ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Верховный суд: долги за ЖКХ не повод отменять льготы

СЮЖЕТ: ПРАКТИКА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

Теги: Жилищное право, Верховный суд РФ, Смоленская область, Россия

Верховный суд РФ вступился за права социально незащищенных категорий граждан на получение льгот по оплате коммунальных услуг и взносов за капремонт: суд рассмотрел спор инвалида II группы с чиновниками Смоленской области, которые из-за долга всего в 825 рублей лишили ее дотации.

ВС подчеркнул, что программа помощи определенным категориям граждан является федеральной, поэтому местные законы по ограничению в выплате компенсаций не являются главными.

Высшая инстанция также призвала суды более человечно относиться к жильцам, имеющим долги за ЖКХ, и изучать причины, по которым они не платят по счетам. Сама по себе задолженность не может являться основанием для лишения гражданина социальной поддержки, указывает ВС РФ.

Суть дела

Жительнице Смоленской области предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и частично — на капитальный ремонт. Женщина исправно оплачивала все счета, но отказывалась вносить плату за четыре месяца на капитальный ремонт по принципиальным соображениям. Из-за этой задолженности местные власти вовсе лишили инвалида II группы компенсации.

Заявительница сочла эти решения незаконными, но поддержки в Ярцевском городском суде, а позднее и в Смоленском областном суде она не нашла.

Отказывая истице в удовлетворении иска, суд в том числе сослался на региональный закон о мерах социальной поддержки инвалидов, согласно которому задолженность по оплате ЖКХ уже за два месяца является основанием для прекращения выплаты льготы. У истицы же была пропущена оплата за четыре месяца, значит, чиновники лишили ее компенсаций правомерно, посчитал суд.

Он также указал, что раз гражданин не выполняет своих платежных обязательств, то у него отсутствуют соответствующие расходы, значит и компенсировать ему нечего.

Позиция ВС

Верховный суд подчеркнул, что право определённых категорий граждан, в том числе инвалидов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено не региональными властями, а федеральными законами.

Порядок и условия компенсации расходов имеют целевое назначение — уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.

По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату ЖКХ предоставляются при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт, а наличие долгов может являться основанием для приостановления или прекращения предоставления льготы, признает ВС РФ.

Однако, как указано в пункте 47 постановления пленума Верховного суда от 27 июня 2017 года No 22, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

«Суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении», — говорится в постановлении.

ВС отмечает, что при наличии уважительных причин отсутствия оплаты ЖКХ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. К таким причинам могут быть отнесены невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение жильца и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, болезнь, нахождение на стационарном лечении собственника или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др., поясняет ВС.

Нормами смоленского законодательства установлен перечень оснований для приостановления и прекращения выплаты компенсаций, к которым относится и наличие долгов по оплате коммунальных услуг в течение двух месяцев, а также отсутствие мер по погашению задолженности в течение месяца после приостановки перечисления средств. Если же собственник перестал платить за ЖКХ по уважительным причинам, то выплата компенсации возобновляется.

Однако приведённый в местном законе перечень уважительных причин исчерпывающим не является, указывает ВС РФ.

Между тем судебные инстанции, решавшие спор по иску инвалида II группы, не учли взаимосвязь регионального и федерального законодательства, которые касаются этого вопроса.

Выводы судебных инстанций сделаны без учёта фактических обстоятельств дела и выяснения причин образования задолженности. Суды даже не стали устанавливать достоверный период образования долга, удивилась высшая инстанция.

Из материалов дела следует, что в течение более полутора лет инвалид оплачивала коммунальные услуги в полном объёме. Женщина столкнулась с трудностями лишь при оплате взносов за капитальный ремонт: региональный оператор составил договор таким образом, что из него вытекала обязанность оплатить эти взносы за уже прошедшие четыре месяца. Жительница с таким подходом не согласилась и заключать договор не стала, а компании отправила претензию, на которую та так и не ответила. Но при получении первой же квитанции взносы на капремонт заявительница перечислила. А по оплате предшествующего до рассылки квитанций периода между жительницей и региональным оператором до сих пор имеется судебный спор.

То есть задолженность в 825 рублей у жительницы образовалась по уважительным причинам, к тому же суду следовало учесть состояние здоровья истицы и тот факт, что впоследствии она регулярно и вовремя вносила оплату, отмечает ВС.

Таким образом, у департамента Смоленской области по социальному развитию отсутствовали правовые основания для отказа инвалиду в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт,отмечает ВС РФ.

Высшая инстанция сочла возможным не только отменить все состоявшиеся по делу решения, но и принять новое: об удовлетворении исковых требований, о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию и о возложении на чиновников обязанности возобновить выплату инвалиду II группы, включая период, на который ее необоснованно лишили льготы.

Неформальный подход

«Я поддерживаю позицию ВС РФ. Считаю её оптимальной и правильной в ситуации, которая разбиралась. Законодательство не терпит формального подхода к разрешению спорных ситуаций, ведь за этими ситуациями стоят люди, их реальные беды и реальные ситуации», — отмечает член Ассоциации юристов России Александр Самарин.

На его взгляд, суды нижестоящих инстанций не стали вникать в саму суть проблемы и не устанавливали причину неоплаты, хотя ВС РФ указывал неоднократно на то, что такой подход недопустим.

Он напомнил пункт постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении», в котором ВС указывает, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Как видно из определения Верховного суда РФ, суды нижестоящих инстанций неполно рассмотрели дело, что, в свою очередь, привело к нарушению прав получателя субсидии.

«И такое, к сожалению, не редкость. Вызвано это как загруженностью суда, так и формальным подходом к рассмотрению споров.

Данное определение полезно в первую очередь получателями субсидий на оплату ЖКХ, капитального ремонта. Теперь при наличии уважительных причин, по которым образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги или капитальный ремонт, в суде можно ссылаться на данное определение для того, чтобы напомнить суду, что нужно не просто учесть наличие задолженности, но и выяснить почему задолженность за ЖКУ образовалась.

В перспективе это поможет получателям субсидии отстоять своё право на получение компенсации за ЖКУ и не допустить формального рассмотрения своего спора с органом, выплачивающим данную субсидию», — подчеркивает Самарин.

Кроме того, на его взгляд, по мере накопления судебной практики, увеличения оспаривания отказов в выплате субсидии, возможно уже на этапе решения социальными органами наличия оснований для выплаты субсидий, чиновники будут самостоятельно учитывать причину возникновения задолженности, что приведет к уменьшению нагрузки на суды за счет снижения числа споров.

Также, возможно, последуют изменения в региональном законодательстве с целью определения какие случаи являются уважительными в качестве основания образования долгов за ЖКУ и в методике определения уважительности причин неоплаты за ЖКУ, выразил надежду член АЮР.

 

Алиса Фокс

Документ предоставлен КонсультантПлюс

 

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

От 12 марта 2018 г. N 36-КГ17-14

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 марта 2018 г. гражданское дело по иску Мамыкиной Людмилы Максимовны к Департаменту Смоленской области по социальному развитию в лице отдела социальной защиты населения в Ярцевском районе о признании действий незаконными, возобновлении выплаты денежной компенсации

по кассационной жалобе Мамыкиной Л.М. на решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 19 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 февраля 2017 г., которыми в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Мамыкина Л.М. 14 октября 2016 г. обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию в лице отдела социальной защиты населения в Ярцевском районе о признании действий незаконными, возобновлении выплаты денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В обоснование заявленных требований Мамыкина Л.М. указала, что проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире <...> в многоквартирном жилом доме <...>.

В период с 1 августа 2008 г. по 31 июля 2016 г. Мамыкиной Л.М. как инвалиду II группы предоставлялась мера социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы, а с 1 января 2016 г. - мера социальной поддержки в форме компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов этого взноса.

Решением Департамента Смоленской области по социальному развитию от 26 июля 2016 г. N 225 Мамыкиной Л.М. с 1 августа 2016 г. приостановлена выплата денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов в связи с наличием задолженности по уплате взноса на капитальный ремонт за четыре месяца.

Решением Департамента Смоленской области по социальному развитию от 26 августа 2016 г. N 1075 выплата Мамыкиной Л.М. названной компенсации прекращена с 1 августа 2016 г. в связи с отсутствием документов, подтверждающих уплату долга или заключение соглашения о его реструктуризации.

Мамыкина Л.М. считает решения Департамента Смоленской области по социальному развитию о приостановлении и о последующем прекращении выплаты ей денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов незаконными, поскольку по состоянию на 26 июля 2016 г. все текущие платежи по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома ею были внесены.

Определением Ярцевского городского суда Смоленской области от 22 ноября 2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области".

Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 19 декабря 2016 г. в удовлетворении исковых требований Мамыкиной Л.М. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 февраля 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

На решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 19 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 февраля 2017 г. Мамыкиной Л.М. в Верховный Суд Российской Федерации подана кассационная жалоба.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. от 29 июня 2017 г. Мамыкиной Л.М. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В повторной кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации Мамыкиной Л.М., ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, как незаконных.

По запросу заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Нечаева В.И. от 16 октября 2017 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А. от 9 февраля 2018 г. определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2017 г. об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменено, кассационная жалоба Мамыкиной Л.М. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Мамыкина Л.М. сведений о причинах своей неявки не сообщила. От представителей Департамента Смоленской области по социальному развитию и некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" поступили письменные возражения на кассационную жалобу. В письменных возражениях Департамента Смоленской области по социальному развитию содержится в том числе просьба о рассмотрении дела в их отсутствие. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на нее от Департамента Смоленской области по социальному развитию и некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области", Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Мамыкина Л.М. является инвалидом II группы, проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире, расположенной по адресу: <...>.

Как инвалиду II группы Мамыкиной Л.М. в период с 1 августа 2008 г. по 31 июля 2016 г. предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, а с 1 января 2016 г. - также в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В июле 2016 года в отдел социальной защиты населения в Ярцевском районе Смоленской области из некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" поступила информация о наличии у Мамыкиной Л.М. задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за четыре месяца, в связи с чем решением Департамента Смоленской области по социальному развитию от 26 июля 2016 г. N 225 Мамыкиной Л.М. с 1 августа 2016 г. была приостановлена выплата денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения, платы за коммунальные услуги, платы за взнос на капитальный ремонт. В качестве правового основания для приостановления предоставления названной меры социальной поддержки в решении указаны подпункты 2, 3 пункта 4.1 раздела 4 Порядка предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов, утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 г. N 713.

Решением Департамента Смоленской области по социальному развитию от 26 августа 2016 г. N 1075 прекращена выплата Мамыкиной Л.М. компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с 1 августа 2016 г. в связи с отсутствием документов, подтверждающих уплату долга или заключение с некоммерческой организацией "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" соглашения о реструктуризации долга.

По информации, поступившей по запросу суда от некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области", задолженность Мамыкиной Л.М. по лицевому счету N <...>, открытому в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на 31 июля 2016 г. составила 1 192 руб. 01 коп., по состоянию на 17 ноября 2016 г. с учетом произведенной оплаты 3 ноября 2016 г. - 875 руб. 24 коп.

Разрешая спор и отказывая Мамыкиной Л.М. в удовлетворении иска о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию по приостановлению ей выплаты денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и о возобновлении этих выплат, суд первой инстанции сослался на положения статей 154, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также на положения постановления администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 г. N 713 "О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов" и исходил из того, что у Мамыкиной Л.М. имеется задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме более двух месяцев, наличие и размер которой Мамыкиной Л.М. не опровергнуты, вследствие чего пришел к выводу о том, что решение о прекращении Мамыкиной Л.М. выплаты денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме принято органом, осуществляющим предоставление названной меры социальной поддержки, правомерно.

При этом суд указал, что предоставление такой меры социальной поддержки, как выплата денежного эквивалента 50 процентов расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат по их оплате. При невыполнении гражданином своих платежных обязательств, в отношении которых ему по законодательству положена выплата денежного эквивалента, у него отсутствуют соответствующие расходы на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и, следовательно, отпадает основание для выплаты соответствующей компенсации расходов на оплату денежного эквивалента.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Так, согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды.

В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления;

- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

В силу части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

На территории Смоленской области предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 г. N 713 "О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов".

Пунктом 1 названного постановления Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 г. N 713 определено, что формой предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов, является компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы и компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не более 50 процентов указанного взноса (далее также - компенсация расходов).

Постановлением Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 г. также утвержден Порядок предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов (далее - Порядок).

Условия приостановления, возобновления и прекращения выплаты компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме приведены в разделе 4 Порядка (пункты 4.1 - 4.24).

Так, согласно подпункту 2 пункта 4.1 Порядка выплата компенсации расходов получателю приостанавливается, в частности в случае неуплаты последним текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев.

В этом случае выплата компенсации расходов приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили названные обстоятельства (пункт 4.5 Порядка).

Решение о приостановлении выплаты компенсации расходов принимается отделом (сектором) социальной защиты населения Департамента в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения обстоятельств, указанных в пункте 4.1 Порядка, и в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения направляется в сектор социальных выплат, приема и обработки информации Смоленского областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат, приема и обработки информации" по месту жительства (месту пребывания) получателя (пункт 4.2 Порядка).

Для возобновления выплаты компенсации расходов в случае ее приостановления в соответствии с подпунктом 2 пункта 4.1 Порядка (неуплаты получателем текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев) получатель или его представитель представляет в сектор социальных выплат, приема и обработки информации смоленского областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат, приема и обработки информации" по месту жительства (месту пребывания) получателя или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства (месту пребывания) получателя (при наличии МФЦ по месту жительства (месту пребывания) получателя) заявление в письменной форме о возобновлении выплаты компенсации расходов и документы, содержащие сведения о наличии (об отсутствии) задолженности по плате за наем и плате за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги (далее также - задолженность по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт), либо соглашение о погашении этой задолженности (при наличии у получателя такой задолженности) в случае, если информация о сведениях, содержащихся в указанных документах и соглашении, не находится в распоряжении организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 4.7 Порядка).

В силу пункта 4.9 Порядка при наличии уважительных причин возникновения случаев приостановления выплаты компенсации расходов, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 4.1 названного порядка (стационарное лечение, санаторно-курортное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок), для возобновления выплаты компенсации расходов получатель или его представитель представляет в сектор Учреждения по месту жительства (месту пребывания) получателя или МФЦ по месту жительства (месту пребывания) получателя (при наличии МФЦ по месту жительства (месту пребывания) получателя) заявление в письменной форме о возобновлении выплаты компенсации расходов и документы, подтверждающие наличие уважительных причин.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 4.15 Порядка начисление и выплата компенсации расходов пользователю прекращаются, в том числе в случае непогашения задолженности по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, уплате взноса на капитальный ремонт или несогласования срока погашения указанной задолженности в течение одного месяца с даты направления получателю уведомления о приостановлении выплаты компенсации расходов (при отсутствии уважительных причин, указанных в пункте 4.9 Порядка).

При прекращении начисления и выплаты компенсации расходов на основании подпункта 5 пункта 4.15 Порядка получатель в случае устранения причин, по которым была прекращена выплата компенсации расходов, вправе вновь обратиться за ее назначением и выплатой в соответствии с разделом 2 Порядка. Компенсация расходов начисляется и выплачивается вновь с 1-го числа месяца, в котором выплата компенсации расходов была прекращена, но не более чем за три года (пункт 4.19 Порядка).

Согласно приведенным нормативным положениям право определенных категорий граждан, в том числе инвалидов на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной связи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.

По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: