эта кутерьма с вывесками приключилась как раз в тот день, когда в город приехал дедушка. Он сам рассказывал об этом, и очень складно, хоть мама и уверяла, что он морочит мне голову. Нет, на этот раз дедушка говорил всерьез.
В первую же ночь, когда он приехал в город, разыгралась страшная буря, до того страшная, что такой нив газетах никогда не описывали, ни старожилы не помнили. Ветер срывал черепицу с крыш, трещали и валились старые заборы, а одна тачка вдруг взяла да и покатилась по улице, чтобы убежать от бури. А буря бушевала все сильнее и сильнее, ветер дико завывал, ревел и стучал в ставни, стены и крыши...
...Да, ну и выдалась же ночка! Наутро - только подумайте! - все вывески в городе поменялись местами, а кое-где получилось такое безобразие, что дедушка, уж как ни хотелось ему рассказывать об этом, только помалкивал да посмеивался про себя...
...Каково же было жителям этого города, а особенно приезжим! Они совершенно сбились с толку и ходили как потерянные. Да иначе и быть не могло: ведь они привыкли искать дорогу по вывескам!
...Теперь подобных бурь больше не бывает: такую только дедушке до* велось повидать, и то когда он был еще мальчишкой. Да и вряд ли такая буря повторится при нас; разве что при наших внуках. А мы дадим им благой совет: «Пока буря перевешивает вывески, сидите-ка лучше дома».
(Командам дается задание - придумать и нарисовать вывески так, чтобы соперники смогли сказать, над входом в какой магазин каждую из них можно повесить. Подведение итогов игры.)
Дополнительный материал
детям предлагается закончить стихотворения.
Если видишь - на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш –
Обязательно картина
Называется... (пейзаж)\
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине.
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это... (натюрморт)!
сарая
Кривой силуэт ольхи;
Налево светится глухо
Водой затопленный ров,
По сизой глине старуха
Бредет с вязанкою дров,
А дальше только дорога,
Петляя, словно тесьма,
Уходит в сумерки лога
За синий контур холма.
Т. Готье
На радуге
Не во сне,
А наяву-
Что же здесь такого? –
Я на радуге сижу
В домике лиловом.
Выбегаю поутру
В бежевых сапожках,
Ем в сиреневом бору
Алую морошку.
С листьев падает роса
В темно-синей чаще,
Филин желтые глаза
На меня таращит.
Там, где свищут соловьи
В закоулках бора,
Пробираются ручьи
К розовым озерам.
Машет белка за кустом
Фиолетовым хвостом,
Белорыбицы плывут
Под вишневый мостик...
Я на радуге живу,
Приходите в гости!
Т. Белозеров
Подумай и отгадай
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
А сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Краски и кисть.)
Он признался ножу:
«Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок.
Чтобы я работать мог». (Карандаш.)
Начало - «пенье» птицы,
Конец - на дне пруда,
А целое - в музее
Найдете без труда. (Кар-тина.)
Если ей работу дашь -
Зря трудился карандаш. (Резинка.)
Я - черный, красный, желтый, синий,
С начинкой твердой в середине.
Я с острым ножиком дружу
И что хочу - изображу. (Цветной карандаш.)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка.)
Информация для стенгазеты
Художников много, работают они по-разному, по-разному их и называют. Кистями и красками работают живописцы; карандашом, углем, тушью, пастелью - графики; изображения в глине, пластилине, камне и других материалах создают скульпторы.
Произведение, созданное художником, называют подлинником, оригиналом (единственным, непохожим на другие). Подлинники находятся в музеях или мастерских художников. Чтобы в любом уголке Земли люди могли познакомиться с наиболее знаменитыми произведениями искусства, делают репродукции: подлинники фотографируют, затем в типографиях печатают книги и альбомы. Благодаря репродукциям мы можем познакомиться с изобразительным искусством не только нашей родины, но и других стран и народов.
В разные времена художники писали (и пишут) картины на дереве, металле, шелке. Используют они картон, бумагу, но для многих живописцев любимым является холст. Холст - это ткань, туго натянутая на деревянный каркас - подрамник. Холст на подрамнике, картон или доску во время работы художник закрепляет на специальном станке - мольберте.
Главным инструментом живописца является кисть. Кисти тоже бывают Разные - от тонких и нежных беличьих до крупных и жестких щетинных.
У каждого живописца обязательно есть палитра - специальная дощечка на которой он смешивает краски.